РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2015 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Яковенко Е.А.,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Г.» по доверенности Гоненко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер изъят по заявлению Администрации города Усть-Илимска о признании решения комиссии незаконным, признании кадастровой стоимости земельного участка недействующей, внесении изменения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявления указано, что Общество с ограниченной ответственностью «Г.» является арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, не согласилось с кадастровой стоимостью земельного участка в размере (данные изъяты). и обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представив отчет об определении рыночной стоимости земельного участка ООО «П.» в размере (данные изъяты) руб. и положительное экспертное заключение о соответствии отчета положениям законодательства об оценочной деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от Дата изъята кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости (данные изъяты) рублей.
Заявитель указывает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося на территории муниципального образования и являющегося объектом налогообложения, затрагивают права муниципального образования, поскольку земельный налог, исчисляемый исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, зачисляется в доход местного бюджета по нормативу (данные изъяты)%. Оспариваемым решением кадастровая стоимость земельного участка существенно занижена.
Администрация города Усть-Илимска просила суд:
признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от Дата изъята ;
признать недействующей кадастровую стоимость земельного участка площадью (данные изъяты) кв. метров с кадастровым номером Номер изъят в размере (данные изъяты) рублей, внесенной в государственный кадастр недвижимости;
обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости о недействительности кадастровой стоимости земельного участка (данные изъяты) кв. метров с кадастровым номером Номер изъят в размере (данные изъяты) рублей.
Определением судьи Иркутского областного суда от 23 октября 2014 года отказано Администрации города Усть-Илимска Иркутской области в принятии заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 09 февраля 2015 года определение судьи Иркутского областного суда от 23 октября 2014 года отменено, материал направлен в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления.
Определениями от 24 февраля 2015 года, от 16 марта 2015 года были привлечены к участию в деле: Правительство Иркутской области, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Г.» по доверенности № Номер изъят Гоненко Р.В. не согласился с заявлением, поддержав возражения, в которых указал на несогласие с заявлением, поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка произведено в соответствии с законом. Комиссия при принятии решения по заявлению не обладает полномочиями по запросу и оценке иных отчетов об определении рыночной стоимости либо полномочиями по самостоятельному расчету рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В представленном отчете об оценке неточностей, несоответствия требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки не выявлено. Комиссия действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Порядком создания и работы, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263. Отличие рыночной стоимости земельного участка, установленной в результате проведения комиссионной экспертизы, от рыночной стоимости, установленной в отчете, является предсказуемым, поскольку при проведении комиссионной экспертизы в рамках рассмотрения настоящего дела были использованы иные объекты-аналоги. Взятие объектов-аналогов в иных муниципальных районах Иркутской области соответствует требованиям п. 11б ФСО № 7, и является обоснованным в целях проверки выборки объектов в проверяемом отчете. Требование о признании кадастровой стоимости недействующей является ненадлежащим способом защиты права.
Представители Администрации города Усть-Илимска; Правительства Иркутской области; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области; Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области; комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени разбирательства данного дела, в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации города Усть-Илимска по доверенности Шипицина И.В. просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
В ранее поданном возражении представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константинова Ю.М. в удовлетворении требований просила отказать в полном объеме, указав на законность решения комиссии и на пропуск заявителем срока, установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Дата изъята на основе представленных документов было принято решение об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. При этом, заявителем были представлены все необходимые документы, в том числе и положительное заключение на отчет об оценке. Решение было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, процедура рассмотрения заявления была соблюдена. Требование о признании недействующей кадастровой стоимости полагает излишним и не соответствующим законодательству.
В возражениях представитель Правительства Иркутской области по доверенности Перерешко М.Н. считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений представитель Перерешко М.Н. указала на то, что Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в редакции постановления от 5 мая 2014 года № 239-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования по состоянию на 1 января 2012 года. Полагает, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не могла принять решения об установлении кадастровой стоимости объектов оценки в размере рыночной в случае, когда отчет и экспертиза отчета не соответствуют требованиям Закона об оценке и федеральным стандартам оценки. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов зачисляется земельный налог по нормативу (данные изъяты) процентов, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости непосредственно затрагивают права администрации города Усть-Илимска.
В возражениях представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по доверенности Байрамова Э.Г. просит отказать Администрации города Усть-Илимска в части требований об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» внести изменения в государственный кадастр недвижимости о недействительности стоимости земельного участка, поскольку в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости. Изменение сведений в государственном кадастре недвижимости в размере суммы кадастровой стоимости не может выражаться в недействительности, так как указан новый размер суммы.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.
Заслушав объяснения представителя ООО «Г.» по доверенности Гоненко Р.В., возражавшего против удовлетворения заявления, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьями 254, 255 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретно определенных граждан и организаций.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, вместе с тем результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права муниципальных образований.
Это следует из того, что кадастровая стоимость земельных участков учитывается при определении налоговой базы земельного налога, который представляет собой один из доходов бюджетов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу (данные изъяты) процентов; местные бюджеты создаются для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления и являются элементом экономической основы местного самоуправления на соответствующей территории; наличие местного бюджета у муниципального образования гарантируется Конституцией Российской Федерации; составление проекта местного бюджета и обеспечение исполнения местного бюджета – полномочие местных администраций (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.2, 171, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В случае, если органы местного самоуправления не являются собственниками земельных участков, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования, решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены этими органами применительно к порядку, предусмотренному главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания гражданами и организациями решений, действий (бездействия) органов публичной власти.
Таким образом, местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который организует составление проекта местного бюджета и обеспечивает исполнение местного бюджета, имеет право на оспаривание таких решений комиссий в целях защиты конституционного права на местное самоуправление (в части права иметь собственный бюджет, в т.ч. налоговые доходы местного бюджета, как экономической основы местного самоуправления).
При обращении с заявлением в суд администрацией города Усть-Илимска не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, поскольку оспариваемое решение комиссии принято Дата изъята , а заявление администрации города Усть-Илимска поступило в суд Дата изъята .
Как следует из материалов дела, ООО «Г.» являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью (данные изъяты) кв.м., а с Дата изъята за ООО «Г.» зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок (т. 1 л.д. 266-270, т. 2 л.д. 1-5, 10, т. 3 л.д. 3).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта кадастровая стоимость земельного участка Номер изъят. определена на основании решения от Дата изъята (т. 2 л.д. 6-9).
Администрация города Усть-Илимска оспаривает решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята , которым определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке № Номер изъят в размере (данные изъяты) рублей, составленного оценщиком ООО «П.» (т. 1 л.д. 196-277). Основанием для обращения администрации в суд с указанными требованиями явилось несогласие заявителя с рыночной стоимостью спорного земельного участка.
В соответствии с главой 25 ГПК РФ при рассмотрении требований об оспаривании решений органов публичной власти подлежат проверке наличие у соответствующего органа полномочий на принятие решения, соблюдение порядка принятия решения, соответствие содержания решения закону.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрена Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 24.18) и Порядком создания и работы комиссии, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263.
В соответствии со ст. 24.18 названного Федерального закона комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 года № п/58 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав.
Согласно приложению к данному приказу с учетом изменений, внесенных приказами № п/157 от 17 апреля 2012 года, № п/43 от 07 февраля 2013 года, № п/39 от 30 января 2014 года, письма НП «СМАО» в состав комиссии вошли представители Управления Росреестра по Иркутской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Министерства имущественных отношений Иркутской области, представитель Национального совета по оценочной деятельности (т. 1 л.д. 118-124).
В соответствии с пунктами 16, 18, 20, 21, 23 Порядка работы Комиссии, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее в комиссию, должно быть рассмотрено не позднее срока рассмотрения заявления, установленного Федеральным законом, при этом датой поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его регистрации территориальным органом уполномоченного федерального органа.
Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии.
Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.
На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, требования к содержанию которого регламентированы Порядком работы комиссии, определенном Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
В целях обеспечения открытости работы комиссии уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей, не позднее пяти рабочих дней с даты соответствующего заседания, а также обобщенную информацию о принимаемых решениях, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку, обновляемую не позднее первого числа каждого месяца.
На основании поступившего Дата изъята от представителя ООО «Г.» Ткача А.В. (представляющего интересы ООО «Г.» на основании доверенности № Номер изъят) заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, было назначено заседание комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков на Дата изъята , о чем были извещены Ткач А.В., ООО «Ф.», а также администрация города Усть-Илимска письмами от Дата изъята соответственно (т. 1 л.д. 65, 171-173, 179, т. 3 л.д. 4-7).
По результатам проведения заседания комиссии составлен протокол от Дата изъята , содержащий все необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 (т. 1 л.д. 66-114).
Решением комиссии от Дата изъята определена кадастровая стоимость объекта недвижимости Номер изъят в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке (т. 1 л.д. 115-117).
О принятом решении Ткач А.В., ООО «Г.», а также мэр города Усть-Илимска были извещены письмами от Дата изъята соответственно (т. 1 л.д. 174-178).
Таким образом, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области была создана уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке. Состав комиссии являлся правомочным. Порядок извещения о дате, времени и месте заседания, проведения заседания и рассмотрения заявления, уведомления о состоявшемся заседании комиссией не был нарушен.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в размере (данные изъяты) рублей была определена комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании открытого голосования всех присутствующих ее членов. На заседании комиссии присутствовали также заместитель начальника отдела аренды земельных участков Министерства имущественных отношений Иркутской области, директор ООО «П.» и начальник юридического отдела департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска.
При этом комиссия исходила из того, что оформление и содержание отчета об оценке № Номер изъят, составленного ООО «П.» в части спорного земельного участка соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. (т. 1 л.д. 196-277)
Положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «С.» от Дата изъята на указанный отчет, содержащее согласование полученных результатов оценки в размере по спорному участку (данные изъяты) руб., также соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 180-195).
Необходимым доказательством действительной рыночной стоимости земельных участков является отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков.
По ходатайству заявителя администрации города Усть-Илимска судом была назначена комиссионная экспертиза, проведение которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебно-экспертного учреждения № Номер изъят:
1. отчет об оценке рыночной стоимости Номер изъят в отношении земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м. кадастровый номер Номер изъят соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.98 и Стандартам оценки.
Объект оценки в целом идентифицирован. В отчете отражены основные стоимостные характеристики и факторы объекта оценки, используемые в расчетах их стоимости. Использованная оценщиком информация позволяет делать правильные выводы о характеристиках объекта оценки. Методические основы определения стоимости изложены в отчете достаточно полно, применение использованных методов для определения стоимости объекта оценки обоснованно. Определение рыночной стоимости объекта оценки в целом соответствует приведенным в отчете методическим основам определения стоимости и сложившейся российской практике оценки. Экспертами проверены обоснованность принятых оценщиком ключевых допущений и предположений, полнота и правильность порядка расчета, обоснования и вывода итогового результата стоимости объекта оценки, ограничения и пределы применения полученного результата. Методологических и методических ошибок не выявлено. Неточностей, несоответствий требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки в отчете не выявлено;
2. Рыночная стоимость в отчете об оценке рыночной стоимости № Номер изъят относительно спорного объекта недвижимости определена обоснованно.
3. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01 января 2012 года составляет округленно (данные изъяты) руб.
Будучи допрошенной в судебном заседании в качестве эксперта Старкина Н.А. пояснила, что расхождение рыночной стоимости земельного участка, определенной в отчете об оценке и рыночной стоимости, определенной в заключение эксперта, по мнению экспертов, является допустимым. Разница рыночной стоимости обусловлена применением разных объектов-аналогов для расчета рыночной стоимости земельного участка. Поскольку постановленные в определении суда вопросы решались экспертами во взаимосвязи, то другие объекты-аналоги были выбраны, в том числе, с целью проверки достаточности информации, использованной в отчете об оценке.
При определении допустимости расхождения между двумя независимо полученными результатами размера рыночной стоимости объекта оценки руководствовались ст. 40 НК РФ. Все рыночные стоимости объекта недвижимости, которые входят в допустимую погрешность 20%, соответствуют уровню рыночной стоимости данного объекта.
Таким образом, судом проверены наличие у соответствующего органа полномочий на принятие решения, соблюдение порядка принятия решения, соответствие содержания решения закону. Отчет ООО «П.» № Номер изъят об оценке рыночной стоимости земельных участков в отношении спорного земельного участка, использованный комиссией, соответствует нормам и правилам федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость спорного земельного участка в отчете ООО «П.» № Номер изъят об оценке рыночной стоимости спорного участка определена экономически обоснованно.
Отклонение рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной комиссией судебных экспертов, от рыночной стоимости, определенной в отчете, находится в пределах допустимого отклонения (20%), и вызвано тем, что комиссия судебных экспертов для проверки обоснованности экспертируемого отчета использовала другие аналоги, имеющие стоимость близкую, но не идентичную той, что имели аналоги, использованные в расчете оценщика ООО «П.».
При этом заявитель, оспаривая законность решения комиссии, не просил установить кадастровую стоимость земельного участка в каком-либо ином размере, чем тот, что уже установлен.
В производстве по делам об оспаривании действий (бездействия) и решений органов публичной власти суд не связан доводами и основаниями заявления, однако суд связан предметом заявленных требований.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от Дата изъята , которым кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости – (данные изъяты) рублей. В связи с этим не подлежат удовлетворению и остальные требования заявителя как связанные с основным требованием, в котором надлежит отказать.
Кроме того, требования о признании недействующей стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости о недействительности кадастровой стоимости не соответствуют способу защиты нарушенного права, предусмотренному законом.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Так, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований администрации города Усть-Илимска о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от Дата изъята незаконным; признании недействующей кадастровой стоимости земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м. с кадастровым номером Номер изъят в размере (данные изъяты) рублей, внесенной в государственный кадастр недвижимости; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости о недействительности кадастровой стоимости земельного участка (данные изъяты) кв.м. с кадастровым номером Номер изъят в размере (данные изъяты) рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья О.Ю. Астафьева