Дело № 12-59/2020 Мировой судья Васильева Т.А.
№ 3-17/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 марта 2020 года г. Челябинск
Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Губаева З.Н., разбирал в открытом судебном заседании жалобу представителя Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска Сашановой А.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Металлургического района г. Челябинска от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Кацубиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска Сашанова А.Ю., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Металлургического района г. Челябинска от 28 января 2020 года, согласно которому производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ... Челябинска Кацубиной Ю.Г. было прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Заявитель просит отменить вышеуказанное постановление, привлечь директора к административной ответственности, считает постановление незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно приказам Учредителя (Управления культуры) командировочные расходы должны быть оплачены Учреждением из собственных средств, т.е. внебюджетных средств от приносящей доход деятельности. Следовательно, Учредитель при вынесении приказов о направлении Кацубиной Ю.Г. на фестиваль «Дельфийские игры», не рассматривал командировки в качестве деятельности по выполнению Муниципального задания. Заработная плата директора за дни нахождения в командировке, не связанной с выполнением Муниципального задания, должна была начисляться за счет собственных (внебюджетных) средства Учреждения. Направление средств муниципальной субсидии на выплату среднего заработка за период нахождения директора в командировке является нецелевым использованием бюджетных средств. В жалобе также указывает на неправомерное суждение мировым судьёй о том, что командировка для участия в делегации Челябинской области в Дельфийских играх входит в муниципальное задание. Однако, деятельность по участию в конкурсах и других мероприятиях различного уровня, тем более сопровождение лиц, не обучающихся в Учреждении, не являющихся потребителями муниципальных услуг ... Муниципальными заданиями на 2018 и 2019 годы не предусмотрена. Получателями услуг в рамках Муниципального задания могут являться только учащиеся ... Однако ни одного учащегося на фестиваль в 2018 и 2019 годах направлено не было. Считает необоснованным вывод мирового судьи об истечении срока давности в части выплаты за счет субсидии заработной платы директору от 04.05.2018.
Кацубина Ю.Г. уведомлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, жалобы на постановление мирового судьи.
Гусева Н.С., действующая в интересах Кацубиной Ю.Г. на основании доверенности, в возражения, в которых просит обжалуемое постановление мирового судьи оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, просили рассмотреть без их участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и возражениях на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание должно содержать, в частности, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В силу пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности
Из материалов дела следует, что на основании поручения от 01.10.2019 № 22-104 сотрудниками отдела внутреннего муниципального контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска за 2018 года и 2019 год в отношении ...далее – Учреждение) проведена плановая ревизия финансового-хозяйственной деятельности в части соблюдения требований законодательства целевого расходования бюджетных средств.
По результатам проверки сделан вывод о нецелевом использовании директором учреждения Кацубиной Ю.Г. бюджетных средств в виде субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за 2018 года в сумме 46 258 495,70 руб. и 2019 год в сумме 46 663 521,27 руб.
20 декабря 2019 года по данному факту заместителем начальника Контрольно-ревизионного управления Администрации г. Челябинска в отношении директора учреждения Кацубиной Ю.Г. составлен протокол об административном правонарушении № ..., предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, мировой судья, рассмотрев материалы административного дела, производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, поданную органом, составившим протокол об административном правонарушении, на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, считаю, что выводы мирового судьи являются ошибочными.
Принимая указанное решение, мировой судья исходил из следующего.
Приказом Управления культуры Администрации г. Челябинска № ... г. Учреждению утверждено Муниципальное задание на 2018 год. В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения Муниципального задания от ... Учреждению в течение 2018 года предоставлена субсидия на выполнение Муниципального задания на общую сумму 46 258 495,70 руб.
Приказом Управления культуры Администрации г. Челябинска № ... г. Учреждению утверждено Муниципальное задание на 2019 год. В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения Муниципального задания от ... Учреждению в течение 2019 года предоставлена субсидия на выполнение Муниципального задания на общую сумму 46 663 521,27 руб.
Как следует из приказа начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска от ... «О командировании Кацубиной Ю.Г. в г. Владивосток», директор учреждения Кацубина Ю.Г. в период с 19.04.2018 по 25.04.2018 (7 дней) находилась в командировке в качестве сопровождающего делегации детей, учащихся в детских школах искусств ... на Семнадцатые молодежные Дельфийские игры России. Командировочные расходы отнесены за счет собственных средств учреждения.
Приказом начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска от ...О командировании Кацубиной Ю.Г. в г. Ростов-на-Дону», директор учреждения Кацубина Ю.Г. в период с 19.04.2019 по 24.04.2019 (6 дней) находилась в командировке в качестве сопровождающего делегации детей, учащихся в детских школах искусств ... на Восемнадцатые молодежные Дельфийские игры России. Командировочные расходы отнесены за счет собственных средств учреждения.
Согласно списков участников делегации, направленных для участия в Семнадцатых молодежных Дельфийских играх России в 2018 году и в 2019 году для участия в Восемнадцатых молодежных Дельфийских играх России, учащиеся ... не направлялись.
Директор Учреждения Кацубина Ю.Г. являлась сопровождающей учащихся других школ искусств.
Учреждением из средств субсидии для выполнения Муниципального задания на 2018 год произведены расходы по выплате заработной платы за период нахождения в служебной командировке директора Кацубиной Ю.Г. в сумме 16 368,96 руб. Также из средств субсидии для выполнения Муниципального задания на 2019 год произведены расходы по выплате заработной платы за период нахождения в служебной командировке директора Кацубиной Ю.Г. в сумме 14 671,55 руб.
Анализируя виды муниципальных услуг, указанных в Муниципальных заданиях на 2018, 2019 года мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях Кацубиной Ю.Г. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку командировка Кацубиной Ю.Г. для участия в Дельфийских играх входит в Муниципальное задание, а после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения, субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. Также сделан вывод о том, что Кацубина Ю.Г. не причинила ущерба общественным или государственным интересам.
Данные выводы считаю неправомерными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из Устава, Учреждение является некоммерческой образовательной организацией дополнительного образования, осуществляющей образовательную деятельность, и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п. 4, 5).
Учредителем Учреждения от имени муниципального образования «город Челябинск» является Администрация города Челябинска в лице Управления культуры Администрации г. Челябинска (п. 6 Устава).
Учреждение выполняет муниципальные задания, установленные Учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом деятельностью (п. 17 Устава).
Приказом Управления культуры Администрации г. Челябинска от ... на должность директора Учреждения назначена Кацубина Ю.Г. с хх.хх.хх Руководство осуществляет по настоящее время.
Согласно подпункту 16 Порядка по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации г. Челябинска от ...п, предоставление муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого муниципальным бюджетным или автономным учреждением и главным распорядителем.
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2018, 2019 годы предоставлены Учреждению на основании названных выше Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее - Соглашения).
Пунктом 2.3.1 Соглашений от 20 декабря 2017 г., от 29 декабря 2018 года предусмотрено, что Учреждение обязуется оказывать муниципальные услуги (выполнять работы) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг (выполнения работ), определенными в муниципальном задании.
Муниципальные задания на 2018, 2019 годы не включают услуги, которые предусматривают расходы на сопровождение делегации детей, учащихся в детских школах искусств города Челябинска в Семнадцатых и в Восемнадцатых Молодежных Дельфийских играх России. Командировки Кацубиной Ю.Г., направленной приказами Учредителя, не связаны с оказанием муниципальных услуг, предусмотренных Муниципальными заданиями.
Вывод мирового судьи о том, что командировка для участия в делегации Челябинской области в Дельфийских играх входит в муниципальное задание, противоречит материалам дела, поскольку Муниципальными заданиями на 2018, 2019 годы предусмотрены организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие, исключительно у обучающихся в Учреждении. интеллектуальных и творческих способностей, творческой деятельности.
Несмотря на то, что директор Кацубина Ю.Г. была направлена в качестве сопровождающей в 2018, 2019 годах приказами Учредителя, оплата командировочных расходов и среднего заработка за время нахождения в командировках не может быть обеспечена за счет муниципальных субсидий, поскольку источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются помимо бюджетных поступления в виде субсидий, также и средства от оказания платных услуг и выполнения платных работ, средства спонсоров и добровольных пожертвований граждан, а также иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Следовательно, оплата среднего заработка за время нахождения директора Учреждения Кацубиной Ю.Г. в командировках с 19.04.2018 по 25.04.2018, с 19.04.2019 по 24.04.2019 из средств субсидий, предоставленных для выполнения Муниципальных заданий на 2018, 2019 годы, являлось нецелевым использование бюджетных средств.
Вывод мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретными платежно-расчетными операциями по нецелевому использованию бюджетных средств, предоставленных Учреждению для выполнения Муниципальных заданий, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции, полагаю, что в действиях директора Учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается вывода мирового судьи о пропуске срока привлечения у административной ответственности за правонарушение, совершенного директором Кацубиной Ю.Г., 04 мая 2018 года, также считаю его неправомерным.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Кацубиной Ю.Г. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 04.05.2018 (платежное поручение от 04.05.2018 № ...) и 30.04.2019 (платежное поручение от 30.04.2019 № ...).
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 220-ФЗ), если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.
Таким образом, срок давности привлечения Кацубиной Ю.Г. к административной ответственности за совершение 04 мая 2018 года административного правонарушения не пропущен.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Кацубиной Ю.Г., подлежит отмене. Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 Металлургического районного суда г. Челябинска.
Руководствуясь, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска Сашановой А.Ю. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Металлургического района г. Челябинска от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Кацубиной Ю.Г. - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 Металлургического района г. Челябинска.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора в Челябинский областной суд в соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья З.Н.Губаева