ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-14/2014 от 14.08.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 Верховный Суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего Болат-оол А.В.,

 при секретаре Мангыр С.-С.Т.,

 с участием прокурора О,, заявителя Б., представителей заявителя С. и М., представителей территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва Р. и А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №,

 УСТАНОВИЛ:

 Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г** Республики Тыва (далее – ТИК **) об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №, указывая на то, что документы, необходимые для регистрации кандидатом, были сданы им 14, 15, 16 и 17 ДД.ММ.ГГГГ года, а 24 ДД.ММ.ГГГГ года – подписные листы в количестве ** штук. Также им были сданы справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей в установленной форме, справка о доходах физического лица за 2013-2014 года (форма 2-НДФЛ), справка ** о размере пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, справка **. Именно какие сведения или информация не были им представлены, в итоговом протоколе ТИК ** не указано. Выводы ТИК ** о недействительности представленных им подписей избирателей являются необоснованными. Подписные листы № оформлялись сборщиком подписей Ч. Серия паспорта Ч. не указана только на подписном листе №, что не может служить основанием для признания недействительными содержащихся в нем подписей избирателей. ТИК ** формально подошла к проверке подписных листов, в нарушение требования п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не известила его в установленный срок о выявленных недостатках в представленных документах, тем самым лишила его возможности вносить уточнения и дополнения в эти документы. Просит признать незаконным решение ТИК ** № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № и обязать ТИК ** зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 В судебном заседании Б., его представители С. и М. заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.

 Представители ТИК ** Р. и А. с заявлением не согласились. Р. пояснил, что решение ТИК ** об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва принято на законных основаниях. ТИК ** извещала заявителя о необходимости представления справки о доходах и об имуществе установленной формы, однако заявитель не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, данную справку не представил. В результате проверки подписных листов установлено, что из представленных заявителем ** подписей избирателей ** подписей являются недействительными. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в результате исследования подписей избирателей в подписных листах экспертом ** установлена недействительность ** подписей избирателей.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пп. «в.1», «г.2», «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

 Аналогичные нормы содержатся в п.п. 4, 7 ч. 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», согласно которым основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федерального закона, настоящего Закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

 В соответствии с ч. 1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи)...

 Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года №2622 ВХ-I выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года №77/389-6 при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на ТИК г. Кызыла – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Центральному одномандатному избирательному округу №3.

 Из материалов дела и объяснений представителя ТИК ** Р. следует, что ДД.ММ.ГГГГ Б. уведомил ТИК ** о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №; им были представлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в том числе подписные листы в количестве ** штук.

 Решением № от 02 августа 2014 года ТИК ** отказала в регистрации Б. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № в связи с несоблюдением требований п. «г» ч. 6.4 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, ч. 5 ст. 32, пп. 1, 2 ч. 5.1 ст. 32, ч. 1 ст. 40, пп. 3, 7 ч. 10 ст. 41 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 Пунктом 3 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона установлено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

 Частью 5 ст. 31 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» также предусмотрено, что вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую территориальную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 Заявителем в ТИК ** представлена справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего по форме, утвержденной Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 11 августа 2009 года №184, тогда как в соответствии с п. 3 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона он должен был представить сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к вышеуказанному Федеральному закону.

 Согласно п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

 Аналогичная норма содержится в абзаце третьем ч. 1 ст. 42 вышеуказанного Закона Республики Тыва.

 Вышеуказанный Федеральный закон не содержит положения о том, в какой форме должно производиться извещение избирательной комиссией кандидата об отсутствии каких-либо документов, представление которых предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

 Представитель ТИК ** Р. в судебном заседании пояснил, что ТИК ** извещала заявителя о необходимости представления справки о доходах и об имуществе установленной формы: секретарь ТИК ** сообщила ему об этом по телефону, а заместитель председателя ТИК ** сообщила устно при приеме документов. Заявитель и его представителя С. и М. данное обстоятельство оспаривали.

 В установленный срок справка о доходах и об имуществе установленной формы заявителем в ТИК ** не была представлена.

 Выяснение факта извещения заявителя избирательной комиссией о необходимости представления справки о доходах и об имуществе установленной формы не имеет правового значения для разрешения данного дела, поскольку судом установлено наличие иного основания для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.

 В силу п. 1.2 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

 Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 37 вышеуказанного закона Республики Тыва.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, согласно которой в ** одномандатном избирательном округе № число избирателей составляет ** человек.

 Следовательно, для регистрации кандидата, выдвинутого по данному одномандатному избирательному округу, необходимо ** подписей избирателей.

 Б. в ТИК ** представлено ** подписей избирателей на ** подписных листах, что подтверждается протоколом об итогах сбора подписей и подтверждением от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно п. 3 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

 Частью 5 ст. 41 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлено, что проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Республики Тыва.

 Пунктом 3.5 Инструкции о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденной протоколом заседания Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года №77-1-6, проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

 Проверив подписные листы, ТИК ** пришла к выводу о том, что ** подписей избирателей из ** представленных заявителем являются недействительными.

 Данный вывод ТИК г** является обоснованным по следующим основаниям.

 В соответствии с подп. «г», «з» п. 6.4 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

 Аналогичные положения содержатся в п.п. 3, 7 ч. 10 ст. 42 вышеуказанного Закона Республики Тыва.

 В силу требований п.п. 11, 12 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума.

 Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

 Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подп. 5 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 В п. 30 постановления Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

 Изучение подписных листов показало, что в подписных листах под номерами 6-9, а также под номерами 24-34 во всех подписях избирателей не указано наименование населенного пункта, в которых они зарегистрированы по месту жительства.

 Кроме того, в подписном листе под №2 не указана серия паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

 Следовательно, вывод ТИК ** о недействительности подписей избирателей, содержащихся в указанных подписных листах, является обоснованным.

 Довод представителя заявителя С. о том, что указанные недостатки могли быть исправлены в порядке п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, является несостоятельным, так как данная норма прямо запрещает внесение уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.

 Более того, изучение подписных листов показало, что во всех подписях избирателей, представленных заявителем в ТИК **, не указано наименование субъекта Российской Федерации.

 Таким образом, все представленные заявителем подписи избирателей являются недействительными.

 Данное обстоятельство в силу подп. «г.2», «д» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона является достаточным основанием для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.

 Представленные ТИК ** справку эксперта ** от ДД.ММ.ГГГГ, ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки от ДД.ММ.ГГГГ суд не принимает во внимание, так как они составлены после вынесения ТИК ** оспариваемого решения.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ТИК ** принято на законных основаниях, и оснований для удовлетворения заявления Б. не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Б. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 августа 2014 года.

 Председательствующий Болат-оол А.В.