ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-158/2018 от 02.02.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №3-158/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа 02 февраля 2018 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Х. Р.И.,

с участием прокурора Ф. Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брют-Уфа» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пунктов 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

У С Т А Н О В И Л:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).

Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Пунктами 4015, 4018 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено помещение с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес

Пунктами 4016, 4019 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено помещение с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес

Пунктами 4017, 4020 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено помещение с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес

Помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №... входят в состав здания с кадастровым номером №..., которое также включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Общество с ограниченной ответственностью «Брют-Уфа» (далее – ООО «Брют-Уфа»), являясь сособственником указанного здания и входящих в его состав помещений, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020 Перечня на 2017 год. В обоснование требований указано, что фактически объекты недвижимости используются на основании договоров аренды ООО «РН-УфаНИПИнефть», осуществляющего научно-исследовательскую деятельность, и не являются административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Следовательно, здание и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение вышеуказанных помещений в Перечень на 2017 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представители ООО «Брют-Уфа» и ООО «Брют» Баева Р.Р., Ремаревский Р.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Гайфулин Р.Ф. требования не признал, указал, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемый в части Перечень на 2017 год не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца. Указал, что основным видом деятельности ООО «Брют-Уфа» является сдача и управление нежилым недвижимым имуществом, т.е. собственник здания занимается коммерческой деятельностью, что подпадает под ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, свидетеля, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Административный истец не оспаривал компетенцию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого в части приказа.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость») (далее – Порядок).

В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан, пункта 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обладало достаточной компетенцией для определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Порядок опубликования Перечня не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них. В силу приведенной статьи критерием отнесения здания к торговому или административно-деловому центру является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (часть 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.

Так, административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки)

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан от 04 декабря 2017 года следует, что в нежилом здании с кадастровым номером №... находящегося по адресу: адрес, площадью 947,8 кв.м, расположены помещения с кадастровыми номерами: №...; №...; №...; №...; №....

ООО «Брют-Уфа» является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №..., на основании договора купли-продажи недвижимого имущества принадлежавших продавцу на праве собственности от 23 августа 2013 года №23/08-13, свидетельства о государственной регистрации права от дата серии №....

На основании свидетельств о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года ООО «Брют» является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №... и №....

Спорное здание и помещения в нем включены в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Порядка без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта.

Информационным письмом (исх. №№... от 13 сентября 2017 года) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило ООО «Брют-Уфа» о невозможности исключения из Перечня на 2017 год пунктов 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020 на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание и в котором находятся помещения, принадлежащие административному истцу.

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №..., правообладателями которого в общей долевой собственности также являются ООО «Брют-Уфа» и ООО «Брют», свидетельство о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года №№№...; №... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый административным зданием. Аналогичные виды разрешенного использования земельного участка установлены в кадастровом паспорте участка и кадастровой выписке.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).

В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка «занимаемый административным зданием» не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.5, так и к группам, указанным в пунктах 1.2.7 и 1.2.9 названного Приказа. При таких обстоятельствах содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.

В порядке подготовки к рассмотрению дела суд обязал административного ответчика провести обследование спорного объекта недвижимого имущества.

В акте обследования фактического использования здания и нежилых помещений в нем от 17 января 2018 года, проведенного комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, указано, что объект недвижимости расположен по адресу: адрес. Назначение здания по кадастровому паспорту – административное, имеет 5 этажей, также цокольное и подвальное помещение. Общая площадь составляет 7 255,1 кв.м. Объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:010907:20, в состав которого входят нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... представляет собой административное здание, расположенное на открытом земельном участке, без ограничения доступа к объекту. По мнению административного ответчика, указанное здание используется в офисных целях, поскольку помещения в нем сдаются в аренду.

Комиссия, утвержденная приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, указала в акте, что под административные (офисные) цели используются помещения: цокольного этажа №№10-12, 22 - актовый зал; первого этажа №№1-11, 13-15, 25, 28, 31, 41, 42; второго этажа №№1-10, 12-14, 18, 20, 22, 24, 26, 30-32; третьего этажа №№1, 2, 6-14,16, 17, 19, 20. 23, 25-29, 41-47; четвертого этажа №№1-15, 17, 18, 23-25, 28, 31, 32, 37, 42, 44; пятого этажа №№ 1-10, 18, 19, 21, 24, 25, 29, 30. Под столовую используются помещения цокольного этажа №№15, 16, 21. На техническом этаже здания расположен спортивный зал, диспетчерская, в подвале – парковка автомобилей и складские помещения.

По результатам проведенного обследования, комиссия пришла к выводу, что здание с кадастровым номером №..., в состав которого входят нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако суд не может согласиться с данными выводами комиссии по следующим основаниям. В соответствии с представленными административным истцом договорами аренды нежилых помещений в период с 2016 по 2017 год и в период с 2017 по 2018 год 100% площади здания переданы в аренду для размещения научно-исследовательского и проектного института.

Так, 21 декабря 2016 года ООО «Брют-Уфа» (арендодатель) заключил с ООО «РН-УфаНИПИнефть» (арендатор) договор №№... аренды нежилых помещений с кадастровыми номерами №...; №...; №..., расположенных в нежилом пятиэтажном здании по адресу: адрес

ООО «Брют» (арендодатель) заключил с ООО «РН-УфаНИПИнефть» (арендатор) договор №№... аренды нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., расположенного в нежилом пятиэтажном здании по адресу: адрес

Согласно пункту 1.4 договоров аренды помещения переданы арендатору на срок с 01 октября 2016 года по 31 августа 2017 года.

01 сентября 2017 года ООО «Брют-Уфа» (арендодатель) заключил с ООО «РН-УфаНИПИнефть» (арендатор) договор №№... аренды нежилых помещений с кадастровыми номерами №...; №...; №..., расположенных в нежилом пятиэтажном здании по адресу: адрес

01 сентября 2017 года ООО «Брют» (арендодатель) заключил с ООО «РН-УфаНИПИнефть» (арендатор) договор №№... аренды нежилых помещений с кадастровыми номерами №... и №..., расположенных в нежилом пятиэтажном здании по адресу: адрес.

Из пункта 1.4 договоров следует, что помещения переданы арендатору на срок с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года.

24 ноября 2014 года между ООО «Брют-Уфа» и ООО «РН-УфаНИПИнефть» заключены дополнительные соглашения №1 к договорам аренды нежилых помещений №№... от 01 сентября 2017 года и №№... от 01 сентября 2017 года, в котором пункт 1.3 договора изложен в следующей редакции: «1.3. Арендатор использует арендуемые помещения для размещения научно-исследовательского и проектного института».

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10 декабря 2017 года основным видом деятельности ООО «РН-УфаНИПИнефть» являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Согласно пункту 3.3 устава ООО «РН-УфаНИПИнефть» общество осуществляет следующие основные виды деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, разработка программного обеспечения и консультирование в этой области, разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности, проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн, топографо-геодезическая деятельность, картографическая деятельность, включая деятельность в области наименований географических объектов, разработка проектов в области кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и мониторинга загрязнения окружающей среды, строительной акустики, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, прочие виды издательской деятельности, архитектурная деятельность, проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения, проектирование движения транспортных потоков, инженерные изыскания для строительства.

В пункте 3.4 устава говорится о том, что общество осуществляет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществляет мероприятия и (или) оказывает услуги по защите государственной тайны, на основании специального разрешения (лицензии).

Из справки ООО «РН-УфаНИПИнефть» от 01 февраля 2018 года 31164 следует, что допуск сотрудников и посетителей в здание эксплуатируемое ООО «РН-УфаНИПИнефть», расположенное по адресу: адрес, осуществляется в строгом соответствии с локально-нормативным документом ООО «РН-УфаНИПИнефть» «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах ООО «РН-УфаНИПИнефть», которым предусмотрена проверка личности сотрудников и посетителей на основании удостоверяющих личность документов.

Свидетель Н.Л.В. в судебном заседании пояснила, что она работает юрисконсультом в ООО «Уфа-НИПИнефть», в здании расположенном по адресу: адрес Основным видом деятельности организации является проектно-взыскательные работы, научные исследования и разработки. При въезде на территорию организации установлен электронный шлагбаум, посторонним вход в здание запрещен. Вход сотрудников осуществляется по электронным пропускам. Изначально в договоре аренды было указано об использовании здания под «офисы», но поскольку организация является научно-исследовательским институтом, то было заключено дополнительное соглашение с формулировкой «для размещения научно-исследовательского и проектного института».

При таких обстоятельствах, довод административного ответчика об использовании ООО «Брют-Уфа» 100 % площади спорного здания для размещения офисов является ошибочным. Акт, составленный комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 17 января 2018 года, не подтверждает факт использования здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Поскольку выводы содержащиеся в акте основаны лишь на внешнем визуальном осмотре, приложенные фотографии к акту не позволяют достоверно определить фактическое использование помещений для размещения офисов более 20 % площади здания, расчеты определения долей фактического использования помещений спорного объекта в указанном акте отсутствуют, как отсутствуют и выявленные признаки размещения в здании офисов.

Суд приходит к выводу, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности. Согласно уставу основной деятельностью ООО «Уфа-НИПИнефть» являются научные исследования и разработки. Все помещения здания используются для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность организации. Также, из документов представленных суду следует, что свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения невозможен, на территорию общества можно попасть только по заранее согласованным пропускам, соблюдаются режим обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Довод административного ответчика о том, что в рассматриваемом споре необходимо учитывать фактическую деятельность самого административного истца, а не организации, занимающей спорные помещения также подлежит отклонению, поскольку статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основаниям включения здания в Перечень объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость является его фактическое использование. В налоговом законодательстве отсутствует прямое требование фактического использования здания непосредственно собственником здания.

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Спорное здание с кадастровым номером №... и спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №... используется для размещения сотрудников научно - исследовательского и проектного института.

Изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что фактическое использование спорного здания и вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых торговых центров, в силу чего здание и помещения в нем неправомерно включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год.

Суд признает недействующим пункты 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020

Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункты 4015, 4016, 4017, 4018, 4019, 4020 Перечня подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Брют-Уфа» удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения:

- в пункты 4015, 4018 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объектов недвижимого имущества: здания, общей площадью 7 255,1 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес; помещения кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес

- в пункты 4016, 4019 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объекта недвижимого имущества: помещения кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес

- в пункты 4017, 4020 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объекта недвижимого имущества: помещения кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова