ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2014 от 05.05.2014 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3-17/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2014 года г. Киров

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Опалева О.М.,

при секретаре Соколовой О.Н.,

с участием первого заместителя прокурора Кировской области Окатьева А.Л., прокурора отдела Кировской областной прокуратуры Окулова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Кировской области о ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Кировской области обратился в Кировский областной суд с заявлением о ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой области проведена проверка деятельности Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области в ходе которой, установлено, что начиная с <дата> на территории Кировской области действует Профсоюзнаяорганизация сотрудников органов внутренних дел Кировской области.

Согласно имеющимся документам число членов организации по состоянию на <дата> составляет <данные изъяты> человек, в том числе: <данные изъяты> человек - бывшие сотрудники и пенсионеры органов внутренних дел, <данные изъяты> человека - сотрудники органов внутренних дел, <данные изъяты> человек - юристы и адвокаты, <данные изъяты> человека -члены общественных организаций правоохранительной направленности(«Ночной патруль», добровольные народные дружины).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области, утвержденного учредительным собранием от <дата>, профсоюз образовывается при условии, что учредителями выступают не менее 3 граждан Российской Федерации, работников правоохранительных органов, достигших возраста 18 лет, связанныхпрофессиональными интересами по роду их деятельности, заинтересованных в его работе.

Пункт 2.4 Устава определяет,что членами профсоюза могут быть работникиправоохранительных органов, бывшие работники правоохранительных органов, любые граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

В соответствии с заявлением о государственной регистрации юридического лица при созданииПрофсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области учредителями являются: ФИО22, <дата> рождения, ФИО23, <дата> года рождения,ФИО24, <дата> года рождения.

Согласно протоколу учредительного собрания Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области от <дата> председателем профсоюзной организации избран ФИО25;первым заместителем председателя профсоюзной организации - ФИО26;вторым заместителем председателя профсоюзной организации - ФИО27.

Согласно справке управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области (далее - УМВД России по Кировской области) от <дата>ФИО37; ФИО38; ФИО39 сотрудниками УМВД России по Кировской области не являлись.

Вместе с тем указанные лица по настоящее время являются учредителями Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области.

Таким образом, Профсоюзная организация сотрудников органов внутренних дел Кировской области согласно пункту 2.4 Устава фактически объединяет граждан, не связанных между собой ни производственными, ни профессиональными отношениями.

Кроме того, по данным УМВД России по Кировской области учредители Профсоюза не являются сотрудниками правоохранительных органов, и не имеют права в соответствии с пунктом 2.1 Устава являться его учредителями.

Следовательно, Профсоюзная организация сотрудников органов внутренних дел Кировской области создана с грубыми нарушениями федерального законодательства, имеющими неустранимый характер.

Поскольку допущенные Профсоюзной организацией сотрудников органов внутренних дел Кировской области нарушения, а также вызванные ими последствия настолько существенны и неустранимы, что восстановление законности возможно только путем ее ликвидации, просит ликвидировать Профсоюзную организацию сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно представленному суду отзыву Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области поддерживает заявленные требования о ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц в полном объеме.

В судебном заседании первый заместитель прокурора Кировской области Окатьев А.Л. на удовлетворении заявленных требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что основанием для проведения проверки деятельности Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области послужило обращение УМВД России по Кировской области. Проверка проведена отделом экономической безопасности УМВД России по Кировской области, по ее результатам принято решение о направлении настоящего заявления в суд. Согласно имеющимся данным в профсоюзной организации состоят бывшие сотрудники органов внутренних дел и иные граждане. При этом в нарушение требований части 2 статьи 4 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», положений Федерального закона «О полиции» и Устава общественной организации ни один из учредителей профсоюзной организации не является действующим сотрудником полиции. Кроме того, имеются данные о наличии судимостей учредителей Профсоюзной организации. Имеется информация, свидетельствующая об осуществлении коммерческой деятельности сотрудниками органов внутренних дел и туристическими организациями, что противоречит установленной деятельности Профсоюзной организации. Полагает, что единственным способом устранения допущенных нарушений является ликвидация Профсоюзной организации.

В судебном заседании прокурор отдела Кировской областной прокуратуры Окулов Е.А. заявленные требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что в Уставе Профсоюзной организации не указаны цели, для достижения которых она создана, сотрудники правоохранительных органов, защиту прав и законных интересов которых она осуществляет, что также является нарушением федерального законодательства. В нарушение требований пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименовании юридического лица не содержится указания на его организационно-правовую форму. Кроме того, ни один из членов Профсоюзной организации, которая была создана <дата>, не является членом первичной Профсоюзной организации. В обоснование заявленных требований сослался на требования пунктов 1, 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также неустранимый характер нарушений, допущенных при создании юридического лица. Указал, что Профсоюзная организация не представляет законные интересы бывших и действующих сотрудников органов внутренних дел, фактически являясь посредником между гражданами и организациями, предоставляющими курортные услуги.

Профсоюзная организация сотрудников органов внутренних дел Кировской области, извещенная о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Ранее в судебном заседании представитель Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области по доверенности Шабунин Д.В. заявленные требования не признал. Пояснил, что указанные прокурором нарушения не являются неустранимыми.

Председатель Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области Басманов Ю.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения первого заместителя прокурора Кировской области Окатьева А.Л., прокурора отдела Кировской областной прокуратуры Окулова Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования первого заместителя прокурора Кировской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Устав профсоюза должен предусматривать, в том числе: наименование, цели и задачи профсоюза; категории и профессиональные группы объединяемых граждан; местонахождение профсоюзного органа; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях (пункты 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ).

Как следует из материалов дела, <дата> на учредительном собрании ФИО28, ФИО29, ФИО30. принято решение о создании Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области, решен вопрос об избрании профсоюзного комитета и организационной структуры Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области: председатель - ФИО31, первый заместитель - ФИО32, второй заместитель - ФИО33.

<дата> Министерством юстиции Российской Федерации по Кировской области принято решение о государственной регистрации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области.

<дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области за основным государственным регистрационным номером .

Согласно имеющимся документам число членов организации по состоянию на <дата> составляет <данные изъяты> человек, в том числе: <данные изъяты> человек - бывшие сотрудники и пенсионеры органов внутренних дел, <данные изъяты> человека - действующие сотрудники органов внутренних дел, <данные изъяты> человек - юристы и адвокаты, <данные изъяты> человека - дружинники и участники движения «Ночной патруль».

Организация действует на основании Устава Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области, утвержденного учредительным собранием <дата>.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям (пункты 1 и 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Целью создания профсоюзов является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, следовательно, члены профсоюза должны быть объединены одним родом деятельности и общими производственными и профессиональными интересами, что должно быть отражено в уставе профсоюза.

Между тем в нарушение требований пункта 1 статьи 2 и статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ положения Устава Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области, утвержденного учредительным собранием от <дата>, не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза.

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Организационно-правовые формы общественных объединений перечислены в статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (статья 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).

Между тем официальное название (наименование) Профсоюзная организация сотрудников органов внутренних дел Кировской области не содержит указания на его организационно-правовую форму, в Уставе данного профсоюза также не указана организационно-правовая форма данной организации, чем нарушены вышеуказанные положения действующего законодательства.

Пункт 2.1 вышеназванного Устава содержит положения о том, что Профсоюз образовывается при условии, что учредителями выступают не менее3 граждан Российской Федерации, работников правоохранительных органов, бывших работников правоохранительных органов, достигших возраста 18 лет, связанныхпрофессиональными интересами по роду их деятельности, заинтересованных в его работе.

Пункт 2.4 Устава определяет, что членами профсоюза могут быть работникиправоохранительных органов, бывшие работники правоохранительных органов, пенсионеры правоохранительных органов, любые граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава учредители профсоюза автоматически становятся членами профсоюза.

Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом, осуществляющим выполнение решений Общего собрания членов профсоюза, является профсоюзный комитет, состоящий из 3 человек - председателя профсоюза, первого и второго заместителей председателя, являющихся одновременно членами профсоюзного комитета (пункт 3.5 Устава)

Как усматривается из справкиУправления по работе с личным составом УМВД России по Кировской области от <дата>ФИО34; ФИО35; ФИО36 сотрудниками УМВД России по Кировской области не являются и никогда не являлись.

Вместе с тем указанные лица по настоящее время являются учредителями Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что Профсоюзная организация сотрудников органов внутренних дел Кировской области фактически объединяет граждан, не связанных между собой ни производственными, ни профессиональными отношениями, а учредители профсоюза не являются сотрудниками правоохранительных органов, и не имеют права в соответствии с пунктом 2.1 Устава являться ее учредителями.

Доказательств, опровергающих указанные выводы представителем Профсоюзной организацией сотрудников органов внутренних дел Кировской области суду не представлено.

Поскольку несоблюдение Профсоюзной организацией сотрудников органов внутренних дел Кировской области требований федерального законодательства к правовому статусу профсоюзной организации не позволяет идентифицировать юридическую природу Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, а допущенные Профсоюзной организацией сотрудников органов внутренних дел Кировской области при ее создании нарушения Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" носят существенный и неустранимый характер, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области.

Положениями пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При таких обстоятельствах суд полагает заявление первого заместителя прокурора Кировской области о ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Кировской области о ликвидации Профсоюзной организации сотрудников органов внутренних дел Кировской области с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Профсоюзную организацию сотрудников органов внутренних дел Кировской области и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда О.М. Опалев