Ростовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Дело №3-17/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
представителей Администрации Ростовской области – Мельниковой В.В., Ковальчук Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Ростовской области к Администрации Ростовской области о признании недействующим с момента принятия пункта 3 постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области»,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением к Администрации Ростовской области о признании недействующим с момента принятия пункта 3 постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области».
Постановлением в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 года №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» предусмотрено создание действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области, утверждены его состав и Положение о постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ростовской области (пункты 1-2). Пунктом 3 постановления рекомендовано органам местного самоуправления создать аналогичные координирующие органы.
В обоснование заявления прокурора указано на то, что пункт 3 постановления принят с нарушением компетенции Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, поэтому этот пункт подлежит признанию недействующим. Круг вопросов местного значения определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по созданию координирующих органов. Указ Президента РФ не предусматривает права органов местного самоуправления по созданию аналогичных координирующих совещаний.
Прокурор Корниенко Г.Ф. в судебном заседании просила заявление удовлетворить.
Представители Администрации Ростовской области – Мельникова В.В., Ковальчук Н.Н., действующие на основании доверенностей, в суд явились, возражали против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях с учетом дополнений к ним.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителя Администрации Ростовской области, суд пришел к следующим выводам.
Указ Президента РФ от 11.12.2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" предусматривает, что в целях совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации и утвердить их состав.
Основными задачами координационных совещаний являются:
а) обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах Российской Федерации, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области;
б) анализ эффективности деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;
в) разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах Российской Федерации;
г) организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах Российской Федерации.
Установлено, что решения координационных совещаний оформляются актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, а в необходимых случаях - актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области принято постановление № 35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области».
Постановление опубликовано в газете «Наше время» №47-49 от 15.02.2011 года в соответствии со статьей 5 Областного закона «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
По содержанию оспариваемое постановление и утвержденное им Положение о постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ростовской области являются нормативным правовым актом в сфере административных правоотношений, поскольку устанавливает правила поведения должностных лиц в сфере реализации полномочий постоянно действующего органа – координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области, рассчитанные на неограниченный круг лиц, не ограниченные во времени, вне зависимости от конкретных правоотношений в области обеспечения правопорядка, постановление затрагивает реализацию прав и свобод граждан в области обеспечения правопорядка. Пункт 3 о рекомендации органам местного самоуправления создать аналогичные координирующие органы структурно входит в текст постановления, поэтому суд не находит оснований для нерассмотрения заявления по существу в порядке нормоконтроля, учитывая, что постановление надлежаще опубликовано.
Пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.7 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
д.1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 21 пункт 2 приведенного Федерального закона предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Статья 54 Устава Ростовской области предусматривает, что Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области:
11.1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ростовской области с иными органами государственной власти Ростовской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Ростовской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
Согласно статье 60 Устава Ростовской Администрация Ростовской области осуществляет следующие основные полномочия:
1) принимает меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в частности: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
В силу статьи 15 этого же Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 года N 1535 устанавливает обязательность создания в субъектах Российской Федерации координационных совещаний и определяет задачи их деятельности. В пределах установленных задач в субъекте Российской Федерации высшее должностное лицо устанавливает конкретные формы деятельности координационного совещания путем определения его состава и порядка деятельности, что и реализовано в постановлении Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №35 от 03.02.2011 года.
Рекомендация органам местного самоуправления создать аналогичные координационные совещания не является нарушением ни Указа Президента РФ, ни Федеральных законов.
Участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, что является одним из направлений обеспечения правопорядка, прямо предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конкретные формы координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка не определены, поэтому координация может реализовываться в различных формах, не запрещенных законом, в том числе и путем рекомендации органам местного самоуправления совершить определенные действия, не противоречащие закону.
Суд приходит к выводу о том, что при принятии пункта 3 постановления Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области действовал в пределах полномочий, предусмотренных ст.ст.18,21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с Уставом Ростовской области в рамках пределов совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Довод заявления о том, что Указом Президента РФ не предусмотрено создание координационных совещаний в муниципальных образованиях, суд не находит обоснованным. Указ принят в рамках реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения правопорядка и не направлен на всестороннее регулирование данных вопросов, что следует из анализа содержания Указа.
Обязательность создания совещаний из пункта 3 постановления не следует, публично-правовая ответственность органа местного самоуправления за несоздание совещания не предусмотрена, что вытекает из смысла рекомендации. Структура и состав местного координационного совещания постановлением не определяются, что по смыслу постановления отнесено к ведению органа местного самоуправления.
Нельзя также сделать вывод о нарушении принципа разделения властей, поскольку самим фактом создания координационного совещания в муниципальном образовании без определения его персонального состава не нарушаются принципы разделения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. При наличии такого нарушения, оно может быть оспорено в каждом конкретном случае.
Пункт 3 постановления не предполагает выполнение органами местного самоуправления несвойственных им функций и полномочий.
Возможность создания координационных совещаний в муниципальных образованиях предполагает прежде всего информационное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения правопорядка.
Какие-либо финансовые обязательства в связи с возможным созданием в муниципальном образовании координационного совещания на орган местного самоуправления не возлагаются, из пункта 3 нельзя сделать вывод ни о нарушении прав и свобод граждан, ни о возложении на органы местного самоуправления не предусмотренных федеральным законодательством функций правоохранительного характера. Конкретные правоприменительные решения органов местного самоуправления в связи с созданием координационных совещаний, в том числе приобщенные к материалам дела, не являются предметом проверки в настоящем деле.
Поскольку суд не находит противоречия пункта 3 постановления правовым нормам, заявление в рамках статьи 253 ГПК РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление первого заместителя прокурора Ростовской области о признании недействующим с момента принятия пункта 3 постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области» оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 29.04.2011 года.
Судья: