дело №а-154/2015
Решение
Именем Российской Федерации
25 сентября 2015 года <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Бурова А.И.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием: представителей административных истцов Соковиковой Н.А. и Общества с ограниченной ответственностью «УК «Родник»– Матвеева А.А., Данчиновой О.Г., представителей административного ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Русских А.А., Вострикова С.В., представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» Селюнина Д.А., прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Ведерникова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Соковиковой Н. О. и Общества с ограниченной ответственностью «УК «Родник» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» в части тарифов, установленных на 2 полугодие 2015 года,
у с т а н о в и л :
Соковикова Н.А. обратилась в суд с заявлением в котором просит признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)».
Заявление мотивировано тем, что Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>)». Первоначальный текст документа опубликован ДД.ММ.ГГГГ в издании «Известия Удмуртской Республики» №.
Постановление № «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>)»:
-пунктом 1 устанавливает тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям, согласно приложению;
-пунктом 2 устанавливает, что тарифы на тепловую энергию действуют с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-пунктом 3 закреплено, что постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Административный истец указывает, что обжалуемый акт принят с превышением субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства в сфере регулирования тарифов, не соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, установленные тарифы являются экономически необоснованными – завышенными, нарушают законные права и интересы административного истца.
Правоотношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии со ст. 8 приведенного Федерального закона установлено 8 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Установление данного тарифа является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) теплоносителя.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В соответствии с п. 3-4 Основ ценообразования тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе и тарифы на тепловую энергию. Согласно п. 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения – на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Правилами регулирования определен порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ№-э.
Согласно п. 2 Методических указаний, они предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно п. 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыли по каждому регулируемому виду деятельности.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями (п. 12 Методических указаний).
В силу п. 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаю в себя, в том числе следующие составляющие: расходы на топливо; расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, обжалуемый акт противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ, как юридическим актам, имеющим высшую юридическую силу.
Кроме того, в нарушение требований Приказа ФСТ от ДД.ММ.ГГГГ№ тарифы не согласованы с ФСТ РФ.
По смыслу ч. 1, 3 ст. 15, ст. 15.1, п. 3, 11 ст. 2, п. 9, 11, 28 ст. 2, п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 15 ФЗ № 190-ФЗ статус теплоснабжающей (единой теплоснабжающей) организации подтверждается совокупностью признаков, необходимых для ее признания таковой. В случае отсутствия хотя бы одного из признаков, признать организацию теплоснабжающей нельзя.
По смыслу норм об энергосбережении ГК РФ, регулирующих продажу энергии (раздел 6 главы 30 ГК РФ), организация, владеющая источником теплоты, продает произведенную ею тепловую энергию, а организация, владеющая сетями, продает энергию, приобретенную у генерирующей организации. Соответственно, по смыслу ГК РФ и закона о теплоснабжении и в том и другом случае владелец элементов системы теплоснабжения вправе продавать тепловую энергию.
В рассматриваемом случае, на момент утверждения тарифа, ООО «Районная теплоснабжающая компания» статуса единой теплоснабжающей организации в городе Ижевске не имело. Таким образом, установление госорганом тарифа для третьего лица с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку третье лицо не владеет на законных основаниях элементами системы теплоснабжения: источниками теплоснабжения и/или тепловыми сетями, позволяющих последнего считать продавцом тепловой энергии по отношению к потребителям тепловой энергии, в частности, для Соковиковой Н.О. Более того, в приложении к оспариваемому тарифу указана цена на воду, а не на тепловую энергию, и для населения тариф применен с налогом на добавленную стоимость, а для иных потребителей без налога на добавленную стоимость.
Согласно п.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, а согласно п. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Таким образом, оспариваемым постановлением грубо нарушаются законные права и интересы Соковиковой Н.О., как собственника жилого помещения и потребителя коммунальных услуг.
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики. Административный истец просит признать недействительным Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>)».
ООО «УК «Родник» обратилось в суд с аналогичным заявлением, содержащим аналогичные требования, и приводя аналогичные основания для признания недействительным Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>)».
Оба административных исковых заявления соединены в одно производство определением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему административному делу в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям в размере <данные изъяты> руб./Гкал. на первое полугодие 2015 года и населению (с учетом НДС) в размере <данные изъяты>. на первое полугодие 2015 года.
Соковикова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие Соковиковой Н.А., в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 213 КАС РФ.
Представители административных истцов Соковиковой Н.А. и Общества с ограниченной ответственностью «УК «Родник» – Матвеев А.А., Данчинова О.Г. настаивали на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно указывали на то, что при установлении тарифа нарушен принцип экономической обоснованности, поскольку для расчета расходов регулируемой организации – ООО «Районная теплоснабжающая компания» учитывались расходы, связанные с производством и реализацией иного субъекта – ООО «Ижмашэнергосервис», исходя из чего, регулируемой организацией не представлен весь требуемый перечень документов, в нарушение требований законодательства. Не обоснованно включены в расходы ООО «Районная теплоснабжающая компания» предполагаемые затраты на капитальный ремонт оборудования, поскольку субарендатор таких расходов нести не может, данные расходы несет собственник имущества. Полагают нарушением требований законодательства не размещения всех материалов, на основании которых принято решение Президиумом РЭК УР, помимо самого решения. Не считают правильным учитывать расходы на аренду помещений, уплату исполнительских сборов и иных штрафных санкций.
Представитель заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» Селюнин Д.А. возражал против удовлетворения требований административных истцов. Пояснил, что их организация создана в 2014 году, поэтому РЭК УР обоснованно учитывала экономические характеристики организации, которая до них осуществляла данный вид регулируемой деятельности. Тем более, что тариф на 1 полугодие 2015 года остался в размере, действовавшем на 2 полугодие 2014 года, а на 2 полугодие 2015 года был поднят до величины, менее максимально, установленной ФСТ.
Представители административного ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Русских А.А. и Востриков С.В. возражали против удовлетворения требований административных истцов. В том числе указали, что оспариваемым постановлением не затрагиваются права Соковиковой Н.О. и ООО «УК «Родник». Первая не представила доказательств тому, что плата за предоставленные коммунальные услуги ей начисляется исходя из тарифа, установленного оспариваемым постановлением. Второй истец вообще не является потребителем тепловой энергии. РЭК, уполномоченным на момент принятия постановления, устанавливать тарифы, соблюдены требования законодательства при принятии Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>)». Административные истцы не представили собственных расчетов тарифа, не привели конкретных доводов, заявляя о экономической необоснованности тарифа.
Прокурор Ведерников Е.В. дал заключение о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции в условиях соблюдения требований законодательства, без нарушения прав и законных интересов административных истцов.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат оставлению без удовлетворения.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административные истцы просят признать недействующим нормативный правовой акт - Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)».
Исходя из содержания п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п. 2, 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении, тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Потребителем тепловой энергии (потребитель) является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 319 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики" утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, действовавшее на момент принятия оспариваемого Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)».
Согласно п. 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, настоящее Положение определяет порядок формирования, деятельности, функции, права и обязанности Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 2 Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее - РЭК) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен и тарифов, а также исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии основной задачей РЭК являются в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения и тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 12 Положения о Региональной энергетической комиссии РЭК в целях реализации возложенных на нее задач и функций в соответствии с законодательством:
- устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
- устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
- устанавливает тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;
- устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- устанавливает тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
- устанавливает плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
- в сфере горячего водоснабжения:
- тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
- тариф на транспортировку горячей воды;
- тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
- принимает в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены.
Положение о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики утратило силу в связи с изданием постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 204.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.
Суд приходит к выводу о том, что на момент принятия Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, правопреемником которой в настоящее время является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, обладала полномочиями на принятие обжалуемого административными истцами нормативного правового акта.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 1 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения настоящие Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 (далее соответственно - Основы ценообразования, цены, тарифы), а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Обжалуемое Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» по содержанию полностью соответствует форме и виду решения, в соответствии с которыми уполномоченный орган вправе принимать такого рода нормативные правовые акты.
Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» опубликовано в газете «Известия Удмуртской Республики» № от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» является нормативным правовым актом, принято уполномоченным на его принятие органом, в соответствии с формой и видом, установленными для принятия обжалуемого акта, опубликовано в установленном законом порядке, является действующим на момент рассмотрения дела (в части установления тарифа на тепловую энергию на 2 полугодие 2015 года).
Давая оценку содержанию Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» в части установления тарифа на тепловую энергию на 2 полугодие 2015 года) и соблюдению требований законодательства к порядку открытия тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.
Из представленных сторонами доказательств, следует, что в данном случае тариф для ООО «Районная теплоснабжающая компания» установлен методом экономически обоснованных расходов (затрат), (Приказ и.о. председателя Региональной энергетической комиссии УР № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся - соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестируемого капитала.
При этом, исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Проверяя требования законодательства об открытии тарифного дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики с предложением об установлении цен (тарифов) на 2015 года (с заявлением, подписанным Главным инженером ООО «РТК» с приложением необходимых документов).
Рассматривая довод административных истцов о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» не может являться субъектом установления тарифов, суд не может признать его обоснованным.
Во-первых, позиция административных истцов о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» не имеет во владении котельных и инженерных сетей для передачи тепла опровергается объяснениями представителей административного ответчика и заинтересованного лица, и представленными ими копиями договоров субаренды имущества, из которых следует, что заинтересованное лицо на законных основаниях владеет объектами теплоснабжения.
Во-вторых, установлением тарифа в порядке государственного регулирования, не затрагивает права потребителей тепловой энергии, в том числе административных истцов по настоящему делу, поскольку целями такого регулирования является соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В-третьих, представители административных истцов не оспаривали того обстоятельства, что ООО «РТК» поставляет тепловую энергию в дом по адресу места жительства административного истца Соковиковой Н.О. и в дома, управляющей компанией в отношении которых является ООО «УК «Родник».
Кроме того, отсутствие у ООО «Районная теплоснабжающая компания» на момент утверждения тарифа статуса единой теплоснабжающей организации не препятствовало установлению тарифа и не противоречило требованиям законодательства.
Таким образом, суд не усматривает ни нарушений требований законодательства, ни нарушения прав и законных интересов Саковиковой Н.О. и ООО «УК «Родник» установлением тарифа на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания».
При этом, суд также критически относится к позиции представителей административного ответчика о том, что оспариваемое административными истцами постановление не затрагивает их прав и интересов. Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица, представленных письменных документов (договора на теплоснабжение с протоколами разногласий и урегулирования разногласий, определений Арбитражного суда Удмуртской Республики о принятии к производству дел по спорам между ООО «Районная теплоснабжающая компания» и ООО «УК «Родник»), ООО «Районная теплоснабжающая компания» осуществляет поставку пепловой энергии в дома, управляющей компанией которых является ООО «УК «Родник», а также в дом по адресу: УР, <адрес>, ул.<адрес> котором принадлежит на праве собственности Соковиковой Н.О. Таким образом, поскольку установленный, оспариваемым постановлением тариф применяется при исчислении стоимости коммунальных услуг при расчетах с Соковиковой Н.О. и ООО «УК «Родник» их права оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются.
Так же, суд учитывает, что в соответствии с представленными документами (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, учредительными документами) Общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» создана ДД.ММ.ГГГГ, соответственно в сроки, установленные Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ обратиться возможности не имело.
На основании Приказа и.о. председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения №.182-2014 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» и установлен метод регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую указанным Обществом.
В обоснование законности установления тарифа, административным истцом представлены копии документов, приложенных к заявлению об установлении тарифов, а также ранее представленные прежней регулируемой организацией – Обществом с ограниченной ответственностью «Ижмашэнергосервис», предусмотренные пунктом 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом, суд не находит обоснованным довод представителей административных истцов о том, что документы об экономической деятельности ООО «Ижмашэнергосервис» не могли учитываться при установлении тарифов для ООО «РТК». Поскольку, как указано выше, в прежнем периоде ООО «РТК» не была регулируемой организацией (поскольку Общество создано только в 2014 году». В периоде регулирования 2014 года такой организацией являлась ООО «Ижмашэнергосервис». При таких обстоятельствах, правильность учета данных об экономической деятельности последнего Общества у суда не вызывает сомнений, и основано на положениях пункта 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Регулирующей организацией проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов).
Постановлением РЭК УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям (<адрес>) установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к магистральной тепловой сети в размере <данные изъяты>. на 1 полугодие 2015 года и <данные изъяты> руб./Гкал. на 2 полугодие 2015 года (без учета НДС).
Постановлением РЭК УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Удмуртские коммунальные системы», и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребителям» (в ред. Приказа Министерства энергетики и ЖКХ УР от ДД.ММ.ГГГГ№) установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии потребителям (для ООО «УКС» от теплоисточников ООО «РТК» в размере <данные изъяты>. на 1 полугодие 2015 года и <данные изъяты>. на 2 полугодие 2015 года.
Тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» на 2 полугодие 2015 года рассчитан, как: необходимая валовая выручка, учтенная при расчете тарифов на 2 полугодие 2015 года на тепловую энергию для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям поделенная на расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<данные изъяты>.), и соответственно, с учетом положений п.6 ст.168 Налогового кодекса РФ для населения дополнительно учтен НДС <данные изъяты> руб./Гкал.
При этом, необходимая валовая выручка на год рассчитана как:
расходы на тепловую энергию до границ магистральных сетей в сумме с услугами производственного характера по передаче тепловой энергии, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Далее, исходя из показателей объемов полезного отпуска тепловой энергии, потребителям, подключенным к распределительным сетям для ДД.ММ.ГГГГ и тарифа для ДД.ММ.ГГГГ рассчитана необходимая валовая выручка для ДД.ММ.ГГГГ:
<данные изъяты>
После чего, из необходимой годовой валовой выручки вычитается необходимая валовая выручка для ДД.ММ.ГГГГ:
<данные изъяты>
При этом, регулирующим органом учтены требования Приказа Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№-э/3, установившего предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год (для Удмуртской Республики максимальная величина роста тарифов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>%), по установленному тарифу – <данные изъяты> (2 полугодие 2014 г. тариф для населения <данные изъяты>., для иных потребителей <данные изъяты>.; 1 полугодие 2015 г. тариф для населения <данные изъяты>./Гкал., для иных потребителей <данные изъяты>./Гкал.).
Как следует из представленного протокола № от ДД.ММ.ГГГГ решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям (<адрес>) принято Правлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики в срок не позднее 20 декабря, как того требует пункт 30 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное решение содержит сведения, предусмотренные пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, размещено в сети «Интернет» на сайте Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики и в официальном средстве массовой информации опубликования нормативных правовых актов Удмуртской Республике – Известиях Удмуртской Республики (в номере от ДД.ММ.ГГГГ).
Рассматривая довод представителей административных истцов о допущенных нарушениях требований законодательства – не согласование с Федеральной службой по тарифам, утвержденного для ООО «Районная теплоснабжающая компания» тарифа не основана на положения законодательства.
Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела, суд приходит к убеждению о том, что Постановление Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» в части тарифов, установленных на 2 полугодие 2015 года не нарушены права, свободы и законные интересы Соковиковой Н.О., ООО «УК «Родник»; при принятии нормативного правового акта соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия и введения в действие; оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Соковиковой Н. О. и Общества с ограниченной ответственностью «УК «Родник» надлежит отказать.
Сообщение о принятии надлежащего решения надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Удмуртской Республики – газете Известия Удмуртской Республики.
Руководствуясь статьями 194-199 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований Соковиковой Н. О. и Общества с ограниченной ответственностью «УК «Родник» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, подключенным к распределительным сетям (<адрес>)» в части тарифов, установленных на 2 полугодие 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.И. Буров