ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-152/2014 от 27.01.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

 3-32/2015

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Волгоград 27 января 2015 года

 Волгоградский областной суд в составе

 председательствующего Ждановой С.В.,

 при секретаре Ивановой М.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости,

 установил:

 ФИО1 обратился в Волгоградский областной суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6467+/-28 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости и о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости.

 В обоснование требований указал, что он является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 6255852 руб. 45 коп. Согласно отчёту об оценке размер рыночной стоимости земельного участка составляет 1978600 руб.

 При таких обстоятельствах усматривается несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок начисления арендной платы за земельный участок, является нарушение прав истца – арендатора земельного участка.

 ФИО1, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, его интересы представляет ФИО2, действующая по доверенности.

 Так, ФИО2 в ходе судебного заседания заявленные требования поддержала и просила суд об их удовлетворении. Также пояснила, что спорный земельный участок был образован после 01 января 2010 года – даты проведения кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области, сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июля 2013 года, кадастровая стоимость установлена именно на указанную дату.

 Представитель ответчика ФИО3 в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу, ввиду отсутствия гражданско-правового спора между названным органом и истцом. Кроме того, пояснил, что им не оспаривается дата определения истцом рыночной стоимости земельного участка – 11 июля 2013 года, поскольку именно на указанную дату определена кадастровая стоимость спорного земельного участка.

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области), Министерство по управлению государственным имуществом по Волгоградской области.

 Между тем представители вышеуказанных третьих лиц, будучи надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.

 Управление Росреестра по Волгоградской области направило в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления и принять решение на усмотрение суда.

 Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

 В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены о причинах неявки, а также положения части 5 этой же статьи, устанавливающей право сторон просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и третьих лиц.

 Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

 Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

 В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

 Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогооблажения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 6467+/-28 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на правах, установленных договором аренды от 02 сентября 2014 года № № <...> заключённом между истцом и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области, на срок 5 лет (л.д.8-15). Земельный участок относится к категории: земли населённых пунктов (л.д.16-17).

 В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.

 С учётом приведённого правового акта, а также данных кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастрового паспорта земельного участка кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 6255852 руб. 45 коп.

 Из пояснений представителей сторон и данных кадастрового паспорта земельного участка судом установлено, что сведения о вновь образованном спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июля 2013 года, и на указанную дату определена кадастровая стоимость земельного участка.

 Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

 Согласно представленного в суд Отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка № <...> 06 октября 2014 года, подготовленного ООО «<.......>», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 11 июля 2013 года составляет 1978 600 рублей.

 Согласно пунктам 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с названным законом недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учёт земельных участков.

 По смыслу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

 При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.

 Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

 Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

 Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

 Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).

 Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

 В силу ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...

 В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

 Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочиями органа кадастрового учета.

 При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

 Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 135 –ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

 В силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 С учётом приведённых выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

 В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

 В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

 Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

 Однако, при рассмотрении дела, участники процесса не заявляли ходатайств о назначении и проведении по делу судебной экспертизы.

 Таким образом, суд полагает, что Отчёт № <...> от 06 октября 2014 года, подготовленный ООО «<.......>», содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В Отчете указана общая информация, идентифицируется объект оценки; содержится анализ рынка объекта оценки; описания процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорного земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.

 Кроме того, суд учитывает, что указанный выше отчет получил положительное экспертное заключение № № <...> от 15 октября 2014 года, подготовленное Общероссийской общественной организацией «<.......>» Экспертный совет, согласно выводам которого отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истец представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

 При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.

 По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

 Доводы представителя ответчика о том, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, ФГБУ «ФКП Росреестра» является органом кадастрового учёта и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд

 решил:

 удовлетворить исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6467+/-28 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> а, равной его рыночной стоимости в размере 1978600 рублей.

 Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, площадью 6467+/-28 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> а, равной его рыночной стоимости в размере 1978600 рублей.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья: Жданова С.В.

 решение в окончательной

 форме принято 28 января 2015 г.