РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-15/2015 по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- <...>, площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенный по адресу: Тульская <...>;
- <...>, площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенный по адресу: Тульская <...>.
Полагает, что утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)» кадастровая стоимость названных земельных участков в размере <...> рубля каждый значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает её права как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетом <...> № <...> от <...> года рыночная стоимость каждого из указанных земельных участков составляет <...> рубля.
На основании изложенного просила установить кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Впоследствии представитель ФИО1 по доверенности с правом изменения требований ФИО2 уточнила заявленные требования и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просит установить кадастровую стоимость каждого из спорных земельных участков в размере <...> рубля.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом; в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования в уточненном виде поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В письменных возражениях с заявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать, полагая, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, утвержденных Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740, и кадастровой палатой не определялась; полномочиями по определению достоверности данной стоимости кадастровая палата не обладает. При этом заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны; спор между истцом и органом кадастрового учета фактически отсутствует.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил о разрешении заявленных требований на усмотрение суда, сославшись на отсутствие материально-правового интереса по данному спору.
Представитель Администрации муниципального образования город Узловая в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Учитывая, что отношения, связанные с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости, относятся к сфере публичных правоотношений, данное дело об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, независимо от формы обращения с таким требованием в суд, подлежит рассмотрению по правилам главы 23 ГПК РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 246, статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- <...>, площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенный по адресу: <...>;
- <...>, площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенный по адресу: <...>,
что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...> года № <...> и <...>, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ) определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы), учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013 года (приложение № 1), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов Тульской области по группам видов разрешенного использования (приложение № 2).
Кадастровая стоимость принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – <...> руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение № 2), на площадь земельных участков; утверждена актом от <...> года и установлена в размере <...> рублей в отношении каждого вышеупомянутого участка.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов данных земельных участков от <...> года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков ФИО1 обратилась в <...>.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельных участков от <...> года № <...>, выполненным данной организацией, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет – <...> рубля в отношении каждого из них.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.
По ходатайству ФИО1 в целях подтверждения рыночной стоимости земельных участков, определенной в вышеупомянутом отчете, судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено <...>.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении названной экспертной организации от 18.02.2015 года № 12, отчет <...> от <...> года № <...> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки; выявленные нарушения существенно влияют на результат рыночной стоимости; указанную в отчете рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года следует признать не достоверной.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, на основании материалов дела, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета об определении рыночной стоимости земельных участков от <...> года № <...> <...>, то, учитывая, что он согласно заключению судебной оценочной экспертизы не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и выполнен с нарушениями, которые существенно влияют на итоговую рыночную стоимость, данный отчет к числу надлежащих доказательств, подтверждающих достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости земельных участков, отнести нельзя.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)», акта определения кадастровой стоимости, утвержденного органом кадастрового учета 28.04.2014 года, кадастровая стоимость принадлежащих ФИО1 земельных участков определена с применением удельных показателей кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2013 года.
В целях сопоставимости показателей на ту же дату установлена и рыночная стоимость земельных участков в размере <...> рубля каждый в экспертном заключении № <...> от <...> года <...>, признанном судом относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу. На установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной названной рыночной стоимости настаивает и представитель ФИО1 с учетом уточнения заявленных ею требований.
О несогласии с вышеупомянутым экспертным заключением лицами, участвующими в деле, не заявлялось; с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2013 года, рыночная стоимость земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении № 12 от <...> года <...> рыночная стоимость принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> в размере <...> рубля каждый значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков в размере <...> рубля каждый, что затрагивает права и обязанности заявителя как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает его рыночную стоимость, определенную экспертным заключением, не свидетельствует об их недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость названных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной экспертным заключением № <...> от <...> года <...>, в связи с чем заявленные ФИО1 требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
Доводы ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тульской области о том, что названное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными. Дело рассмотрено судом в порядке главы 23 ГПК РФ; лицами, участвующими в деле, являются заявитель и заинтересованные лица. Привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица основано на следующем.
Заявленные ФИО1 требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы, включая и филиал по Тульской области.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года № П/531 с 01.03.2012 года полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице его филиалов на территории субъектов Российской Федерации).
Следовательно, органом кадастрового учета, осуществляющим наряду с иными полномочиями функции по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, на территории г.Тулы и Тульской области является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения указанным органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление (с учетом его уточнения) ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения объектов предпринимательской деятельности», расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Г.Старцева