ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-172/15 от 27.05.2015 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2015 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-172/15 по заявлению Частной компании с ограниченной ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В.» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка

у с т а н о в и л:

Частная компания с ограниченной ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В» обратилась в Московский областной суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:14, площадью 1 175 000 кв.м., расположенного в д. Брехово Солнечногорского района Московской области.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о нем, а именно – о виде разрешенного использования земельного участка.

Заявитель утверждает, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года исходя из вида разрешенного использования – «для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки», в то время как предыдущая кадастровая стоимость земельного участка определялась исходя из вида разрешенного использования – «для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» и именно для такого функционального использования и предназначен принадлежащий ему (заявителю) земельный участок.

В результате использования недостоверных сведений о земельном участке, утверждает заявитель, значительно увеличилась его кадастровая стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает его (заявителя) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, Частная компания с ограниченной ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В» просит суд признать недостоверными сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, исходя из вида разрешенного использования – «земельные участкти предназначенные для размещения домов среднеэтаэжной и многоэтажной жилой застройки». Обязать филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенную с применением удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, имеющих указанный вид разрешенного использования и обязать Министерство имущественных отношений Московской области обеспечить определение кадастровой стоимости данного земельного участка исходя из вида разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» (л.д. 206-209).

В судебном заседании представители заявителя - ФИО1 и ФИО2 поддержали уточненные требования своего доверителя.

Представитель филиала ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» - ФИО3 не возражала против частичного удовлетворения требований заявителя, полагая, что вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки был определен неверно. Однако представитель возражала против возложения обязанности на представляемое ею заинтересованное лицо исключить недостоверные сведения из государственного кадастра недвижимости, поскольку обязанность внесения необходимых изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка у филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области возникает в силу закона после обеспечения Министерством имущественных отношений Московской области определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из правильного вида его разрешенного использования.

Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии Московской области, Управление Росреестра по Московской области, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области и администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Суд, выслушав представителей заявителя и филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Учитывая, что рассматриваемые судом правоотношения относятся к сфере публичных правоотношений, суд рассматривает заявление ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В.» в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 23 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если данное заявление не рассмотрено в установленный законом срок.

Как следует из материалов дела, заявитель предварительно обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, и решением Комиссии от 5 декабря 2014 года данное заявление отклонено (л.д. 12-14).

Согласно п. 1 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений 388, 391 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).

Судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:14, площадью 1 175 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кутузовское, д. Брехово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50-ABN 047473 от 21 июля 2011 года. Из данного свидетельства также следует, что категория земель, к которой относится земельный участок - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство (л.д.18).

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке) в том числе, кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В».

Из данного распоряжения, кадастровой справки и кадастрового паспорта от 16 сентября 2014 года следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена исходя из вида разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» и установлена в размере 11 508 149 750 рублей (л.д. 19-22, 24, 190).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

На период определения кадастровой стоимости спорного земельного участка классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден не был.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднэтажной и многоэтажной застройки» (п.1.2.1) и «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» (п.1.2.2.). Вид разрешенного использования земельного участка «под жилищное строительство» данными Методическими указаниями не предусмотрен.

Таким образом, вид разрешенного использования, установленный для земельного участка заявителя – «под жилищное строительство», является неопределенным, не позволяющим однозначно отнести данный участок к участкам, предназначенным для малоэтажной и индивидуальной жилой застройки либо для среднэтажной и многоэтажной жилой застройки.

В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.

По смыслу данной нормы, оценщик должен принять все возможные меры для правильного определения условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе и вида его разрешенного использования.

Судом установлено, что по состоянию на 1 января 2012 года и по состоянию на 1 января 2013 года кадастровая стоимость земельного участка заявителя составляла 249038900 рублей, что подтверждается соответствующими кадастровыми справками (л.д. 227, 228). Данная кадастровая стоимость была определена исходя из среднего удельного показателя 2119,48 рублей, утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 30 ноября 2005 года для земель под домами индивидуальной жилой застройки, расположенных в деревне Брехово Солнечногорского района Московской области (249038900 руб. : 1175000 кв.м. = 2119,48 руб.) (л.д. 229.). Судом также установлено, что после проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Московской области, результаты которой были утверждены распоряжением Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ, кадастровая стоимость земельного участка заявителя не пересматривалась и по состоянию на 1 января 2013 года оставалась такой же – 249038900 рублей, определенной исходя из вида разрешенного использования – «для земель под домами индивидуальной жилой застройки».

Необходимо отметить, что указанное распоряжение Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ для земель деревни Брехово Солнечногорского района также не предусматривало удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного для вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднэтажной и многоэтажной застройки», а предусматривало для земель данного населенного пункта в составе жилой застройки только удельный показатель, рассчитанный для вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» (л.д. 192-193).

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату кадастровой оценки (1 января 2013 года) в государственном кадастре недвижимости имелись сведения, позволяющие правильно определить вид разрешенного использования заявителя как «предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки». Однако в нарушение вышеуказанных требований п. 14 ФСО № 14, данные сведения не были учтены оценщиком, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка Частной компании с ограниченной ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В.»

Кроме того, на дату государственной кадастровой оценки земельного участка заявителя нормативны градостроительного проектирования в Московской области регулировались постановлением Правительства Московской области от 16 января 2012 года 24/54 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области» в соответствии с которым (таблица № 1) в сельских населенных пунктах Московской области при численности населения от 1 до 3 тысяч человек максимально допустимая этажность жилых домов составляет 3 этажа (л.д. 26-30).

Согласно справке администрации сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области численность населения деревни Брехово по состоянию на 1 января 2013 года составляла 1054 человека (л.д.191).

Согласно п. 5.5. СП 42.13330.2011 (Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*), утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820, малоэтажным строительством признается строительство жилых домов до 4-х этажей включая мансардный.

Следовательно, в силу названных норм, действовавших на дату государственной кадастровой оценки, использовать участок заявителя под среднеэтажную и многоэтажную застройку было невозможно и единственно возможным видом его разрешенного использования является вид – «для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».

Указанные обстоятельства подтверждаются и размещенным на сайте сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района проектом генерального плана данного поселения, который обозревался в судебном заседании. Из данного проекта следует, что в деревне Брехово планируется малоэтажная жилая застройка, в том числе индивидуальная жилая застройка.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя были использованы недостоверные сведения о нем, а именно - допущено искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся в неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельного участка. Указанное обстоятельство, в свою очередь, повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем требование заявителя о признании их таковыми является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Такой порядок установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 114. В данном случае заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием достоверных сведений о данном объекте по состоянию на дату проведения оценки и предоставление в орган кадастрового учета соответствующей информации (п.3, 4).

В силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 8 февраля 2013 года № 34-РМ «О проведении государственной кадастровой оценки земель в Московской области в 2013 году» заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимой в 2013 году на территории Московской области, являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.

Однако постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 полномочия Министерства экологии и природопользования по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о возложении обязанности обеспечения определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка на основании достоверных сведений о виде его разрешенного использования на Министерство имущественных отношений также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования заявителя о возложении обязанности на филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исключить недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка из государственного кадастра недвижимости. Обязанность внесения необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении кадастровой стоимости земельного участка у органа кадастрового учета возникает в силу закона, после обеспечения Министерством имущественных отношений Московской области определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из правильного вида его разрешенного использования и получения данных сведений в порядке информационного взаимодействия (п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Частной компании с ограниченной ответственностью «Эй-Эл-Эм-Раша Риал Истейт Холдингс VI Б.В.» удовлетворить частично.

Признать недостоверными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:14, общей площадью 1 175 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кутузовское, д. Брехово, в размере 11 508 149 750 рублей, определенную по состоянию на 1 января 2013 года, исходя из вида разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Московской области обеспечить определение по состоянию на 1 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:14, общей площадью 1 175 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кутузовское, д. Брехово, исходя из вида разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.