Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кызыл 13 ноября 2012 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
при секретаре Салчак А.О.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюпервого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Порядок организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202,
У С Т А Н О В И Л :
Правительством Республики Тыва 26 апреля 2012 г. принято постановление «О порядке организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» № 202.
Постановление Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202 опубликовано в газете «Тувинская правда» 17 мая 2012 г. № 17 (65).
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202 «О порядке организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».
В обоснование своего заявления прокурор указал, что указанный закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Постановлением утвержден порядок организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуаций или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями и утверждаютсписки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (далее - список граждан).
На основании п. 5 Порядка сводный список граждан формируется Агентством ГО и ЧС Республики Тыва на основании списков и утверждается постановлением Правительства Республики Тыва. В п.6 Порядка предусмотрено внесениеизменений в сводный список только на основании постановлений администраций муниципальных образований.
В п.6 Порядка предусмотрено внесениеизменений в сводный список только на основании постановлений администраций муниципальных образований.
Пунктами 7 и 8 Порядка предусмотрена ответственность глав администраций муниципальных образований и Агентства ГО и ЧС Республики Тыва за достоверность сведений, содержащихся в списках.
Согласно п.п. «б», «з» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, а также жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.
Так, постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 данного постановления Правительства РФ предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
В этой связи пунктом 6 постановления Правительства РФ предписано Министерству финансов Российской Федерации предусматривать, начиная с 1996 года, при формировании федерального бюджета средства на погашение жилищных государственных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Список в соответствии с п. 6 вышеуказанного Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляется в МЧС России, которое после согласования списка направляет его в Минфин России для последующего погашения сертификатов.
В п. 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов предусмотрен порядок внесения в утвержденный список изменений.
Согласно п. 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодателем таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь одна обязанность - выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результатечрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджете Российской Федерации и субъектах Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2008 № 64-Г08-9, которым принято решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов «после получения списков от органов местного самоуправления» Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 04.11.1995 № 35.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации црокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Применение оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.
Постановление Правительства Республики Тыва от 26.04.2012 № 202 «О порядке организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» является нормативным правовым актом, право оспаривать который предоставляется прокурору статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор просил признать Порядок организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202 противоречащим федеральному законодательству и недействующимв части:
В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва Монгуш Т.Ч. не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. До начала судебного заседания представил суду заявление, в котором с заявлением прокурора согласился.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п.п. «б», «з» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, а также жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Пунктом 4 данного постановления Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено в месячный срок разработать совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 5 указанного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечивать предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Согласно п. 3 Порядка для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В силу п. 4 Порядка списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с абз. 2 п. 6 вышеуказанного Порядка список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно п. 8 Порядка ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено составление списков пострадавших граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202 утвержден порядок организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуаций или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (далее - списки).
На основании п. 5 Порядка сводный список, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Республики Тыва, на получение государственных жилищных сертификатов (далее - сводный список) формируется Агентством ГО и ЧС РТ на основании списков и утверждается постановлением Правительства Республики Тыва.
В пункте 6 Порядка предусмотрено, что все изменения, вносимые в сводный список, утверждаются постановлением Правительства Республики Тыва на основании постановлений администраций муниципальных районов и городских округов Республики Тыва.
Пунктами 7 и 8 Порядка предусмотрена ответственность глав администраций муниципальных образований и Агентства ГО и ЧС РТ за достоверность сведений, содержащихся в списках.
Таким образом, пункты 3 и 7, пункт 6 в части слов «на основании постановлений администраций муниципальных районов и городских округов Республики Тыва», которыми составление и изменения списков пострадавших граждан возложено на администрации муниципальных образований противоречат положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений пункта 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В силу положений пункта 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу Порядок организации работы по реализации государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2012 г. № 202 в части:
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения решения суда в окончательной форме - 18 ноября 2012 года.
Судья А.А.Канзай