Дело №3-17/2012
О м с к и й о б л а с т н о й с у д
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Покричук О.Г.
с участием прокуроров Ивановой Е.В., Мицкой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2012 года в г. Омске гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 30 ноября 2011 г. № 412/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания»,
у с т а н о в и л:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 30 ноября 2011 г. № 412/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на тепловую энергию для потребителей в соответствии с приложением к настоящему приказу. Приказ опубликован в газете «Омский вестник», № 55 от 16 декабря 2011 г.
Данным приказом предусмотрено, что одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду), поставляемую муниципальным предприятием г. Омска «Тепловая компания» по собственным тепловым сетям населению, составляет с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. – 1481,84 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 июля 2012 г. по 31 августа 2012 г. – 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 сентября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. - 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС) (том 1 л.д. 188 - 190).
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании приказа РЭК Омской области от 30 ноября 2011 г. № 412/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» в указанной части недействующим (том 1 л.д.5-10), утверждая, что оспариваемые тарифы применительно к гражданам, проживающим в микрорайоне Крутая Горка г. Омска, установлены с нарушением положений пунктов 2, 5, 7 ч.1 ст. 3, пунктов 1, 2, 5, 10 ч. 1 ст. 7, пункта 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку не соблюден принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Кроме того, указала, что в связи с утверждением оспариваемых тарифов рост фактического совокупного платежа жителей микрорайона Крутая Горка составил порядка 132,0%; предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Омску в 2011 г. приказом РЭК Омской области от 01 октября 2010 г. № 99/43 установлен в размере 115,0%.
Полагала, что при принятии приказа РЭК Омской области вышла за пределы полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении» и Положением «О Региональной энергетической комиссии Омской области», утв. Указом Губернатора Омской области от 28 мая 2003 г. № 95.
В дополнении к заявлению ФИО1 ссылалась на то, что для населения микрорайона Крутая Горка в г. Омске РЭК Омской области следовало установить самостоятельный тариф на тепловую энергию, поскольку котельная микрорайона Крутая Горка автономна, отделена от города, имеет собственные тепловые сети, независима от сетей города и заводов микрорайона (том 2 л.д.24-28).
В судебном заседании ФИО1, ее представители ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО4, представители муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» ФИО5, ФИО6 против удовлетворения заявления возражали, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифов на тепловую энергию (письменные отзывы – том 2 л.д. 54-56, 80-81, 121-122).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокуроров Мицкой И.В., Ивановой Е.В., полагавших, что основания для удовлетворения требований ФИО1 отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу положений ч.1, п.1 ч.2 ст. 5 Федерального закона «О теплоснабжении» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в частности, реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно приведенной норме (п.1 ч.3 ст.7 Федерального закона «О теплоснабжении») органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Статья 8 названного Федерального закона предусматривает 8 видов тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с п.1 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», утв. постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. №212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. Основными задачами Комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (п.8 Положения). Комиссия наделена полномочиями по государственному регулированию в сфере теплоснабжения, в том числе полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (п.10 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области»).
Статьей 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» (в редакции от 29 мая 2009 г.) предусмотрено, что нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.
Нормативные правовые акты Омской области принимаются органами государственной власти Омской области в соответствии с их компетенцией.
Согласно положениям п. 2 ст. 9 указанного Закона органы исполнительной власти Омской области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают нормативные правовые акты в форме приказов.
В соответствии с пунктом 3 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области» комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» (в редакции от 22 марта 2011 г.) определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газете «Омский вестник».
Таким образом, оспариваемый заявителем приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, опубликован в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, газовая котельная микрорайона Крутая Горка с 20 октября 2009 г. обслуживается муниципальным предприятием «Тепловая компания», имущественный комплекс котельной передан предприятию на праве хозяйственного ведения распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19 октября 2009 г. №12208-р (том 2 л.д. 57-61).
В настоящее время за муниципальным предприятием «Тепловая компания» закреплено на праве хозяйственного ведения 24 котельных, из них 18 работают на газе, 4 котельные – на угле, 2 котельные – на топочном мазуте.
Микрорайон Крутая Горка входит в состав Октябрьского административного округа г. Омска.
Основной довод заявителя, положенный в основу требования о признании оспариваемого приказа РЭК Омской области недействующим, сводится к тому, что РЭК Омской области следовало установить тариф на теплоснабжение для населения микрорайона Крутая Горка индивидуально, учитывая при установлении такого тарифа затраты муниципального предприятия «Тепловая компания» на содержание котельной и сетей предприятия исключительно в микрорайоне Крутая Горка. По мнению заявителя, установление единого тарифа для потребителей тепловой энергии, поставляемой предприятием, свидетельствует о нарушении принципа экономической обоснованности затрат предприятия на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Частью 1 ст.10 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно положениям ст.11 указанного Федерального закона тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа (ч.1 ст.11); тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.11).
Пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в редакции от 08 июня 2011 г.), предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (в редакции от 26 декабря 2011 г.), предусмотрено установление тарифов на тепловую энергию (мощность) регулирующим органом отдельно по потребителям, получающим тепловую энергию с теплоносителями - горячая вода и пар, с дифференциацией последнего по давлению (пункты 8, 28).
В соответствии с пунктом 36 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке тариф (цена) продажи тепловой энергии от производителя энергии (энергоснабжающей организации) рассчитывается для всех потребителей (покупателей) данного производителя энергии (энергоснабжающей организации) или дифференцируется по системе централизованного теплоснабжения при условии раздельного учета расходов по каждой из них.
Как следует из материалов дела, при обращении в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела по установлению на 2012 г. тарифов на тепловую энергию, поставляемую от теплоисточников муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания», предприятие не представляло раздельных калькуляций себестоимости производства и передачи тепловой энергии для установления тарифов на тепловую энергию, дифференцированных по источникам теплоснабжения, а также расчета тарифов, дифференцированных по источникам теплоснабжения, за исключением тарифа для потребителей, получающих тепловую энергию по сетям открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (том 1 л.д. 181-195).
Учитывая приведенные нормы и изложенные обстоятельства, у РЭК Омской области отсутствовали основания и обязанность установить тарифы, дифференцированные по системам централизованного теплоснабжения, в том числе, отдельно по микрорайону Крутая Горка.
Кроме того, согласно пункту 28 Разъяснений к Методическим рекомендациям, направленных письмом Федеральной службы по тарифам от 18 февраля 2005 № СН-570/14, решение об установлении на едином уровне тарифа продажи тепловой энергии или установлении дифференцированных по системам централизованного теплоснабжения тарифов продажи тепловой энергии принимает регулирующий орган.
Следовательно, именно регулирующий орган обладает полномочиями по принятию решения об установлении дифференцированных тарифов или об установлении единого тарифа.
Необходимо также отметить, что в силу положений ч.4 ст.11 Федерального закона «О теплоснабжении» установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей.
Одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.
В ходе судебного разбирательства РЭК Омской области представлен в материалы дела сравнительный анализ дифференцированных тарифов, рассчитанных по источникам теплоснабжения, из которого следует, что при установлении тарифов дифференцированно по предлагаемому варианту для населения иных районов г.Омска, являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой предприятием, тариф на тепловую энергию составил бы более 2000 руб/Гкал, а в некоторых случаях превысил 8000 руб/Гкал без учета НДС (том 1 л.д.55). При таком положении со всей очевидностью нарушается требование закона обеспечить доступность тепловой энергии для потребителей при отсутствии оснований для установления различий в тарифах потребителям одного и того же поставщика тепловой энергии.
В соответствии с пп.2, 3 ч.1 ст.7 Федерального закона «О теплоснабжении» к принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся также обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Порядок рассмотрения регулирующим органом вопроса об установлении тарифов на тепловую энергию регламентирован Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в редакции от 08 июня 2011 г.), который включает в себя представление организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, совокупности материалов, предусмотренных пп.10, 11 Правил, открытие дела об установлении тарифов, проведение регулирующим органом экспертизы предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, принятие решения об установлении тарифов на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Из материалов дела следует, что установлению оспариваемых тарифов предшествовало представление предприятием документов, подтверждающих затраты за выработку и передачу тепловой энергии, производственной программы предприятия, плана мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия, энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также обосновывающих материалов к расчету тарифов на тепловую энергию. Указанные документы подвергнуты проверке и анализу специалистами РЭК Омской области, по результатам составлено экспертное заключение об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию от 29 ноября 2011 г. (том 1 л.д.181-247, том 2 л.д. 141-153).
Вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» рассмотрен на заседании РЭК Омской области 30 ноября 2011 г. при наличии необходимого кворума (том 2 л.д.76-78).
Из содержания протокола заседания РЭК Омской области от 30 ноября 2011 г. усматривается, что состав и суммы расходов муниципального предприятия «Тепловая компания», включенные предприятием в тарифы на 2012 г. при обращении в регулирующий орган, проверены РЭК Омской области и в ряде случаев подвергнуты корректировке в сторону уменьшения.
В результате проведения экспертизы специалистами РЭК Омской области тарифы утверждены в ином размере, нежели заявлено поставщиком тепловой энергии, предлагавшим установить на 2012 г. одноставочный тариф в размере 1833,11 руб./Гкал без учета НДС (том 2 л.д.152).
Заявителем в материалы дела представлены отчет ОАО Институт развития жилищно-коммунального хозяйства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока (том 1 л.д.12-102) и заключение указанного Института (том 1 л.д.103-109) о том, что тарифы на тепловую энергию на 2009, 2010 гг. потребителям микрорайона Крутая Горка, утвержденные приказами РЭК Омской области, являются завышенными. Данные доказательства не могут быть признаны достаточными для удовлетворения рассматриваемых требований ФИО1, поскольку выводы касаются тарифов на теплоснабжение за прошлый период; кроме того, специалисты анализировали затраты на выработку тепловой энергии исключительно в системе теплоснабжения микрорайона Крутая Горка и фактически исследовали экономическую обоснованность тарифа для котельной микрорайона Крутая Горка, а не для муниципального предприятия «Тепловая компания».
Критически суд относится и к пояснениям допрошенного в судебного заседании специалиста … поскольку его выводы о завышении тарифов не основаны на материалах, представленных муниципальным предприятием «Тепловая компания» в РЭК Омской области для установления тарифов на тепловую энергию на 2012 г.
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 14 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в редакции от 08 июня 2011 г.), предусмотрено, что при регулировании тарифов могут устанавливаться тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг) с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В соответствии с п.7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в редакции от 08 июня 2011 г.), тарифы вводятся в действие с начала очередного года.
Оспариваемым приказом введены в действие тарифы на 2012 г. с календарной разбивкой на три периода, что не противоречит приведенным выше положениям.
Доводы заявителя о превышении роста тарифов на теплоснабжение максимально возможного уровня, установленного законодателем, отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п.4 ч.2 ст.7 Федерального закона «О теплоснабжении», п.53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в редакции от 08 июня 2011 г.), на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные минимальный и (или) максимальный уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Указанные предельные уровни тарифов:
-могут устанавливаться с календарной разбивкой и с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей;
-устанавливаются (в том числе методом индексации) не менее чем на год, если иное не предусмотрено актом Правительства Российской Федерации;
-могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым тарифам (ценам).
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (п.54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по тарифам от 06 октября 2011 г. № 242-э/7 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год» предусмотрено установить и ввести в действие с 1 января 2012 г. предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2011 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу (для Омской области – 100,0 %);
- с 01 июля 2012 г. по 31 августа 2012 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2011 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу (для Омской области – 106,0 %);
- с 01 сентября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 августа 2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу (для Омской области – 105,1 %).
Одновременно рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных в пункте 1 настоящего Приказа предельных уровней тарифов учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, осуществлять установление тарифов на тепловую энергию с календарной разбивкой, определенной настоящим Приказом.
Таким образом, при принятии тарифов на тепловую энергию подлежат применению предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Федеральной службой по тарифам.
В 2011 г. действовал приказ РЭК Омской области от 30 ноября 2010 г. № 345/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания», устанавливающий для потребителей тепловой энергии одноставочный тариф за горячую воду на период с 01 января по 31 декабря 2012 г. в размере 1255,80 руб. Г/кал (без учета НДС).
С учетом НДС (18%) эта величина составляла 1481,84 руб./Гкал и в таком размере применялась при расчетах с населением в соответствии с положениями п. 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
В оспариваемом приказе указанный тариф на тепловую энергию для населения отражен уже с учетом НДС (1481,84 руб./Гкал).
Таким образом, одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду), поставляемую муниципальным предприятием «Тепловая компания» по собственным тепловым сетям населению, с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. сохранился в размере, установленном на 2011 г. – 1481,84 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 июля 2012 г. рост тарифа составил 105,1% (1481,84 х105,1% = 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 сентября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. тариф сохраняется в этом же размере - 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС).
Изложенное свидетельствует о том, что установление тарифов на тепловую энергию оспариваемым приказом РЭК Омской области произведено с соблюдением требований, установленных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 октября 2011 г. № 242-э/7 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год».
По утверждению заявителя, в результате принятия оспариваемого приказа РЭК Омской области рост фактического совокупного платежа жителей микрорайона Крутая Горка превысил указанные предельные величины.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в 2009 г. население микрорайона Крутая Горка получало коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) от иного поставщика услуг – ООО «УК Сибстроймонтаж».
Приказом РЭК Омской области от 22 июля 2008 г. № 61/31 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Сибстроймонтаж» для потребителей указанной организации тариф на тепловую энергию на 2009 г. установлен в размере 784,95 руб./Гкал (без учета НДС), что составляло 926, 24 руб./Гкал с учетом НДС (том 2 л.д.105).
Как указывалось выше, с 20 октября 2009 г. имущественный комплекс котельной, расположенный в микрорайоне Крутая Горка, передан муниципальному предприятию «Тепловая компания» на праве хозяйственного ведения распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19 октября 2009 г. №12208-р.
Для потребителей муниципального предприятия «Тепловая компания» в этот же период (с 01 января по 31 декабря 2009 г.) приказом РЭК Омской области от 21 октября 2008 г. №227/54 установлен иной тариф на тепловую энергию – 957,12 руб./Гкал (без учета НДС) (1129,40 руб./Гкал с учетом НДС) (том 2 л.д.106).
Приказом РЭК Омской области от 10 ноября 2009 г. № 258/66 для потребителей муниципального предприятия «Тепловая компания» установлен тариф на тепловую энергию на период с 01 января по 31 декабря 2010 г. в размере 1092 руб./Гкал (без учета НДС) (1288 руб./Гкал с учетом НДС) (том 2 л.д.107-108).
Несмотря на изменение поставщика услуг в ноябре 2009 г. и в 2010 гг. для жителей микрорайона Крутая Горка при расчете платежей за тепловую энергию применялись иные (более низкие) тарифы, нежели это установлено приказами РЭК Омской области от 21 октября 2008 г. №227/54 и от 10 ноября 2009 г. № 258/66 для потребителей тепловой энергии, поставляемой муниципальным предприятием «Тепловая компания». До окончании 2009 г. сохранялось начисление платежей с использованием тарифов, установленных приказом РЭК Омской области от 22 июля 2008 г. № 61/31
«Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Сибстроймонтаж» (926, 24 руб./Гкал с учетом НДС); в течение 2010 г. применялся тариф в размере 1018.87 руб./Гкал (с учетом НДС), исчисленный с увеличением тарифа 2009 г. на 10% (том 2 л.д.62-64).
Данные действия произведены муниципальным предприятием «Тепловая компания» по обращению Администрации г. Омска (том 1 л.д.185).
Каких-либо приказов РЭК Омской области, устанавливающих специальные тарифы на тепловую энергию, поставляемую муниципальным предприятием «Тепловая компания» для населения микрорайона Крутая Горка, либо иных правовых актов, регулирующих данный вопрос, не принималось.
С 01 января 2011 г. муниципальное предприятие «Тепловая компания» при расчете платежей использует тарифы, установленные соответствующими приказами РЭК Омской области.
Постановлением РЭК Омской области №04-02/69-3-18 от 06 апреля 2011 г. муниципальное предприятие «Тепловая компания» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за занижение тарифов на тепловую энергию, установленных РЭК Омской области для потребителей муниципального предприятия «Тепловая компания» (том 2 л.д.72-75).
Таким образом, значительный рост платежей населения микрорайона Крутая Горка за тепловую энергию в 2011-2012 г. является следствием иных обстоятельств, а именно применения заниженных тарифов в 2009-2010 гг.
Приказом РЭК Омской области от 01 октября 2010 г. № 99/43 «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 г. для г. Омска установлен в размере 115%.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 07 ноября 2011 г. №190/51 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Омской области на 2012 год» (в ред. от 20 декабря 2011 г.) предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлены в размере: с 01 января по 30 июня 2012 г. - 100%, с 1 июля по 31 декабря 2012 г. для населения, проживающего в полностью благоустроенном жилищном фонде, - в размере 112,0%, для населения, проживающего в жилищном фонде с наиболее невыгодным набором коммунальных услуг, т.е. при неполном уровне благоустройства, - в размере 112,0%, для населения, проживающего в жилищном фонде с ограниченным набором коммунальных услуг (при отсутствии централизованного отопления), в структуре совокупного коммунального платежа которого преобладает оплата за услуги газоснабжения, - в размере 115%.
В целях социальной защиты населения Омским городским Советом принято решение от 24 февраля 2001 г. №389 «О предоставлении частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг гражданам», которое предусматривает частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в случае превышения начисленного совокупного ежемесячного платежа гражданина по всем предоставленным ему в 2011 г. коммунальным услугам над увеличенным на 15 процентов аналогичным платежом этого же гражданина за соответствующий период 2010 г. при неизменных наборе, объеме, поставщике и порядке подачи потребленных услуг в размере, равном величине такого превышения.
Решением Омского городского Совета от 25 апреля 2012 г. № 9 «О предоставлении частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг гражданам в 2012 году» предоставлена в 2012 г. частичная компенсация расходов по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории города Омска, в случае превышения начисленного совокупного ежемесячного платежа гражданина по всем предоставленным ему за период с 1 января по 30 июня 2012 г. коммунальным услугам над увеличенным на 15 процентов аналогичным платежом этого же гражданина за соответствующий период 2010 г. при неизменных наборе, объеме, поставщике и порядке подачи потребленных услуг в размере, равном величине такого превышения, а также гражданам, проживающим на территории города Омска, имевшим право на частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Решением Омского городского Совета от 24 февраля 2011 № 389 «О предоставлении частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг гражданам» и не обратившимся за указанной компенсацией в 2011 г.
Таким образом, защита прав граждан в данном случае производится в ином порядке.
По сути доводы заявителя о необходимости установления тарифов на тепловую энергию для населения микрорайона Крутая Горка, отличающихся от тарифов для остального населения г. Омска, направлены на проверку целесообразности оспариваемого приказа РЭК Омской области. Между тем, в силу положений подпункта «а» п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Правомерность действий, связанных с передачей имущественного комплекса котельной, расположенного в микрорайоне Крутая Горка, в ведение муниципального предприятия «Тепловая компания», к предмету настоящего спора не относится.
Учитывая изложенное, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 30 ноября 2011 г. № 412/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
требования ФИО1 о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 30 ноября 2011 г. № 412/59 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию (горячую воду), поставляемую муниципальным предприятием города Омска по собственным тепловым сетям населению, с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. в размере 1481,84 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 июля 2012 г. по 31 августа 2012 г. в размере 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС), с 01 сентября 2012 г. по 31 декабря 2012 г. в размере 1557,67 руб./ Гкал (с учетом НДС) оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда Л.А. Ершова