КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2010 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А
С участием представителя заявителя - ФИО1,
представителя Правительства Красноярского края – ФИО2,
представителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю – ФИО3,
прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Черных А.В.,
рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Красноярский завод № 67 Гражданской авиации» об оспаривании в части Постановления Правительства Красноярского края от 10.10.2005 года № 230-п (в редакции от 28.04.2009 года) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края»,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Красноярский завод № 67 Гражданской авиации» обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня принятия и не подлежащим применению строки 52 таблицы 12 Постановления Правительства Красноярского края от 10.10.2005 года № 230-п (в ред. от 28.04.2009 года) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края», в части установления удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка ФГУП «Завод № 67 Гражданской авиации».
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, следовательно, произведенная кадастровая оценка земельного участка противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права заявителя, так как влечет для него существенное увеличение размера выплачиваемого земельного налога, рассчитываемого в соответствии с кадастровой стоимостью принадлежащего на праве собственности земельного участка, кроме того, при определении кадастровой стоимости нарушена «Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», утвержденная Приказом от 20 марта 2003 г. N П/49 Федеральной службы земельного кадастра России, поскольку земельный участок был отнесен ко второй группе группировки различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения, тогда как подлежит отнесению к первой группе.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что требования ОАО «Красноярский завод № 67 Гражданской авиации» удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дела установлено, что согласно государственного акта на право пользования землей А-1 № (номер обезличен)per. № (номер обезличен) от xx.xx.xxxx., за Государственным предприятием (позднее ФГУП) «Завод № 67 Гражданской авиации», впоследствии ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации» был закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью ... га, в Емельяновском районе Красноярского края, с предоставлением «для строительства завода № 67 ГА».
В результате приватизации и преобразования ФГУП «Завод № 67 Гражданской авиации», за ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации» на праве бессрочного пользования были закреплены права на указанный земельный участок с уменьшением его площади до ... гектаров.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от xx.xx.xxxx года за ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации» зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером № (номер обезличен).
На момент рассмотрения дела, указанный земельный участок разделен на земельные участки площадью ... кв.м. с кадастровым номером № (номер обезличен) и площадью ... кв.м. с кадастровым номером № (номер обезличен), также принадлежащие на праве собственности заявителю.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 г. N 445, от 02.11.2009 г. N 439) предусмотрено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Таким образом, суд находит, что, несмотря на закрепление в оспариваемой части Постановления Правительства Красноярского края от 10.10.2005 года № 230-п удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка произведено в отношении земельного участка с иной площадью и кадастровым номером, чем имеются на праве собственности у заявителя, оно может быть оспорено заявителем и в настоящее время, поскольку этот удельный показатель кадастровой стоимости используется при определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации», в том числе, и в целях налогообложения на день рассмотрения дела, следовательно, влияет на размер их налогообложения, как за прошлое время, так и в 2010 году.
На основании пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель (ГКОЗ) определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316. Пунктом 3 Правил установлена периодичность проведения ГКОЗ - не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
При этом, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на момент принятия оспариваемого постановления, было отнесено утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике (п. 10 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель промышленности на территории Красноярского края была проведена в 2002-2003 годах в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. № П/49 (далее - Методика) и Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002г. № 568-р (далее - Методические рекомендации), что следует из исследованного в судебном заседании отчета по государственной кадастровой оценке земель.
Работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, на основании государственного контракта с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Красноярскому краю были выполнены ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», имеющим соответствующую лицензию на производство оценочной деятельности.
Заявителем не оспаривается, что результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения прошли согласование в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, согласование краевой межведомственной комиссией и утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 № 230-п.
В строке 52 таблицы 12 Постановления № 230-п указан земельный участок ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» с кадастровым номером № (номер обезличен), удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка утвержден в размере 889,70 руб./кв.м.
Постановление Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 № 230-п принято компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением порядка его принятия, обнародовано в печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 37, 17.10.2005 года, вступило в силу с 18.10.2005 года.
Следовательно, оснований для признания указанного Постановления противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, в связи с нарушением процедуры государственной кадастровой оценки земель, порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, либо порядка его обнародования, не имеется.
Что касается доводов заявителя о противоречии закрепленного строкой 52 таблицы 12 Постановления №230-п удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 889,70 руб./кв.м., Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. № П/49 (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 1.3 Методики для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
земельные участки промышленности - земельные участки, которые используются или предназначены для:
- размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
- разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.
Определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения в соответствии с пунктом 1.4 Методики осуществлялось в следующей последовательности:
группировка различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения;
определение удельных показателей кадастровой стоимости земель для видов использования земель каждой группы;
расчет кадастровой стоимости земельных участков по каждой группе земель промышленности и иного специального назначения.
Виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединены в следующие группы.
Первая группа, в том числе, включает в себя:
- земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта;
Вторая группа, в том числе, включает в себя:
- земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
Государственный акт на право пользования землей А-1 №405612 per. № (номер обезличен) от xx.xx.xxxx., в соответствии с которым за ОАО «Завод №67 ГА» был закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью ... га, свидетельствует о предоставлении земельного участка «для строительства завода № 67 гражданской авиации». На основании указанного правоустанавливающего документа вид разрешенного использования для спорного земельного участка - «для строительства завода № 67 ГА» был внесен в Государственный земельный кадастр (в настоящее время — государственный кадастр недвижимости).
Указанные выше нормы Методики предусматривают определение кадастровой стоимости земельных участков, исходя из целевого назначения земли, и напрямую не связывают расчет кадастровой стоимости с фактическим использованиемземельного участка, со сроками строительства и сдачи в эксплуатацию соответствующих объектов, а также с их регистрацией в качестве объектов недвижимости и фактической эксплуатацией.
Верность определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации», исходя из вида разрешенного использования «для строительства завода» и отнесения его ко второй группе использования земель подтверждается также тем обстоятельством, что в соответствии с уставом ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации» от 29.06.2005 года, видами деятельности общества помимо ремонта и обслуживания авиационной техники, также являются ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, разработка, производство, реализация товаров народного потребления, продукции производственно технического назначения и другие виды деятельности, не связанные с воздушным транспортом.
Заявителем не оспаривается, что на день рассмотрения дела завод на спорном земельном участке не размещен и не функционирует, таким образом, определить его принадлежность к объекту необходимому для ремонта воздушного транспорта не представляется возможным.
Наличие у ОАО ««Красноярский завод №67 Гражданской авиации» лицензии на осуществление деятельности по ремонту авиационной техники» не свидетельствовало и не может свидетельствовать о характере его деятельности, поскольку как было указано выше, в уставе общества закреплены и иные ее виды.
Таким образом, закрепленный оспариваемой частью постановления удельный показатель кадастровой стоимости в соответствии с принадлежностью спорного земельного участка к земельным участкам, предоставленным для размещения производственных и административных зданий, в целях обеспечения деятельности объектов промышленности (вторая группа), следует признать обоснованным.
Что касается доводов заявления о том, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, установленная в соответствии с отчетом независимой оценки, существенно ниже его кадастровой стоимости, то суд считает необходимым отметить следующее.
Конкретизируя принцип платности использования земли, регламентированный пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и называя два вида стоимости земельных участков - рыночную, а также кадастровую, устанавливаемую для целей налогообложения, федеральный законодатель, тем не менее, не предусматривал ни минимальных, ни максимальных размеров кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью.
То обстоятельство, что установленная представленным ОАО «Красноярский завод №67 Гражданской авиации» отчетом, выполненным по его заявке ООО «...», рыночная стоимость его земельного участка существенно ниже кадастровой, не может свидетельствовать о неправильности кадастровой оценки, в том числе, и в части установления удельного показателя кадастровой стоимости, так как критерии рыночной оценки земельных участков не являются тождественными критериям кадастровой оценки и не находятся с ними в прямой взаимосвязи.
Кроме того, суд считает необходимым отменить, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности и неполноте источников рыночной информации, либо неполноте факторов стоимости земельных участков, использованных ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» при определении оспариваемой кадастровой стоимости его земельного участка, определенной по состоянию на 2004 год, так как использованные в представленном заявителем отчете о рыночной стоимости земельного участка данные, взяты по состоянию на 2009 год.
Представленные заявителем при рассмотрении дела доказательства, свидетельствующие об изменении 4 марта 2010 года вида разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков и отнесении их, в связи с этим, к первой группе видов использования земель промышленности, с закреплением в государственном кадастре недвижимости нового удельного показателя их кадастровой стоимости – 298 рублей за квадратный метр, не могут повлиять на правовую судьбу оспариваемой части Постановления Правительства Красноярского края от 10.10.2005 года № 230-п (в ред. от 28.04.2009 года), поскольку, в соответствии с подпунктом 2.3.3 пункта 2.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 г. N 445, от 02.11.2009 г. N 439), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
При этом, нормы федерального законодательства не требуют внесения изменения в соответствующий нормативный правовой акт высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ранее утвердивший результаты кадастровой оценки.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Красноярский завод № 67 Гражданской авиации» о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня принятия и не подлежащим применению строки 52 таблицы 12 Постановления Правительства Красноярского края от 10.10.2005 года № 230-п (в ред. от 28.04.2009 года) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края», в части установления удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка - 889,7 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.
Председательствующий: И.Н. Зинченко