Дело № 3-17/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Катаева М.Ю.,
при секретаре Комлевой К.С.,
с участием прокурора Остарковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 9 октября 2014 года гражданское дело по заявлению Парахина Д.В. о признании недействующим в части нормативного правового акта – Постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», Приложение № 2 в части установления относительно номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей, судебная коллегия
установила:
Парахин Д.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», Приложение №1 в части установления относительного номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей за кв.м.
В обоснование заявления указал, что в соответствии с договором № аренды земельного участка от 10 мая 2011 года, Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области ему был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> – <адрес>, для строительства детского сада в границах указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, площадью <...> кв.м.
Согласно п. 3.4 договора размер арендной платы устанавливается в договоре путем определения механизма (порядка) его исчисления (расчета). Согласно прилагаемому к договору расчету, арендная плата составила <...> рубля в месяц. Данная сумма рассчитывается путем применения 1,5% к размеру кадастровой стоимости земельного участка, которая на момент заключения договора составляла <...> рублей.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту Постановление № 454), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области. Текст, указанного постановления, опубликован в газете «Новый мир» от 18 октября 2011 года № 77, от 21 октября 2011 года № 78, от 25 октября 2011 года № 79, от 28 октября 2011 года № 80, от 1 ноября 2011 года № 81, от 8 ноября 2011 года № 83, от 11 ноября 2011 года № 84, от 15 ноября 2011 года № 85, от 18 ноября 2011 года № 86, от 22 ноября 2011 года № 87, от 25 ноября 2011 года № 88, от 30 ноября 2011 года № 90.
Указывает, что по истечению 6 месяцев, после заключения договора, Постановлением № 454 утверждены новые результаты кадастровой стоимости, согласно которым кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка составила <...> рублей, что в 5 раз выше первоначальной стоимости и в 17 раз выше рыночной стоимости указанного земельного участка. Приложение № 1 Постановления № 454 устанавливает относительно номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей за кв.м.
Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а именно: устанавливаемому данным нормативным актом принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Считает, что оспариваемым Постановлением № 454 не было учтено, что кадастровая стоимость в размере <...> рублей установлена без учета разрешенного использования земельного участка – для строительства социально значимого объекта – детского сада и какой-либо доходности не имеет.
На основании изложенного просит признать недействующим Постановление Правительства Курганской области от 26 ноября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», Приложение № 1 в части установления относительно номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей за кв.м.
В ходе рассмотрения заявления от Парахина Д.В. поступило измененное требование, в котором он просит признать недействующим Постановление Правительства Курганской области от 26 ноября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», Приложение № 2 в части установления относительно номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей за кв.м., поскольку спорный земельный участок фактически относится к Приложению №2, а не №1 как он указывал изначально в своем заявлении.
В судебное заседание заявитель Парахин Д.В. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заявителя Джусоева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Курганской области Столярова Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, пояснила, что из системного анализа положений Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной. Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Проанализировав приведенные положения законодательства, видно, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20 марта 2003 года № П/49. Оспариваемое Постановление № 454 принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель», в связи с чем полагает, что Постановление № 454 принято в установленном порядке в пределах полномочий Правительства Курганской области. Отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 1 марта 2011 года № 277-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями – в судебном порядке. Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено положительное заключение на отчет оценщика, что предусмотрено статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в связи с чем полагает, что заявителем не доказана действительная рыночная стоимость земельного участка. Кроме того, указывает, что Постановление № 454 нормативно правовым актом не является, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц. Помимо этого, оспариваемые правовые акты по своему содержанию являются нормативно-техническими, поскольку непосредственно общественные отношения не регулируют, не содержат норм поведенческого характера, в связи с чем, полагает, что дело не подсудно Курганскому областному суду. Отмечает, что из текста заявления усматривается то, что доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с размером арендных платежей, которые увеличились в связи с утверждением после принятия оспариваемого акта новой кадастровой стоимости земельных участков, хотя порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются сторонами в договоре аренды в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Постановление № 454 не противоречит пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, так как не ограничивает заявителя или других лиц от использования кадастровой стоимости в целях налогообложения или определения арендной платы. Таким образом, полагает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым Постановлением № 454, в связи с чем признание оспариваемого постановления недействительным не повлечет за собой восстановление каких-либо прав заявителя.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области Панова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что оспариваемое постановление не определяет размер арендной платы, а утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель. В силу пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер арендной платы устанавливается сторонами в договоре аренды земельного участка. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года №278-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. По существу, заявленные требования сводятся к предмету оспаривания удельного показателя установленного для кадастрового квартала №, в котором находится спорный земельный участок. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих иную стоимость спорного участка, заявителем в материалы дела не представлено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Для проведения государственной кадастровой оценки земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (пункт 1). Государственной кадастровой оценке подвергаются все сформированные земельные участки, пункт 3 Постановления № 316 определен лишь временной промежуток для проведения такой оценки – 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13). В Курганской области отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года №22-22К/10-45 составляло Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля». На данный момент ФГУП «ФКЦ «Земля» реорганизована в ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». В результате проведения проверки Росреестром было принято решение о соответствии указанного отчета условиям технического задания и методическим указаниям. Затем сведения о кадастровой стоимости были переданы на утверждение в Правительство Курганской области. Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена Постановлением № 454, которое соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица – Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Несговорова О.Г., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, указала, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, так как в соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой Парахин Д.В. должен обращаться в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, так как заявленное им требование, по существу, имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, и оспаривание в данном случае Постановления № 454 не требуется. Полагает, что оспариваемое Постановление № 454 принято Правительством Курганской области в пределах его полномочий и соблюдением всех установленных законом процедур, полностью соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что решение по данному делу, оставляет на усмотрение суда.
Прокурор в своем заключении указала, что заявителем выбран неверный способ защиты своего права. Полагала, что заявителю необходимо было обратиться в суд с иском об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, при этом предоставить в суд доказательства в виде отчета об оценке земельного участка, по итогом которого вынесено экспертное заключение. В настоящий же момент Парахин не является арендатором спорного земельного участка, договор аренды земельного участка с ним не заключен. Признание Постановления № 454 недействующим, не повлечет восстановление прав Парахина Д.В. Для признания Постановления № 454 недействующим необходимо наличие оснований: признание нормативно-правового акта противоречащим нормативно-правовому акту большей юридической силы; признание нарушения прав и законных интересов граждан. Так как такового не имеется, полагала, необходимым отказать Парахину Д.В. в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области.
Текст, указанного постановления, опубликован в газете «Новый мир» от 18 октября 2011 года № 77, от 21 октября 2011 года № 78, от 25 октября 2011 года № 79, от 28 октября 2011 года № 80, от 1 ноября 2011 года № 81, от 8 ноября 2011 года № 83, от 11 ноября 2011 года № 84, от 15 ноября 2011 года № 85, от 18 ноября 2011 года № 86, от 22 ноября 2011 года № 87, от 25 ноября 2011 года № 88, от 30 ноября 2011 года № 90.
Довод представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области о том, что оспариваемое заявителем Постановление № 454 не является нормативно-правовым актом, основан на ошибочном толковании закона.
Учитывая, что согласно статье 78 Устава Курганской области Правительство Курганской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области, является компетентным органом, утвердившим оспариваемое заявителем постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».
Суд, разрешая требования в данной части, приходит к выводу о том, что Постановление Правительства Курганской области № 454 относится к нормативным правовым актам, поскольку по своей правовой природе отвечает требованиям, которым должны соответствовать нормативные правовые акты.
Материалами дела установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка № 2302-з, заключенным 10 мая 2011 года Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области, от имени Курганской области, субъекта Российской Федерации, с Парахиным Д.В., последнему предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участок, почтовый адрес ориентира: <адрес>, для строительства здания детского сада в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, площадью <...> кв.м.
Установленные в настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области утверждены оспариваемым постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
Данным постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № - <...> руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади и рассчитываемой в соответствии с приложением № 2 Постановления № 454.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета арендной платы за пользование земельным участком, в соответствии с приложением к договору № от 10 мая 2011 года, суд усматривает наличие у Парахина Д.В. заинтересованности в оспаривании названного нормативного правового акта.
Проверяя полномочия исполнительного органа власти Курганской области на принятие оспариваемого постановления, суд учитывает, что в соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Курганской области в пределах своей компетенции.
Проверяя соответствие акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд учитывает, что подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым второе предложение абзаца первого пункта 2 изложено в новой редакции: «Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности».
Первоначальный текст этого документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 163, 26 июля 2010 года, «Собрание законодательства РФ», 26 июля 2010 года, № 30, ст. 3998.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Административный регламент).
Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пункты 9.8 - 9.12 Административного регламента).
Проверка отчета производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью осуществлена проверка и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9.9 Административного регламента).
В связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из содержания вышеназванных нормативных правовых актов следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель должна была осуществляться Росреестром и его территориальными органами; результаты государственной кадастровой оценки земель подлежали утверждению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра.
По итогам проведенного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии конкурса на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации 5 декабря 2009 года заключен Государственный контракт № 169Д.
В соответствии с условиями настоящего Государственного контракта победителем конкурса признано федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», непосредственным исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Курганской области являлся субподрядчик ООО «Регионкадастроценка», которым был подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земель в Курганской области. Данный отчет прошел проверку (правовую экспертизу) Управлением государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и был согласован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской.
После получения указанных сведений Управление Росреестра по Курганской области представило в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение.
Оспариваемым Постановлением № 454, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области.
Предметом судебной проверки является нормативный правовой акт, принятый Правительством Курганской области, которое в силу приведенных законоположений обязано утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель, проверенные и признанные Росреестром соответствующими установленным правилам.
При оценке доводов заявителя суд учитывает также, что составленный по результатам выполненных работ по кадастровой оценке отчет был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности информации о земельных участках, состава факторов, влияющих на кадастровую оценку, и примененных моделей определения. Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении работ по кадастровой оценке Росреестром как уполномоченным на то органом установлено не было.
Совокупность исследованных в судебном заседании документов свидетельствуют о том, что установленный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области не был нарушен, поэтому орган исполнительной власти Курганской области в лице Правительства Курганской области правомерно утвердил ее результаты, в том числе в отношении спорного земельного участка.
Из материалов дела следует, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области и результатами государственной кадастровой оценки земель, направленный в Правительство Курганской области после прохождения процедуры согласования свидетельствует о том, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, представленные на утверждение Правительству Курганской области, соответствуют результатам государственной кадастровой оценке земель, согласованных с Росреестром. Поскольку отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Курганской области признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, то результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Росреестра утверждены Правительством Курганской области в полном соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения.
На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела установлено, что постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» не противоречит федеральному законодательству, принято уполномоченным органом – Правительством Курганской области, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» не может быть принят во внимание, поскольку указанные нормативные акты регулируют другие правоотношения и не касаются вопросов установления кадастровой стоимости земель.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления Парахина Д.В. о признании недействующим в части нормативного правового акта - Постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», Приложение № 2 в части установления относительно номера кадастрового квартала №, вид разрешенного использования № 7 – кадастровой стоимости <...> рублей за кв.м. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2014 года.
Судья Катаев М.Ю.