Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-163/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2012 года г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре Граф Я.Ю.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области с правами окружной избирательной комиссии по Энгельсскому одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 5 сентября 2012 года № 01-07/230-р «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области с правами окружной избирательной комиссии по Энгельсскому одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 5 сентября 2012 года № 01-07/230-р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты. Требования обосновывает тем, что 10 августа 2012 года он подал заявление в соответствующую избирательную комиссию и приобрел статус выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты упомянутого законодательного органа по Энгельсскому одномандатному округу № 17.
05 сентября 2012 года решением избирательной комиссии заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты с опубликованием решения в общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово – газета для всех и для каждого» и газете Ровенского муниципального района «Знамя победы».
Основанием к отказу в регистрации послужили результаты проведенной в установленном порядке проверки представленных им подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения. При этом были признаны недействительными 17 подписей избирателей, что составило 18% (при норме не более 10%) из числа отобранных случайной выборкой подписных листов для проверки. Указанное основание подтверждается итоговым протоколом № 3 заседания членов рабочей группы по проверке подписных листов от 02 сентября 2012 года.
С отказом в регистрации заявитель не согласен по тем основаниям, что проведенная 02 сентября 2012 года в 11 часов 30 минут случайная выборка (жеребьевка) подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения не соответствовала п. 5.7 Постановления избирательной комиссии Саратовской области от 25 июля 2012 года № 5/2-5.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования и ФИО1 пояснил, что во время проведения выборки подписных листов ему объявили, что необходимо отобрать для проверки 94 подписи, что составляет 20% от необходимых для регистрации 470 подписей. После этого ему были предложены для обозрения и проверки листки бумаги, на которых были написаны номер папки и номер листа в этой папке. Никаких конвертов, в которые были бы вложены листки с указанием номера страницы в папке (как это требуется п. 5.7 Постановления избирательной комиссии Саратовской области от 25 июля 2012 года № 5/2-5), ему предъявлено не было. Затем эти листы были помещены в картонную коробку с открытым верхом, и ему было предложено доставать их по одному, что он и делал. Пока секретарь ТИК ФИО3 зачитывала вслух номер папки и номер листа в папке, он доставал очередной листок из коробки и не мог контролировать правильность произносимых данных, так как сам не произносил и не помечал для себя номера папок и листов, которые он извлекал из коробки. Протокол о результатах случайной выборки не был составлен непосредственно после его завершения, ему было предложено подождать, а через 01 час и 09 минут – подписать протокол, что он и сделал. Все это время рабочая группа в полном составе оставалась в комнате, где производилась жеребьевка и в ее распоряжении находились его подписные листы.
Представитель территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО4 требования ФИО1 не признала, в судебном заседании пояснила, что со стороны избирательной комиссии при проведении выборки подписных листов и их проверке нарушений допущено не было. Представитель избирательной комиссии не оспаривала хронологию событий, описанных заявителем, но при этом пояснила, что процедура выборки полностью соответствовала утвержденному комиссией порядку, а у заявителя никаких замечаний до оглашения результатов проверки подписных листов не было. Он имел возможность контролировать ведение протокола жеребьевки, лично в ней участвовал, все названные вслух номера папок, отобранные при выборке и подлежащие проверке, соответствовали тем, которые были указаны в протоколе, что подтверждается аудиозаписью, которую произвел заявитель и представил в комиссию при рассмотрении его жалобы, где сам эти факты признал.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, и учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что постановлением Саратовской областной Думы от 11.07.2012 г. «О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва» выборы депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва назначены на 14 октября 2012 года.
Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 05 апреля 2012 года № 110/1-4 на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Саратовской области по состоянию на 01 января 2012 года, в соответствии со статьей 42 Устава (Основного Закона) Саратовской области, статьей 8 Закона Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» была определена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва.
Постановлением Саратовской областной Думы от 18.04.2012 года № 57-2594 схема была утверждена.
Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 06 июня 2012 года № 117/2-4 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 16 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», постановлением Саратовской областной Думы от 18 апреля 2012 г. № 57-2594 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва» на территориальную избирательную комиссию Энгельсского муниципального района возложены полномочия окружной избирательной комиссии Энгельсского одномандатного избирательного округа № 16 и окружной избирательной комиссии Энгельсского одномандатного избирательного округа № 17 (пункт 1.13. Постановления).
Территориальная избирательная комиссия Энгельсского муниципального района сформирована Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 14.12.2010 г. № 01-06/19-П.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО (ред. от 31.05.2012) «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», а также в соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва 14 октября 2012 года, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 10.05.2012 года № 115/2-4 выдвижение кандидатов путем самовыдвижения осуществляется после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, т.е. не позднее 29 августа 2012 года до 18 часов по местному времени.
Согласно части 1 статьи 32 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 65 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией области (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6-8 статьи 25, частью 6 статьи 27.1 настоящего Закона, если такие изменения имели место;
4) первый финансовый отчет кандидата.
10 августа 2012 года ФИО1 представил для выдвижения в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва в порядке самовыдвижения следующие документы: заявление о согласии баллотироваться по Энгельсскому одномандатному избирательному округу № 17; копию паспорта; копию диплома об образовании; сведения об источнике и размере доходов кандидата, а также о его имуществе. Подтверждением получения указанных документов является акт о приеме документов № 2 от 10.08.2012 г.
Кроме того, 29 августа 2012 года ФИО1 в территориальную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты были предоставлены: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата с протоколом об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет кандидата, а также две фотографии, что подтверждается актом о приеме документов № 16 от 29 августа 2012 года, актом о приеме документов № 17 от 29 августа 2012 года, актом № 3 от 29 августа 2012 года о приеме подписных листов.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей от 29.08.2012 года и акту о приеме подписных листов на проверку представлено 108 подписных листов с 500-ми подписями избирателей, в том числе 1-я папка - 35 листов, 2-я папка - 36 листов, 3-я папка - 37 листов.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом в соответствии с настоящим Законом.
Согласно части 3 указанной статьи проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему одномандатному избирательному округу, или их доверенные лица. Кандидат, представивший установленное для регистрации количество подписей, должен извещаться о времени проведения соответствующей жеребьевки и проверки подписных листов. Соответствующая избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 4 статьи 33).
В части 10 той же статьи указано, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Решением территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района № 01-07/191-Р от 27.07.2012 года в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105- ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" было утверждено «Положение о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, порядке приема и проверки избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Энгельсского муниципального района с полномочиями окружных избирательных комиссий № 16, № 17 кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва».
2 сентября 2012 года в 11 часов 30 минут была проведена случайная выборка (жеребьевка) подписных листов, предоставленных ФИО1
В процедуре принимали участие члены Территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района, члены рабочей группы ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, а также кандидат в депутаты ФИО1
Процедура проведения жеребьевки регламентирована разделом 5 приведенного выше Положения, согласно которому единицей случайной выборки (жребия) является подписной лист (п.5.6.).
Случайная выборка (жребий) осуществляется следующим образом:
- в конверт, коробку, либо иную емкость, удобную для размещения и последующей выемки, помещается (вкладываются) листки удобного размера, в количестве, равном общему числу подписных листов, на которых указываются номера подписных листов и номера папок;
- кандидат в депутаты, в отношении которого происходит процедура случайной выборки (жеребьевки) собственноручно вынимает листки по одному в случайном порядке. Далее номер подписного листа и папки оглашается кандидатом либо иным членом рабочей группы. Также озвучивается количество подписей избирателей на данном подписном листе.
Если кандидат в депутаты не присутствует на процедуре случайной выборки (жеребьевки), то случайный выбор листков и оглашение номеров подписных листов, номеров папок и количества подписей осуществляет руководитель рабочей группы. Члены рабочей группы суммируют оглашенное количество подписей до достижения установленного количества подписей избирателей, подлежащих проверке (п.5.7.).
После завершения отбора подписных листов составляется протокол случайной выборки. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, участвующими в ее проведении. Один экземпляр указанного протокола передается кандидату в депутаты, доверенному лицу, а второй вместе с другими материалами остается в рабочей группе (п. 5.8.).
Жеребьевка, проведенная в отношении подписных листов кандидата ФИО1, соответствовала установленному порядку, что было подтверждено допрошенными в судебном заседании свидетелями ФИО5, ФИО6, ФИО7 и фактически не оспаривается заявителем в его объяснениях.
ФИО1 в обоснование своих требований настаивает, что при проведении жеребьевки листы с указанными номерами папок и подписных листов не были помещены в конверты, не все сведения, указанные на листах, кандидат зачитывал лично, чем было нарушено постановление избирательной комиссии Саратовской области от 25 июля 2012 года № 5/2-5, что не может быть принято во внимание судом по следующим основаниям.
Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области №5/2-5 от 25.07.2012 года утверждено Примерное положение о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, порядке приема и проверки избирательных документов, представляемых в окружные избирательные комиссии кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва согласно приложению.
Между тем, согласно части 3 статьи 33 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Поскольку полномочия по проверке подписных листов в соответствии с указанным законом лежат на окружной избирательной комиссии, полномочия которой возложены на территориальную избирательную комиссию, соответственно, утверждение соответствующего порядка проведения жеребьевки и проверки подписей является полномочием территориальной избирательной комиссии.
В соответствии с указанным Положением, утвержденным решением территориальной избирательной комиссией Энгельсского муниципального района, требование о помещении листков для жеребьевки в отдельные конверты для каждой папки не предусмотрено. Не предусмотрено также требование об обязательном оглашении сведений о номере папки и подписного листа исключительно кандидатом.
В результате проведенной жеребьевки были отобраны 94 подписи, что составляет 20 % от общего числа подписей необходимых для регистрации (470).
2 сентября 2012 года в присутствии кандидата ФИО1 проведена проверка подписных листов, в результате которой 17 подписей были признаны недействительными, что составляет 18% от общего числа отобранных для проверки подписей. Недействительность этих подписей заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 7 части 10 статьи 34 Закона Саратовской области от 28.06.2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» в соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
При таких обстоятельствах решение территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района от 05.09.2012 года № 01-07/230-р об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Энгельсскому одномандатному избирательному округу № 17 соответствует закону и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245 ГПК РФ, гл. 26 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области с правами окружной избирательной комиссии по Энгельсскому одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва от 5 сентября 2012 года № 01-07/230-р «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 05 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский областной суд.
Председательствующий
судья-