ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-156/2013 от 26.12.2013 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск, Московская обл. 26 декабря 2013 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Горохове С.Б.,

с участием прокурора Тришиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о защите избирательных прав, определении порядка назначения выборов

У С Т А Н О В И Л:

Житель города Чехов Московской области ФИО1 обратился 14декабря 2013 года в Московский областной суд с заявлением о защите избирательных прав, определении порядка назначения досрочных выборов Главы города Чехов Чеховского муниципального района Московской области. Просил обязать Совет депутатов города Чехов Чеховского муниципального района в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу назначить дату выборов Главы города Чехов Чеховского муниципального района Московской области, определив днем голосования соответствующее воскресенье в периоде не ранее 80 дней и не позднее 90дней со дня принятия решения о назначении выборов.

В судебном заседании ФИО1 уточнил заявленные требования, просил обязать избирательную комиссию города Чехов в установленные законом сроки назначить дату выборов Главы города Чехов Чеховского муниципального района.

В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что 21 августа 2013 года были досрочно, в связи со смертью, прекращены полномочия Главы города Чехова ФИО2

В соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, однако ни Совет депутатов города Чехова, ни избирательная комиссия города Чехова в установленные законом сроки выборы не назначили. Поскольку, по сведениям заявителя, 24 декабря 2013 года Совет депутатов города Чехова принял решение о самороспуске, ФИО1, уточнив требования, просил суд обязать избирательную комиссию города Чехов назначить дату выборов Главы города Чехов Чеховского муниципального района Московской области.

Совет депутатов города Чехов, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечил явку представителя в судебное заседание, однако предоставил суду письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать в связи с тем, что его требования не основаны на законе. Советом депутатов города Чехова также предоставлена суду заверенная копия решения Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23 декабря 2013 года №93/15 «О назначении даты проведения досрочных выборов главы муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области».

Избирательная комиссия города Чехов не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Избирательной комиссии Московской области ФИО3 полагал, что основания для удовлетворения заявления ФИО1 отсутствуют, поскольку досрочные выборы Главы города Чехов назначены на 16 февраля 2014 года.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, считавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд полагает отказать в удовлетворении заявления.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) выборы органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее- Федеральный закон №138-ФЗ) в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, порядок назначения выборов и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ.

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (п.6 ст.3 Федерального закона №138-ФЗ).

В силу положений п.4 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичное положение содержится в статье 6 Закона Московской области от 04 июня 2013 года №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее, чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п.7 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ, ч.5 статьи 6 Закона МО №46/2013-ОЗ).

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов местного самоуправления либо если такая избирательная комиссия отсутствует, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы
(п. 8, п. 9 Федерального закона №67-ФЗ, ч.7 ст.6 Закона МО №46/2013-ОЗ).

Судом установлено, что 11 октября 2009 года состоялись выборы депутатов советов депутатов и глав сельских и городских поселений Чеховского муниципального района Московской области,.

В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии Чеховского района от 12 октября 2009 года №17/9 на должность Главы города Чехов избран ФИО2

Согласно ч.2 ст. 29 Устава муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области Глава города Чехова избирается гражданами, проживающими на территории города Чехова и обладающими избирательным правом, сроком на пять лет (л.д. 29).

Таким образом, следующие выборы Главы города Чехова должны быть проведены во второе воскресенье сентября 2014 года (с учетом положений п.3 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ).

Постановлением Администрации города Чехова от 21 августа 2013 года №518-14-5 полномочия Главы города Чехов ФИО2 прекращены досрочно 21 августа 2013 года в связи со смертью (л.д. 67).

В соответствии с требованиями закона досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий. С учетом требований п.6 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ и ч. 4 ст. 6 Закона МО №46/2013-ОЗ о назначении голосования на выборах только на воскресенье в данном случае выборы должны быть проведены не позднее 16 февраля 2014 года.

Решением Совета депутатов города Чехова от 23 декабря 2013 года №93/15, с учетом возможности сокращения сроков избирательных действий, указанных в ст. 6 Закона МО №46/2013-ОЗ, в силу ч. 5 ст. 6 указанного Закона, назначена дата проведения досрочных выборов Главы муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области на 16 февраля 2014 года. Утверждена смета на проведение выборов. Сроки всех избирательных действий сокращены на одну треть (л.д. 87-89).

При таких обстоятельствах суд полагает, что в настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для определения срока назначения выборов Главы города Чехов судом.

Доводы заявителя о незаконности решения Совета депутатов города Чехова от 23 декабря 2013 года №93/15 о назначении досрочных выборов Главы муниципального образования город Чехов суд не может принять во внимание, поскольку проверка законности данного решения не является предметом настоящего судебного разбирательства.

С учетом изложенного заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о защите избирательных прав, определении порядка назначения выборов отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Судья подпись   Л.А.Найденова