ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2011 от 12.12.2011 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 12 декабря 2011 года г. Нальчик

 Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

 председательствующего Бабугоевой Л.М.

 при секретаре Табуховой А.А.

 с участием заявителя Кишева А.З., прокурора Мокаева А.М., представителей Правительства Кабардино-Балкарской Республики Токаренко Ю.А., действующей по доверенности № 02-2/3- 4837 от 01 декабря 2011 года, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино – Балкарской Республике Шогеновой Б.И., действующей по доверенности № 02-54/1608 от 11 мая 2011 года, Министерства строительства и архитектуры Кабардино – Балкарской Республики Дударова З.Х., действующего по доверенности № 10-12/4386 от 07 декабря 2011 года, Местной Администрации городского округа Нальчик Калабекова С.Э., действующего по доверенности №02 от 11 января 2011 года, Управления по учету, распределению и приватизации жилья Местной администрации городского округа Нальчик Кочкаровой Л.М., действующей по доверенности № 195-исх от 12 декабря 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кишева А.З. о признании абзацев 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года № 291-ПП, в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2011 года "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" противоречащим федеральному законодательству и недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

 В целях обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года № 291-ПП был утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее Порядок формирования списков молодых семей).

 В соответствии с абзацем 1 пункта 12 данного Порядка список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется уполномоченным органом в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Абзацем вторым пункта установлено, что в случае если члены молодой семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в разное время, датой признания   молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий считается ранее установленная дата признания одного из членов семьи   нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 Абзац третий пункта предусматривает, что в случае если члены молодой семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления разных муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, то датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий считается дата признания нуждающимся   в улучшении жилищных условий того члена семьи  , по месту жительства которого подано заявление на участие в подпрограмме.

 Кишев А.З. обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании абзацев 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования списков молодых семей противоречащими федеральному законодательству и недействующими, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы нарушают его гражданские права, поскольку допускают возможность изменения Списка молодых семей, сформированного муниципальным органом в установленном порядке на основании заявления молодой семьи о признании ее участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и включение в уже сформированный Список, внеочередных молодых семей, независимо от даты их обращения с заявлениями о признании их участниками подпрограммы на том основании, что один из членов этих семей ранее, в том числе, до создания им семьи, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Заявитель считает, что установленный оспариваемыми абзацами порядок формирования списка молодых семей участниц подпрограммы противоречит положениям части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Не соответствуют указанные абзацы пункта 12 Порядка, по мнению заявителя, и пункту 9 статьи 4 Закона Кабардино-Балкарской Республики № 55-РЗ, устанавливающего, что граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения главой муниципального образования или иного уполномоченного органа.

 В судебном заседании Кишев А.З. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

 Из объяснений, данных им суду усматривается, что постановлением главы администрации г. Нальчика от 14 июля 2006 года № 956 он с составом семьи три человека был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющий право на предоставление жилья по договору социального найма в порядке очереди. Находясь в указанной очереди, 27 октября 2006 года, он обратился в Администрацию г. Нальчика с заявлением о включении его семьи в список молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,  подтвердив в установленном порядке наличие у его семьи средств, достаточных для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. На основании этого заявления постановлением главы Администрации г. Нальчика его семья была включена в список семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2007 год под номером 309. В последующем он каждый год обращался в местную администрацию городского округа Нальчик с заявлениями о включении его семьи в списки семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на очередной год, представляя для этого необходимые документы, однако до 2010 года включительно его семья не попала в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

 На его обращение по поводу невключения его семьи в указанный список в течение длительного времени руководство Управления по учету, распределению и приватизации жилья местной администрации городского округа Нальчик сообщило, что очередь его семьи в списке отодвигается в связи с утверждением Постановлением Правительства КБР N 291-ПП 19 декабря 2008 года Порядка формирования списков молодых семей и исчислением очередности молодых семей – участников подпрограммы не с даты обращения такой семьи с заявлением о включении в список участников подпрограммы, а с более ранней даты признания нуждающимся в улучшении жилищных условий кого-либо из членов этой семьи. Заявитель утверждает, что в результате принятия и применения оспариваемых абзацев пункта 12 Порядка формирования списков молодых семей нарушено право его семьи на своевременное, в порядке установленной очереди получение социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей".

 Представители Правительства Кабардино-Балкарской Республики Токаренко Ю.А. и Министерства строительства и архитектуры Кабардино – Балкарской Республики Дударов З.Х. заявленных требований не признали, заявив, что Порядок формирования списков молодых семей принят в рамках полномочий исполнительного органа субъекта Российской Федерации и в соответствии с пунктом 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, предусматривающим, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они полагают законным и справедливым предусмотренный оспариваемыми абзацами порядок формирования очередности молодых семей, в случае если кто-либо из членов этой семьи ранее был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не с даты обращения семьи с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", а с даты постановки гражданина –члена семьи на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе и до регистрации его брака, поскольку данный порядок позволяет решить вопрос об обеспечении нуждающегося гражданина жилым помещением в зависимости от длительности нахождения его на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино – Балкарской Республике представило в суд экспертное заключение от 26 августа 2011 года №449, в соответствии с которым постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2011 N 239-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП" не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

 Представитель Управления Шогенова Б.И. оставила решение вопроса по заявлению Кишева А.З. на усмотрение суда, заявив, что установленный оспариваемыми нормами порядок формирования списка семей не соответствует требованиям открытости и прозрачности.

 Представители Местной Администрации городского округа Нальчик Калабеков С.Э. и Управления по учету, распределению и приватизации жилья Местной администрации городского округа Нальчик Кочкарова Л.М. также оставили разрешение вопроса по существу дела на усмотрение суда.

 Из объяснений Кочкаровой Л.М. суду усматривается, что учет молодых семей, изъявляющих желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" начали вести в Управлении по учету, распределению и приватизации жилья Местной администрации городского округа Нальчик с 2004 года. До 2008 года включительно списки молодых семей – участников подпрограммы формировались с учетом даты обращения молодой семьи с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы и принятия на основании этого заявления главой администрации решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы. По окончании года, молодые семьи, не попавшие в истекшем году в сводный республиканский список и не получившие социальной выплаты, включались в новый список на текущий год в том же хронологическом порядке, в каком они состояли в списке прошедшего года и далее в этот список включались новые молодые семьи по мере их обращения с заявлениями об участии в подпрограмме. После утверждения постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП Порядка формирования списков молодых семей этот порядок был изменен и очередность, установленная в этих списках по дате обращения молодой семьи с заявлением об участии в подпрограмме, стала меняться в связи с включением в списки молодых семей, обратившихся с аналогичными заявлениями позже, но имевших в своем составе членов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее, в том числе и будучи ребенком, как член семьи одного из родителей, состоящих на таком учете. В результате такого подхода, более 80 таких молодых семей были дополнительно включены в списки, а очередность уже находившихся в списках молодых семей отодвигалась назад, в том числе и очередность семьи Кишева А.З.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Мокаева А.М., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, заслушав судебные прения, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики приходит к следующему.

 По настоящему делу судом установлено, что постановлением главы администрации г. Нальчика от 14 июля 2006 года № 956 Кишев А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с составом семьи из трех человек: супруга – Кишева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кишева Л.А.- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список очередников (л.д.140).

 Находясь в указанной очереди, 27 октября 2006 года он обратился в Администрацию г. Нальчика с заявлением о включении его семьи в список молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,  ссылаясь на наличие у его семьи средств, достаточных для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д.143). На основании этого заявления постановлением главы Администрации г. Нальчика семья Кишева А.З. была включена в список семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2007 год под номером 309 (л. 39-а, учетного дела Кишева А.З. в Управлении по распределению и приватизации жилья местной администрации городского округа Нальчик (далее учетное дело). В последующем 26 июня 2008 года, 27 ноября 2008 года, 27 января 2009 года Кишев А.З. обращался в местную администрацию городского округа Нальчик с заявлениями о включении его семьи в списки семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на очередной год, представляя для этого необходимые документы (л.д. Учетного дела 40, 76, 77), однако до 2010 года включительно его семья не попала в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

 Из письма руководителя Управления по распределению и приватизации жилья местной администрации городского округа Нальчик № 2821 – К от 16 декабря 2009 года Кишеву А.З. следует, что в ранее составленные списки молодых семей дополнительно включены более 60 семей в связи с принятием Постановлением Правительства КБР N 291-ПП 19 декабря 2008 года Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которому, в случае если члены семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в разное время, датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий считается ранее установленная дата признания одного из членов семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 20).

 То обстоятельство, что в Местной администрации городского округа Нальчик учет молодых семей, изъявляющих желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" велся с 2004 года и, что до 2008 года включительно эти списки формировались с учетом даты обращения молодой семьи с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы и принятия на основании этого заявления главой администрации решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы подтверждается исследованными судом Списками молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить субсидию в 2007 – 2011 года в муниципальном округе Нальчик. Как усматривается из этих Списков, по окончании года молодые семьи, не попавшие в истекшем году в сводный республиканский список и, не получившие социальной выплаты, включались в новый список на текущий год в том же порядке, в каком они состояли в списке прошедшего года и далее в этот список включались новые молодые семьи по мере их обращения с заявлениями об участии в подпрограмме. С 2009 года очередность молодых семей в этих списках стала определяться по дате постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий члена семьи, в связи с чем очередность уже находившихся в списках молодых семей, в том числе семьи Кишева А.З. отодвигалась назад.

 В частности, в Списке молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить субсидию в 2011 году по городскому округу Нальчик молодая семья супругов Р.М. и О.А., брак которых был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ 2004 года, значится под номером 1 на том основании, что 05 июня 1978 года Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в годичном возрасте, как член семьи родителей, был принят на учет в качестве нуждающегося в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма. С заявлением о включении его семьи в список участников подпрограммы Р.М. обратился в администрацию городского округа Нальчик 09 сентября 2009 года (л.д.157-162 ). В таком же порядке очередность молодых семей данного списка под номерами 2-28 исчислена с 1984 по 2001 годы, то есть до принятия самой федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и до обращения этих семей с заявлениями о включении их в число участников подпрограммы (л.д. 148 -155, 163- 170).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Государственная поддержка молодых семей с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (на 2002 - 2010 гг., на 2011 - 2015 гг.).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее – Правила предоставления выплат).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №3 к подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

 Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в обе федеральные целевые программы "Жилище" на 2002 - 2015 годы, а также утвержденные в рамках этих программ Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы предусматривают правовое регулирование отдельных вопросов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей» на уровне субъекта Российской Федерации.

 Так, в соответствии с пунктами 7, 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи   - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

 Аналогичные положения закреплены и в пунктах 8 и 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

 На основании этих положений федерального законодательства Правительством Кабардино-Балкарской Республики 19 декабря 2008 года было принято Постановление N 291-ПП "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

 Указанным Постановлением N 291-ПП были утверждены: "Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году" и "Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты".

 Предметом оспаривания по настоящему делу являются абзацы 2 и 3 пункта 12 «Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году".

 Тексты Постановления от 19 декабря 2008 года N 291-ПП и Порядок формирования были опубликованы в издании "Официальная Кабардино-Балкария", N 1-2, ДД.ММ.ГГГГ.

 В настоящее время Постановление Правительства КБР от 19 декабря 2008 года N 291-ПП и Порядок формирования действуют в редакции Постановления Правительства КБР от 12 августа 2011 N 239-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП" и имеют название, соответственно "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и "Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году".

 При этом редакция оспариваемого по настоящему делу пункта 12 Порядка формирования списков молодых семей не изменена и соответствует полностью первоначальной редакции, утвержденной Постановлением Правительства КБР от 19 декабря 2008 года N 291-ПП.

 Постановление Правительства КБР от 12 августа 2011 N 239-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП" было также опубликовано газете Официальная Кабардино-Балкария", N 33, 19 августа 2011года.

 Как указано выше, пункт 12 Порядка формирования списков молодых семей, действующий в настоящее время без изменения в первоначальной редакции в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской республики от 19 декабря 2008 года N 291-ПП и состоит из трех абзацев.

 Суд находит, что оспариваемые по настоящему делу абзацы 2 и 3 указанного пункта, позволяющие устанавливать очередность молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, не в зависимости от даты признания молодой семьи   решением полномочного муниципального органа нуждающейся в улучшении жилищных условий, а с даты признания одного из членов   семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий противоречат федеральному законодательству, а также целям и задачам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

 Решение жилищной проблемы молодых семей - общая задача органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и данный вопрос находится в их совместном ведении. Правовое регулирование вопросов, связанных с решением этой задачи, может осуществляться субъектом Российской Федерации самостоятельно, если федеральными законами не предусмотрено иное.

 Порядок участия органа государственной власти субъекта РФ в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации введен статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в редакции Закона N 199-ФЗ от 31.12.2005 года, и предусматривает согласование, возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти РФ указанных полномочий.

 Пунктом 5 статьи 26.3 данного Федерального закона закреплено положение о том, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит   Конституции Российской Федерации и федеральным законам  .

 В данном случае в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" (на 2002 - 2010 гг., на 2011 - 2015 гг.) целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является предоставление государственной поддержкив виде финансовой помощи   в решении жилищной проблемы молодым семьям  , признанным, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансовые средства предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

 Задачами подпрограммы являются:

 обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;

 создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств  , дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения   жилого помещения или строительства   индивидуального жилого дома.

 Основными принципами реализации подпрограммы являются:

 добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

 признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

 В силу пункта 5 и 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" названной федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, и пунктов 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья  , в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии того, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии и наличия у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи  , поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи,   признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

   Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что в федеральном нормативном правовом акте - подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" установлено специальное понятие "молодая семья", которое является субъектом регулируемых подпрограммой правоотношений и действие данной подпрограммы может распространяться только на этот субъект.

 Поскольку  субъектами - участниками названной целевой подпрограммы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, определение очередности молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату связано с вынесением органом местного самоуправления по результатам проверки сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей вместе с заявлением о включении ее в списки участников подпрограммы, решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы и датой принятия такого решения (пункт 17 Правил, утвержденных Постановлением от 13 мая 2006 г. N 285, и пункт 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050).

 То обстоятельство, что один из членов семьи был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке статьи 52 Жилищного кодекса РФ до создания молодой семьи либо до обращения молодой семьи с заявлением о признании ее участницей подпрограммы, не порождает у молодой семьи право на льготное установление ее очередности в списке участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку федеральное законодательство не содержит норм, предусматривающих льготы для граждан, состоящих на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий при реализации ими прав на участие в подпрограммах федеральной целевой программой "Жилище" (на 2002 - 2010 гг., на 2011 - 2015 гг.).

 Определения в оспариваемых абзацах 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования списка семей очередности молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, с даты признания одного из членов   семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, ранее даты создания семьи   или обращения этой семьи с заявлением о признании ее участником подпрограммы по существу является установлением исполнительным органом субъекта Российской Федерации оснований и порядка принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

 Между тем в силу положений статей 12 и 51 Жилищного кодекса РФ вопросы определения оснований и порядка принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.

 Доводы о том, что при определении очередности молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, с даты обращения молодой семьи с заявлением об участии в подпрограмме, повлечет нарушение прав молодых граждан, состоящих в браке, вставших ранее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но обратившихся с заявлением об участии в подпрограмме позже,  несостоятельны.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 52, частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

 В силу части 1 статьи 671, пунктов 1 и 3 статьи 672 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В государственном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, заключаемому по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

 Таким образом, предметом договора социального найма могут быть только те жилые помещения, которые относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду и они могут быть предоставлены не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 49, 52 ЖК РФ ).

 Правоотношения, возникающие в процессе принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, заключаемым на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством, отличаются по правовой природе от отношений по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», направленной на создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отношения, возникающие в силу реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», не являются жилищно- правовыми, не регулируются Жилищным кодексом РФ и возникшее в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ у гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, право на предоставление жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени принятия его на учет, не подлежит распространению на отношения по реализации молодой семьей, членом которой является указанный гражданин, права на участие в указанной подпрограмме.

 Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Суд находит необоснованными и доводы о том, что предоставление молодой семьей социальной выплаты, исходя из времени принятия решения об участии этой семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» является дискриминацией в отношении граждан, поставленных ранее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Граждане, находящиеся на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им жилого помещений по договору социального найма, не ущемляются реализацией другими лицами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку они не лишаются возможности улучшить свои жилищные условия в порядке главы 7 Жилищного кодекса РФ.

 В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.

 Поскольку федеральное законодательство не предусматривает в качестве условия допуска к участию в подпрограмме «Обеспечению жильем молодых семей» нахождение члена молодой семьи на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, признание исполнительным органом субъекта Российской Федерации - Правительством Кабардино – Балкарской Республики в оспариваемых абзацах 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования списков молодых семей данного условия правовым основанием для формирования очередности молодых семей - участников подпрограммы является ограничением прав молодых семей, признанных участниками подпрограммы, на получение субсидий на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

 Конституция Российской Федерации ( часть 3 статьи 55) допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 По смыслу статей 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

 С учетом изложенного суд считает, что оспариваемые абзацы 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года № 291-ПП, в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2011 года "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", приняты с нарушением действующего федерального законодательства Российской Федерации.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш И Л :

 Заявление Кишева А.З. удовлетворить.

 Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзацы 2 и 3 пункта 12 Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2008 года № 291-ПП, в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2011 года "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", предусматривающие: « В случае если члены молодой семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в разное время, датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий считается ранее установленная дата признания одного из членов семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 В случае если члены молодой семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления разных муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, то датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий считается дата признания нуждающимся в улучшении жилищных условий того члена семьи, по месту жительства которого подано заявление на участие в подпрограмме».

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Кабардино – Балкарской Республики.

 Председательствующий Л.М. Бабугоева