ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-157/2015 от 09.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3-157/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.

при секретаре Покровской Д.А.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,представителя сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз имени Чапаева» ФИО1, представителя Правительства Пермского края ФИО2, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 09 сентября 2015 года гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз имени Чапаева» о признании недействующим пункта 2.1.2.5 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство, и (или) реализацию, и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Постановление Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство, и (или) реализацию, и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года».

Первоначальный текст постановления был опубликован в «Бюллетене Законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 37, 22.09.2014 года. Постановление вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз имени Чапаева» обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1.2.5 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство, и (или) реализацию, и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Постановление Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п (далее – Порядок).

В обоснование заявления указано, что оспариваемый пункт Порядка предусматривает одним из условий предоставления субсидий наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя свидетельства о государственной регистрации права на объект (животноводческий комплекс). Поскольку на стадии строительства объекта у товаропроизводителя не может быть свидетельства о государственной регистрации права на него пункт 2.1.2.5 Порядка противоречит его пунктам 3.1.2.1.6 и 3.1.2.1.7, в соответствии с которыми для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют копию свидетельства о государственной регистрации объекта в случае осуществления реконструкции или модернизации объекта. Оспариваемый пункт необоснованно затрудняет осуществление предпринимательской деятельности, так как возлагает на ее субъекты излишние обязанности и нарушает право на возмещение части затрат при осуществлении строительства животноводческого комплекса.

В судебном заседании представитель сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз имени Чапаева» ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО3, действующая на основании доверенности, выразила согласие с позицией представителя заявителя.

Представитель Правительства Пермского края ФИО2, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что оспариваемое положение Порядка не противоречит действующему федеральному законодательству, а наличие свидетельства о государственной регистрации права на объект является условием предоставления субсидий.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 11, статьи 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края обеспечивает реализацию установленных целей и задач деятельности органов исполнительной власти Пермского края и достижение приоритетных направлений развития Пермского края и стратегических программных мероприятий, в рамках своих полномочий издает постановления и распоряжения, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства Пермского края.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, формирование и регулирование рынка продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункты 1, 2, 3 части 4 статьи 5 названного Закона).

Финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку производства сельскохозяйственной продукции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Как следует из преамбулы постановления Постановление Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п, данный нормативный правовой акт принят в целях реализации мероприятия «Поддержка экономически значимых программ по приоритетным отраслям животноводства» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п.

Названная государственная программа Пермского края предусматривает реализацию соответствующих мероприятий, направленных на развитие отраслей сельскохозяйственного производства, за счет средств краевого бюджета, а также федерального бюджета и внебюджетных источников.

Одно из мероприятий «Поддержки экономически значимых программ по приоритетным отраслям животноводства» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п, направлено на развитие молочного скотоводства путем роста поголовья коров, повышение их продуктивности за счет породного обновления, совершенствования технологии их содержания и кормления. Механизмом реализации указанного мероприятия является предоставление субсидий на возмещение части затрат на производство и (или) переработку, и (или) реализацию продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), осуществляющим строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов по производству молока на базе современных технологических решений; покупку телок и нетелей для комплектования товарных стад (в том числе на условиях лизинга); приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства (в том числе на условиях лизинга) в соответствии с перечнем, утверждаемым приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (пункт 5.1.5.1 Программы).

Как следует из пункта 1.1 оспариваемого Порядка, он определяет цели, условия и правила предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на возмещение части затрат на производство и (или) реализацию и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Согласно пункту 1.6 оспариваемого Порядка субсидии предоставляются за два расчетных периода: в первом расчетном периоде - сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим покупку телок и нетелей для комплектования товарных стад, приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства, выполнившим условия предоставления субсидий, установленные в пунктах 2.1.1.1-2.1.1.4, 2.1.3-2.1.6 настоящего Порядка; во втором расчетном периоде - сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство, реконструкцию и модернизацию объектов, выполнившим условия, установленные в пунктах 2.1.2.1-2.1.2.6, 2.1.3-2.1.6 настоящего Порядка.

Условиями предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий во втором расчетном периоде являются, в том числе такие условия, как завершение строительства, реконструкции и модернизации объектов не ранее 1 января 2013 года и количество ското-мест - не менее 200 (пункт 2.1.2.3 Порядка); наличие свидетельства о государственной регистрации права на объект (пункт 2.1.2.5 Порядка).

Объектом в силу пункта 1.3 Порядка является животноводческий комплекс - совокупность зданий, сооружений и технологического оборудования, необходимых для содержания скота; строительство объекта - комплекс работ по возведению зданий и сооружений объекта с установкой оборудования, конечным результатом которых является готовое здание или сооружение объекта, оснащенное необходимым технологическим оборудованием для производства молока и обслуживания животных, введенное в эксплуатацию; реконструкция объекта - комплекс работ по реконструкции существующих зданий и модернизации оборудования, существенно улучшающих их функциональное назначение, конечным результатом которых является готовое здание или сооружение объекта, оснащенное необходимым технологическим оборудованием для производства молока и обслуживания животных, введенное в эксплуатацию; модернизация объекта - работы по восстановлению объектов основных средств и замене оборудования, которые приводят к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования объекта; бизнес-план - документ, разрабатываемый для реализации строительства, реконструкции или модернизации объекта на период, превышающий срок окупаемости на один год, содержащий точное наименование объекта, смету и ожидаемый результат.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о признании недействующим пункта 2.1.2.5 Порядка.

Поскольку субсидия – это форма финансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности (в данном случае – сельскохозяйственных товаропроизводителей), ее предоставление направлено не на создание административных барьеров, а на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наличие у субъекта предпринимательской деятельности свидетельства о государственной регистрации права на объект обусловлено необходимостью подтверждения факта принадлежности животноводческого комплекса по производству молока именно тому сельскохозяйственному товаропроизводителю, который обратился за предоставлением субсидии, то есть оспариваемая норма направлена на то, что предоставленная субсидия будет предоставлена именно на возмещение затрат по субсидируемому виду деятельности.

В силу статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны предоставить документы, подтверждающие их соответствие статусу субъекта малого и среднего предпринимательства. При этом наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо соответствовать условиям, предусмотренным программами развития малого и среднего предпринимательства.

На необходимость сельскохозяйственному товаропроизводителю, обратившемуся за предоставлением субсидии, иметь свидетельство о государственной регистрации права на объект, указывает также пункт 2.1.2.3 Порядка, предусматривающего такое условие предоставления субсидии, как завершение строительства, реконструкции и модернизации объекта не ранее 1 января 2013 года. Таким образом, на момент обращения за получением субсидии строительство животноводческого комплекса должно быть завершено, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на объект.

Довод представителя заявителя о том, что оспариваемый пункт 2.1.2.5 Порядка противоречит его пунктам 3.1.2.1.6 и 3.1.2.1.7 не влечет признания оспариваемого пункта недействующим.

Так, пункт 3.1.2.1.6 Порядка предусматривает, что для получения субсидий за второй расчетный период сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края копию свидетельства о государственной регистрации объекта (в случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем такого документа Министерство запрашивает его от Управления Росреестра по Пермскому краю самостоятельно) - в случае осуществления реконструкции или модернизации объекта.

Однако, отсутствие в названном пункте необходимости предоставления копии свидетельства о государственной регистрации объекта в случае его строительства не означает, что пункт 2.1.2.5 не подлежит применению. Пункт 3.1.2.1.6 Порядка является нормой, определяющей порядок предоставления субсидий, в то время, как оспариваемый заявителем пункт содержит одно из обязательных условий их предоставления, следовательно, именно пункт 3.1.2.1.6 Порядка должен соответствовать нормам, определяющим условия предоставления субсидий. Вместе с тем, заявителем не ставится вопрос об оспаривании норм, содержащихся в пункте 3.1.2.1.6 Порядка.

Пункт 3.1.2.1.7 Порядка устанавливает, что в перечне документов, необходимых для обращения за получением субсидии, должны быть копии документов, подтверждающих затраты на строительство или реконструкцию, или модернизацию объекта (акт о приеме-передаче здания, акта о приемке-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств), то есть только документы, подтверждающие понесенные сельскохозяйственным товаропроизводителем затраты, часть которых подлежит возмещению, а не документы, подтверждающие права на объект.

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.2.5 Порядка Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не может быть принята во внимание, поскольку указанный Федеральный закон не регулирует правоотношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Таким образом, поскольку пункт 2.1.2.5 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство, и (или) реализацию, и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Постановление Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, у суда отсутствуют основания для признания его недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз имени Чапаева» в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.1.2.5 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство, и (или) реализацию, и (или) переработку продукции молочного скотоводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Постановление Правительства Пермского края от 15.09.2014 № 989-п.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 14 сентября 2015 года.

Судья Е.В. Спиридонов