Дело № 3-170/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 10 июля 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Воробьевой В.В.
с участием прокурора Соболевского М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению ФИО3 об отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 8 апреля 2015 года № 133/878-5 «О передаче освободившегося мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва зарегистрированному кандидату в депутаты из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – партия народной свободы» и возложении обязанности на Избирательную комиссию Ярославской области по передаче освободившегося мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва заявителю,
установил:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 12 сентября 2013 года № 98/731-5 утверждены протокол и сводная таблица о результатах выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, а также протокол о распределении депутатских мандатов в Ярославской областной Думе шестого созыва между избирательными объединениями. Согласно данному протоколу избирательное объединение – Ярославское региональное отделение политической партии «Республиканская партия России – партия народной свободы» (ЯРОРПР – ПАРНАС) набрало .... голосов избирателей, допущено к распределению депутатских мандатов и получило один депутатский мандат, переданный ФИО, как кандидату из общей части единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого ЯРОРПР – ПАРНАС.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 12 сентября 2013 года № 98/732-5 установлены общие результаты выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва. Согласно Списку избранных депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, утвержденному данным постановлением, в указанный список вошел ФИО., избранный по единому избирательному округу от избирательного объединения ЯРОРПР – ПАРНАС.
Постановлением Ярославской областной Думы шестого созыва от 31 марта 2015 года № 38 досрочно прекращены полномочия депутата Ярославской областной Думы ФИО с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.
ДД.ММ.ГГГГ советом ЯРОРПР – ПАРНАС принято решение предложить Избирательной комиссии Ярославской области кандидатуру ФИО4 для замещения вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Ярославской областной Думы шестого созыва ФИО.
ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Ярославской области вынесено постановление № 133/878-5 о передаче освободившегося мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва зарегистрированному кандидату в депутаты из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого ЯРОРПР-ПАРНАС, ФИО4
ФИО3 обратился с заявлением о признании данного постановления Избирательной комиссии Ярославской области незаконным и возложении на комиссию обязанности по передаче ему депутатского мандата, освободившегося в связи с прекращением полномочий депутата ФИО.
Заявление обосновано следующим: при вынесении оспариваемого постановления Избирательная комиссия руководствовалась положениями статьи 91 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее – Закон, Закон Ярославской области, Закон о выборах) в недействующей редакции данного Закона. Согласно статье 91 указанного Закона, с учетом изменений, внесенных в него Законом Ярославской области от 2 апреля 2014 года № 9-з, в случае досрочного прекращения полномочий депутата из общей части единого списка кандидатов кандидатура может быть предложена только из территориальной группы, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 4<3> статьи 89 настоящего Закона. В соответствии с пунктом 4<3> статьи 89 Закона если после передачи депутатского мандата зарегистрированному кандидату, включенному в общую часть единого списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному единому списку кандидатов, указанные мандаты передаются по одному мандату последовательно территориальным группам, размещенным в порядке убывания процентного отношения количества голосов (процент с точностью до второго знака после запятой), отданных за данный список кандидатов на территории, соответствующей каждой территориальной группе списка кандидатов, к общему количеству действительных бюллетеней на соответствующей территории.
Согласно утвержденным Избирательной комиссией Ярославской области результатам голосования по территориальным группам единого избирательного округа, зарегистрированная в составе единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, выдвинутого ЯРОРПР – ПАРНАС, территориальная группа № заняла первое место среди территориальных групп данного избирательного объединения, набрав ... % голосов, определенных в соответствии с пунктом 4<3> статьи 89 Закона Ярославской области; второе место заняла группа № (... % голосов), третье место заняла группа № (... % голосов).
Территориальную группу № возглавлял кандидат ФИО1., который стал членом другой политической партии и исключен из единого списка постановлением Избирательной комиссии от 1апреля 2015 года № 132/874-5.
Территориальную группу № возглавляет кандидат ФИО3
Территориальную группу № – ФИО4
Таким образом, вакантный депутатский мандат избирательным объединением подлежал передаче ФИО3
Решение избирательного объединения, на котором основано оспариваемое постановление Избирательной комиссии Ярославской области, является незаконным.
Кроме того, заявитель указал, что у Совета ЯРОРПР – ПАРНАС не имелось установленных в Уставе полномочий на принятие такого решения, тогда как положения статьи 91 Закона Ярославской области предоставляют право на предложение кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, лишь в случае, если такое полномочие указано в Уставе избирательного объединения.
В судебном заседании ФИО3 заявление поддержал.
Представитель Избирательной комиссии Ярославской области ФИО5 в удовлетворении заявления возражала. Представитель Избирательной комиссии пояснила суду, что при принятии оспариваемого постановления комиссия руководствовалась положениями Закона Ярославской области в редакции, действовавшей на момент формирования представительного органа государственной власти Ярославской области, исходя, таким образом, из принципа равенства избирательных прав кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва и передачи им депутатских полномочий в единой для всех законной процедуре. В период деятельности данного органа Избирательная комиссия неоднократно принимала решения о передаче вакантного депутатского мандата, применяя положения Закона Ярославской области, в его редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Ярославской области от 2 апреля 2014 года № 9-з. Кроме того, представитель Избирательной комиссии указала, что решение о предложении кандидатуры для замещения освободившегося депутатского мандата депутата, выдвинутого ЯРОРПР – ПАРНАС, принято уполномоченным на то постоянно действующим коллегиальным органом регионального отделения политической партии.
ФИО4, действующим в своих интересах, а также как представитель ЯРОРПР – ПАРНАС, а также ФИО6 – представитель заинтересованных лиц ФИО4 и ЯРОРПР – ПАРНАС в удовлетворении заявления ФИО3 возражали, поддержав позицию Избирательной комиссии Ярославской области. Кроме того, указали на то, что ФИО3 не вправе оспаривать постановление Избирательной комиссии Ярославской области о передаче вакантного депутатского мандата и требовать передачи данного мандата ему, поскольку он исключен из членов политической партии РПР – ПАРНАС.
Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя. Прокурор указал, что при принятии оспариваемого решения Избирательная комиссия обосновано руководствовалась положениями Закона Ярославской области в редакции данного Закона, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, а также на то, что решение о предложении кандидатуры ФИО4 для замещения вакантного депутатского мандата принято уполномоченным органом регионального отделения политической партии.
Кроме того, прокурор указал на то, что при применении Закона в его новой редакции вакантный депутатский мандат не подлежал бы передаче заявителю, поскольку в территориальной группе №, набравшей наибольшее количество голосов избирателей среди территориальных групп от избирательного объединения ЯРОРПР – ПАРНАС, помимо ФИО1., зарегистрирован кандидат ФИО2.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд оснований для удовлетворения заявления ФИО3 не находит.
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).
Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В Законе Ярославской области право избирательного объединения предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата, освободившегося в связи с досрочным прекращением полномочий депутата, избранного от данного избирательного объединения, впервые закреплено в пунктах 10 и 11 статьи 91 Закона Ярославской области, введенных в действие Законом Ярославской области от 28 ноября 2011 года № 46-з.
Согласно пунктами 10 и 11 статьи 91 Закона Ярославской области (в редакции от 28 ноября 2011 года) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов.
Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия Ярославской областной Думой, соответствующим представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Законом Ярославской области от 29 июня 2012 года № 27-з пункт 10 статьи 91 Закона о выборах изложен в новой редакции.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 10 статьи 91 Закона в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе единого списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее региональное отделение или иное структурное подразделение, в составе единого списка кандидатов которого этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить организующей выборы избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же единого списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. Кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту территориальную группу кандидатов, что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае если в соответствующей территориальной группе кандидатов остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатские мандаты и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее региональное отделение или иное структурное подразделение о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган избирательного объединения, ее регионального отделения или иное структурное подразделение вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной территориальной группы.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе общей части единого списка кандидатов, его депутатский мандат замещается в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 89 настоящего Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 89 Закона при этом при отказе кандидата из общей части единого списка кандидатов от получения депутатского мандата указанный мандат передается организующей выборы избирательной комиссией в территориальную группу кандидатов, определяемую по предложению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, в составе единого списка кандидатов которого депутат был избран.
Законом Ярославской области от 23 мая 2013 года № 20-з абзац второй пункта 10 статьи 91 Закона о выборах признан утратившим силу.
В указанной редакции Закон о выборах вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Выборы в Ярославскую областную Думу шестого созыва назначены постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N 75/427-5.
Судом установлено, что в издании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы уточнения в текст Закона Ярославской области от 23 мая 2013 года № 20-з. Однако, уточнения не привели к изменению содержания норм, содержащихся в данном законе, и о его официальном опубликовании на данную дату не свидетельствуют.
Таким образом, на начало избирательной компании действовал Закон о выборах в редакции от 23 мая 2013 года.
Законом Ярославской области от 2 апреля 2014 года № 9-з пункт 10 статьи 91 Закона о выборах изложен в новой редакции.
Согласно абзацам первому и второму пункта 10 статьи 91 Закона о выборах в редакции от 2 апреля 2014 года в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе единого списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе единого списка кандидатов которого этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить организующей выборы избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же единого списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата из общей части единого списка кандидатов кандидатура может быть предложена только из территориальной группы, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 4<3> статьи 89 настоящего Закона.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 <3> статьи 89 Закона о выборах если после передачи депутатского мандата зарегистрированному кандидату, включенному в общую часть единого списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному единому списку кандидатов, указанные мандаты передаются по одному мандату последовательно территориальным группам, размещенным в порядке убывания процентного отношения количества голосов (процент с точностью до второго знака после запятой), отданных за данный список кандидатов на территории, соответствующей каждой территориальной группе списка кандидатов, к общему количеству действительных бюллетеней на соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
Принимая во внимание указанные положения Федерального закона, суд полагает, что Избирательная комиссия Ярославской области при определении порядка передачи освободившегося мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва обосновано исходила из необходимости применения Закона Ярославской области в той его редакции, которая действовала на момент начала формирования данного представительного органа.
Применение Закона в данной редакции обеспечивает равенство пассивного избирательного права всех кандидатов, зарегистрированных на выборах в Ярославскую областную Думу шестого созыва. Несмотря на то, что итоги выборов установлены Избирательной комиссией Ярославской области, избирательная компания завершилась, передачей вакантного депутатского мандата продолжается формирование данного представительного органа. При этом, формирование осуществляется на основании тех результатов, которые были получены при голосовании на выборах в Ярославскую областную Думу в ДД.ММ.ГГГГ. Новые выборы в данном случае не проводятся.
Изложенное соответствует позиции неоднократно приведенной в Постановлениях Конституционного суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 10 июля 1995 года № 9-П и в Постановлении от 10 декабря 2013 года № 28-П, на которое ссылался заявитель.
Таким образом, в данном деле подлежит применению закон Ярославской области о выборах в редакции от 23 мая 2013 года.
Несмотря на то, что данная редакция Закона о выборах не содержала прямой нормы о порядке передачи вакантного мандата депутата Думы при прекращении полномочий депутата, состоящего в общей части единого списка, исходя из абзаца первого пункта 10 статьи 91 Закона о выборах у избирательного объединения имеется право на предложение кандидатуры зарегистрированного кандидата из указанного списка.
При этом, каких-либо условий для определения данной кандидатуры Закон, в редакции действующей на начало избирательной компании, не содержал.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у избирательного объедения – ЯРОРПР – ПАРНАС имелось право предложить Избирательной комиссии Ярославской области для замещения вакантного депутатского мандата в связи с досрочным прекращением полномочий депутата ФИО. кандидатуру ФИО4, как кандидата, зарегистрированного в составе единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва от избирательного объединения ЯРОРПР – ПАРНАС.
Решение о предложении данной кандидатуры принято избирательным объединением в пределах установленного для принятия такого решения срока.
Также суд исходит из того, что решение о предложении кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата принято уполномоченным органом избирательного объединения в соответствии с его компетенцией.
Как следует из вышеприведенных положений пункта 15 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 статьи 91 Закона Ярославской области о выборах правом предложения кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата наделен коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии.
Согласно Уставу политической партии «Республиканская партия России – партия народной свободы» (пункт 3 статьи 20) таким органом является Совет регионального отделения.
Доводы заявителя о том, что полномочие по предложению кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата должно быть специально оговорено в Уставе политической партии, основано на неверном толковании положений статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 91 Закона Ярославской области о выборах. Оговорка «если это предусмотрено уставом политической партии» относится к возможности принятия решения о предложении кандидатуры для замещения вакантного мандата иным структурным подразделением политической партии.
Оснований для признания оспариваемого заявителем постановления Избирательной комиссии незаконным в связи с тем, что оно принято ранее поступления в комиссию заключения Управления Министерства юстиции по Ярославской области о законности решения ЯРОРПР – ПАРНАС от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Установленный в статье 13 Закона Ярославской области «Об Избирательной комиссии Ярославской области» порядок принятия постановления на обязательность получения такого заключения не указывает.
По изложенным основаниям суд полагает постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 8 апреля 2015 года № 133/878-5 «О передаче освободившегося мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва зарегистрированному кандидату в депутаты из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением политической партии «Республиканская партия России – партия народной свободы» законным, оснований для удовлетворения заявления ФИО3 не находит.
При этом, суд полагает, что правом на оспаривание постановления ФИО3 наделен, поскольку является зарегистрированным кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва в составе единого списка ЯРОРПР – ПАРНАС. Факт исключения его из данной политической партии в силу пункта 18 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 13 статьи 91 Закона Ярославской области правового значения не имеет. По изложенным основания возражения ФИО4 и его представителя ФИО6 в указанной части является необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО3 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю.Щеголькова