ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-15/11Г от 07.10.2011 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

                                                                                    КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-15/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 октября 2011 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Трофимовой Е.А.,

при секретаре Кусковой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края от 4 декабря 2008года № 169 «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Камчатского края, с учетом уточненных в судебном заседании требований, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» № 169 от 4 декабря 2008года в редакции Закона Камчатского края № 618 от 6 июня 2011года (далее Закон Камчатского края № 169), в части слов «Порядок проведения экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии государственного органа Камчатского края при проведении квалификационного экзамена устанавливаются правовым актом представителя нанимателя».

В обоснование заявленных требований указал, что субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок проведения экзаменационных процедур при проведении квалификационного экзамена не предоставлено, поскольку частью 5 статьи 49 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 111 от 1 февраля 2005 года утвержден Порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

Кроме того, статьей 20 Закона Камчатского края «О государственной гражданской службе Камчатского края» от 4 мая 2008 года № 56 определено, что квалификационный экзамен сдается краевыми гражданскими служащими в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утверждаемым указом Президента Российской Федерации. Таким образом, на территории края действуют два Закона, регламентирующих норму о квалификационном экзамене, которые противоречат друг другу, в связи с чем нарушается принцип единства правовых основ федеральной гражданской и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя Вичеренко Н.В. уточненные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Законодательного Собрания Камчатского края Манченко О.Л., действующая на основании доверенности, требования заместителя прокурора не признала, пояснив, что регулирование субъектом Российской Федерации вопросов установления экзаменационных процедур не противоречит федеральному законодательству и соответственно не противоречит положениям статьи 20 Закона Камчатского края № 169, так как оспариваемая норма касается не порядка сдачи квалификационного экзамена, а порядка проведения экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии.

Представитель Правительства Камчатского края Мелихова С.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований заместителя прокурора края отказать, ссылаясь на то, что норму, оспариваемую заместителем прокурора края необходимо рассматривать во взаимосвязи с правовой нормой абзаца 1 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края №169, которой установлено, что квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией государственного органа Камчатского края в соответствии с Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 111, а правовое регулирование в части, касающейся порядка проведения экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии, не затрагивает и не меняет установленный порядок сдачи квалификационного экзамена.

Представитель губернатора Камчатского края Скворцова Ю.В. с заявленными заместителем прокурором края требованиями не согласилась, высказала аналогичную позицию, что и представители Законодательного Собрания Камчатского края, Правительства Камчатского края.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При рассмотрении дела судом установлено, что Законодательным Собранием Камчатского края 4 декабря 2008 года принят закон Камчатского края «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» № 169, опубликованный в газете «Официальные ведомости» от 16 декабря 2008 года № 201-204, действующий в редакции Законов Камчатского края от 5 марта 2010 года № 387, от 6 июня 2011 года № 618.

Из анализа наименования оспариваемого нормативного акта и его текстового содержании следует, что Закон Камчатского края «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» № 169 от 4 декабря 2008 года регулирует отношения, связанные с порядком присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Камчатского края.

Нормативным правовым актом установлен такой порядок, при котором квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией государственного органа Камчатского края в соответствии с Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (абзац 1 части 1 статьи 6 Закона Камчатского края № 169).

При этом абзацем 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края № 169 предусмотрено, что порядок проведения экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии государственного органа Камчатского края при проведении квалификационного экзамена устанавливаются правовым актом представителя нанимателя.

Доводы заместителя прокурора края о том, что нормы, содержащиеся в абзаце 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края № 169 приняты Законодательным Собранием Камчатского края с превышением компетенции, поскольку противоречат положениям Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации № 111 от 1 февраля 2005 года «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), являются несостоятельными.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы» (далее по тексту – Федеральный закон «О системе государственной службы») предусмотрено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 12 Федерального закона «О системе государственной службы»).

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О системе государственной службы» установлено, что в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 13 Федерального закона «О системе государственной службы»).

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (редакция от 11 июля 2011 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При этом квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего, по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией (части 2, 3 статьи 49 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 111 от 1 февраля 2005 года утверждено положение (далее по тексту – «Положение») о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

Данным «Положением» определен порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах, а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.

В пункте 8 названного «Положения» установлено, что квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии (далее - комиссия).

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (пункт 13 «Положения).

Системный анализ приведенных выше норм федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что регулирование субъектом Российской Федерации вопросов порядка установления экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии не затрагивает и не меняет сам порядок сдачи квалификационного экзамена, а определяет формы, способы его проведения и работы аттестационной комиссии.

При такой ситуации использование в региональном правовом акте термина «процедура» означает лишь порядок выполнения, ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего либо («Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушаков, стр. 668).

Действительно, указав в абзаце 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края № 169, что порядок проведения экзаменационных процедур и работы аттестационной комиссии государственного органа Камчатского края при проведении квалификационного экзамена устанавливаются правовым актом представителя нанимателя, Законодательное собрание Камчатского края в пределах своей компетенции обеспечило тем самым реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 111.

Доводы заместителя прокурора о несоответствии оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, по мнению суда, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов, полномочным органом с соблюдением правил введения в действие нормативного правового акта, при этом по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора Камчатского края суд признает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 части 6 статьи 6 Закона Камчатского края «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» № 169 от 4 декабря 2008года (в редакции Закона Камчатского края № 618 от 6 июня 2011года), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Камчатского краевого суда (подпись) Е.А. Трофимова

В окончательной форме решение изготовлено 12 октября 2011 года.

Верно: судья

Камчатского краевого суда Е.А.Трофимова