ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-16/2015 от 18.05.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Тыва в составе председательствующего Б., при секретаре О., с участием старшего помощника прокурора Республики Тыва Ч., представителей Службы по тарифам Республики Тыва Я. и Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 18 мая 2015 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 года № 58 «Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ООО «Водопроводно-канализационные сети» на территории Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, на 2015 год»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 года № 58 «Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ООО «Водопроводно-канализационные сети» на территории Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, на 2015 год», указывая на то, что при установлении тарифов на холодное водоснабжение Службой использовался метод экономически обоснованных затрат (расходов). В материалах тарифного дела, в том числе в производственной программе ООО «Водопроводно-канализационные сети», сведения об объемах потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям отсутствуют, в то же время износ систем водоснабжения определен в размере 80% при 16 км. аварийных сетей. Схемой водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района на период с 2014 по 2024 годы баланс потерь воды при её транспортировке на расчетный 2014 год установлен в размере 20%, на 2024 год - в размере 3%. В тариф на водоснабжение не включены объемы потерь воды, возникающие при её транспортировке до конечного потребителя, что приводит к необоснованному росту тарифа и возлагает на потребителей коммунальной услуги дополнительное бремя оплаты изношенных и неремонтируемых объектов водоснабжения.

Прокурор просит признать оспариваемое постановление Службы по тарифам Республики Тыва противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления тарифа на холодное водоснабжение с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 11,37 руб./куб.м, с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 13,02 руб./куб.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Республики Тыва Ч. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.

Представители Службы по тарифам Республики Тыва Я. и Ю. с заявлением прокурора не согласились. Я. пояснила, что оспариваемое прокурором постановление не противоречит федеральному законодательству.

Представитель ООО «Водопроводно-канализационные сети», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - Е. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил. Суд в порядке ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 N 604 (ред. от 24.09.2014), Служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Служба по тарифам Республики Тыва принимает решение об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Республики Тыва, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (подп. 7 п. 5.15 вышеуказанного Положения).

Постановлением службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 года № 58 «Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ООО «Водопроводно-канализационные сети» на территории Чеди-Хольского района Республики Тыва, на 2015 год» установлен тариф на услуги по холодному водоснабжению за период с 01 января по 30 июня 2015 года в размере 11,37, с 01 июля по 31 декабря 2015 года в размере 13,02.

Данное постановление официально опубликовано на сайте Службы по тарифам Республики Тыва http://tarif.tuva.ru 27 ноября 2014 года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в частности, методом экономически обоснованных расходов (затрат). Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ООО «Водопроводно-канализационные сети» на 2015 год, Службой по тарифам Республики Тыва использовался метод экономически обоснованных затрат (расходов), что подтверждается экспертным заключением от 20 ноября 2014 года, имеющимся в материалах тарифного дела.

Согласно п. 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Пунктом 26 Основ ценообразования установлено, что при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

В соответствии с п. 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. В случае, если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Из материалов тарифного дела следует, что ООО «Водопроводно-канализационные сети» подало в Службу по тарифам Республики Тыва заявления об установлении тарифов и применении на 2015 год метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В силу подп. «в» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» при установлении тарифов на 2014 и 2015 годы метод экономически обоснованных затрат может применяться органом регулирования в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения вне зависимости от критериев выбора и случаев применения методов регулирования тарифов, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными настоящим постановлением (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1011).

Таким образом, поскольку ООО «Водопроводно-канализационные сети» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, Служба по тарифам Республики Тыва обоснованно был использован метод экономически обоснованных затрат.

В п. 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, приведен перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении тарифов. В данный перечень входит, в частности, расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подп. «з»).

В п. 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения сказано, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Из объяснений представителей Службы по тарифам Республики Тыва Я., Н. и Ю. в судебном заседании следует, что в соответствии с п. 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации экспертом учтены расходы на возмещение потерь воды посредством включения затрат предприятия на приобретение электроэнергии для подъема, транспортировки и отпуска в сеть холодной воды, поскольку технические и технологические проблемы влекут за собой увеличение затрат на электроэнергию, требуемую для подъема и подачи воды абонентам. Тарифы установлены Службой также на основании анализа трех предшествующих периодов регулирования и объемов воды, включенных в договоры с потребителями, с учетом необходимости выполнения положений производственной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети».

ООО «Водопроводно-канализационные сети» в Службу по тарифам Республики Тыва расчет объемов потерь воды при её транспортировке по водопроводным сетям, несмотря на запросы Службы от 29 апреля и от 07 ноября 2014 года, не был представлен.

Решением Хурала представителей Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 10 декабря 2014 года № 64 утверждена схема водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна.

Из схемы водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна на период с 2014 по 2024 годы следует, что баланс потерь воды при ее транспортировке на расчетный 2014 год при объеме водоснабжения 720 тыс. м3/год с учетом потерь в сетях 20% определен в размере 144,00 тыс. м3/год. Баланс потерь воды при ее транспортировке на 2024 год при объеме водоснабжения 337,11 тыс. м3/год с учетом потерь в сетях 3% определен в размере 10,11 м3/год.

В судебном заседании представитель ООО «Водопроводно-канализационные сети» Е. пояснил, что расчет объемов потерь воды при её транспортировке по водопроводным сетям ими не представлен в связи с тем, что расходов на возмещение потерь воды предприятие не несет, так как после аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ в декабре 2012 года все инженерные сети были заменены, потерь воды с 2013 года не имеется. Предприятие заинтересовано в этом, так как, если будут потери воды, оно несёт убытки по электроэнергии. На предприятии стоят приборы учета, утечки сразу фиксируются. Схема водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы была разработана в 2011 году и содержит устаревшие сведения. Акт по замене инженерных сетей не подписан, в связи с чем в Службу по тарифам он не был представлен (протокол судебного заседания от 08 мая 2015 года).

Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым постановлением тарифы установлены в соответствии с п. 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на основании анализа трех предшествующих периодов регулирования, а также результатов проверки хозяйственной деятельности ООО «Водопроводно-канализационные сети», что видно из материалов тарифного дела и экспертного заключения от 20 ноября 2014 года. Экономически обоснованный расчет расходов на возмещение потерь воды ООО «Водопроводно-канализационные сети» не представило, тогда как в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение. При таких обстоятельствах Служба по тарифам Республики Тыва при установлении тарифов правомерно не учитывала указанные расходы.

В соответствии с п. 13 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 года № 228-э/4 установлены предельные индексы максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год. По Республике Тыва максимальная величина роста тарифов с 01 января по 30 июня 2015 года установлена в размере 100,0%, с 01 июля по 31 декабря 2015 года - в размере 114,5 %.

Оспариваемым постановлением тарифы установлены в пределах указанных предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов. Уровень роста тарифа, установленного с 01 января по 30 июня 2015 года, составил 100%; уровень роста тарифа, установленного с 01 июля по 31 декабря 2015 года, к июню составил 114, 5%.

Ссылка прокурора на Методику определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденную приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 172 несостоятельна, так как данный приказ отменен приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 ноября 2013 года № 1907.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Службы по тарифам Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству. Следовательно, заявление прокурора необоснованно и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 года № 58 «Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ООО «Водопроводно-канализационные сети» на территории Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, на 2015 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 25 мая 2015 года (23-24 мая – нерабочие дни).

Председательствующий Болат-оол А.В.