ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2014 от 15.08.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 Верховный Суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего, судьи Болат-оол А.В.,

 при секретаре Мангыр С.-С.Т.,

 с участием прокуроров Ж., Л., заявителя С., представителя заявителя К., представителей территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва Р. и Б., представителя регионального отделения политической партии ** О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №,

 УСТАНОВИЛ:

 С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва (далее – ТИК **) об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №, указывая на то, что 30 июля 2014 года в 17 час. 30 мин. он, также кандидаты в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва от регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва М., Ш., А., Д,, И. приходили для сдачи документов в ТИК **, однако им было отказано в приеме документов в связи с отсутствием заверенного списка кандидатов от регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва. ** ТИК ** Ы. отправила его в Избирательную комиссию Республики Тыва за решением о заверении списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по одномандатным избирательным округам, тогда как необходимости в этом не было, указанное решение сразу размещается на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Тыва. В 18 час. 20 мин., не дожидаясь решения Избирательной комиссии Республики Тыва, Ы. закрыла помещение ТИК ** и покинула здание **. Кроме того, в решении ТИК ** об отказе в регистрации говорится о представлении документов позднее установленного срока и нарушении порядка выдвижения кандидатов не им, а другим лицом - Д, Просит признать незаконным решение ТИК ** № от 08 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № и обязать ТИК ** зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 В судебном заседании С. и его представитель К. заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.

 Представители ТИК ** Р. и Б. с заявлением не согласились. Р. пояснил, что решение ТИК г. Кызыла об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва принято на законных основаниях. ТИК г. Кызыла 30 июля 2014 года действительно отказала заявителю в приеме документов, документы были сданы им 31 июля 2014 года. Основанием отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва явилось непредставление им в установленный срок решения политической партии, регионального отделения о выдвижении кандидата, необходимость представления которого предусмотрена ч. 1 ст. 40 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 Представитель регионального отделения политической партии ** О. заявление С. поддержала и просила его удовлетворить.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Ж., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 Пунктом 3 ч. 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» также установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года №2622 ВХ-I выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года №77/389-6 при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на ТИК г. Кызыла – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 мая 2014 года № политическая партия ** допущена к выдвижению политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением списков кандидатов без сбора подписей на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва.

 Из материалов дела следует, что С. выдвинут региональным отделением политической партии ** в Республике Тыва кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 30 июля 2014 года он обратился в ТИК ** для сдачи документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, однако ему было отказано в приеме документов в связи с отсутствием заверенного списка кандидатов от регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва. Данное обстоятельство в судебном заседании представитель ТИК ** Р. подтвердил.

 Документы были сданы С. в ТИК ** 31 ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствуют письменные подтверждения от 31 ДД.ММ.ГГГГ года.

 Решением № от 08 августа 2014 года ТИК ** отказала в регистрации С. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № в связи с несоблюдением требований п. «в» ч. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, пп. 4, 5 ч. 13 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 В силу ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва, поскольку выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года, то документы, необходимые для регистрации кандидата, должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени.

 Отказ ТИК ** заявителю 30 июля 2014 года в приеме документов в связи с отсутствием заверенного списка кандидатов от регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва является незаконным, поскольку действующим законодательством Российской Федерации о выборах не предусмотрена как возможность отказа избирательной комиссии по каким-либо основаниям в приеме документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, так и обязанность кандидата представлять решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным объединением по одномандатным избирательным округам. Соответственно, довод заявителя о том, что ТИК ** обязана была принять документы в том виде и объеме, в котором они были представлены, является обоснованным.

 В связи с этим ТИК ** 31 июля 2014 года правильно приняла у заявителя документы, в принятии которых ею было отказано 30 июля 2014 года.

 В мотивировочной части решения ТИК ** об отказе в регистрации заявителя указано на представление документов позднее установленного срока и нарушении порядка выдвижения кандидатом в депутаты другим лицом - Д,

 Ссылка в решении ТИК ** на пп. 4, 5 ч. 13 ст. 35 вышеуказанного Закона Республики Тыва необоснованна, так как непредставление заявителем документов, предусмотренных указанными нормами, не явилось основанием для отказа в его регистрации. Представитель ТИК ** Р. пояснил, что основанием отказа в регистрации заявителя явилось непредставление им в установленный срок решения политической партии, регионального отделения о выдвижении кандидата.

 В соответствии с ч. 1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также... при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

 Абзацем вторым ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию решение политической партии или ее регионального отделения, указанное в части 3 статьи 42 настоящего Закона, а также сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились), и письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

 Суд считает, что непредставление кандидатом, выдвинутым избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, в территориальную избирательную комиссию решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении не может служить основанием для отказа в его регистрации ввиду следующего.

 Согласно п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

 Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 35 вышеуказанного Закона Республики Тыва.

 В ч. 13 ст. 35 вышеуказанного Закона Республики Тыва приведен перечень документов, которые представляет в территориальную избирательную комиссию кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам. В этом перечне решение политической партии или ее регионального отделения о выдвижении кандидата отсутствует.

 В соответствии с п. 14.5 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

 Из содержания указанной нормы следует, что представление кандидатом в окружные избирательные комиссии решения политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу требуется в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

 Законом Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Частями 7 и 10 ст. 35 данного Закона установлено, что избирательная комиссия Республики Тыва в течение трех дней со дня приема документов рассматривает представленные документы, заверяет представленные избирательным объединением списки кандидатов, указанные в части 1 настоящей статьи, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные копии указанных списков кандидатов либо мотивированное решение об отказе в заверении списков кандидатов в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. Избирательная комиссия Республики Тыва в течение одних суток с момента принятия решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляет в соответствующие территориальные избирательные комиссии.

 Из объяснений представителя ТИК ** Р. следует, что решение Избирательной комиссии Республики Тыва о заверении списка кандидатов, выдвинутых региональным отделением политической партии ** в Республике Тыва по одномандатным избирательным округам, было принято 30 июля 2014 года.

 Поскольку решение регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам в соответствии с п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона было представлено в Избирательную комиссию Республики Тыва, и список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых данным региональным отделением, был заверен решением Избирательной комиссии Республики Тыва от 30 июля 2014 года, то необходимости представления заявителем в ТИК ** решения регионального отделения о его выдвижении не имелось.

 Таким образом, отказ ТИК ** в регистрации заявителя в связи с непредставлением им в установленный срок решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении, является необоснованным.

 В силу ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

 Изучение представленных доказательств показало, что первый финансовый отчет был представлен заявителем в ТИК ** по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва.

 Частью 3 ст. 65 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлено, что кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.

 В соответствии с ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва первый финансовый отчет должен быть представлен кандидатом в избирательную комиссию не позднее 30 ДД.ММ.ГГГГ года до 18 часов по местному времени.

 Между тем согласно письменным подтверждениям 31 ДД.ММ.ГГГГ года в 10 час. 25 мин. заявителем в ТИК ** были представлены документы согласно перечню; в 15 час. 58 мин. представлены сведения об открытии специального счета и копия договора об открытии счета, а в 17 час. 20 мин. – первый финансовый отчет.

 В судебном заседании представитель заявителя К. пояснила, что после сдачи документов в ТИК ** утром 31 ДД.ММ.ГГГГ года заявителем было получено решение ТИК **, открыт счет в банке, после чего ими был представлен первый финансовый отчет.

 30 ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до истечения установленного срока, первый финансовый отчет заявитель в ТИК ** не представлял, и ТИК ** не отказывала ему в принятии этого документа.

 Довод представителя заявителя К. о возможности представления заявителем недостающих документов в порядке, установленном п.1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, является необоснованным.

 Из содержания п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона следует, что кандидат вправе устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, привести их оформление в соответствие с требованиями законодательства, а также в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

 Однако данная норма не предполагает возможности дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 В случае заблаговременной сдачи документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, избирательная комиссия обязана известить кандидата об отсутствии каких-либо документов, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, и кандидат вправе до дня окончания срока приема документов для регистрации представить недостающие документы. По окончании же срока приема документов для регистрации кандидат вправе представить лишь копию какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации.

 Поскольку заявитель не представил в ТИК ** в установленный срок первый финансовый отчет, то ТИК ** на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона правомерно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления С. не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 августа 2014 года.

 Председательствующий Болат-оол А.В.