ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2014г. № 3-17/2014г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан к негосударственному исламскому образовательному учреждению среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан 05 июня 2012 года зарегистрировано негосударственное исламское образовательное учреждение среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» (далее – ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» или Организация), с присвоением учетного номера №.
Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан обратилось в суд с заявлением о ликвидации ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления указано, что в нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций и законодательства об образовании, ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, за получением лицензии не обращалось и, фактически, образовательную деятельность не ведет, хотя это необходимо для достижения целей создания данной некоммерческой организации. Кроме того, Организация не исполняет обязанности, предусмотренные законодательством для некоммерческих организаций, а именно, с момента государственной регистрации не информировало Управление Минюста России по Республике Дагестан о продолжении своей деятельности, не представило отчеты о своей деятельности за 2012 и 2013 г.г., не разместило в сети Интернет отчеты о своей деятельности за 2012 и 2013 г.г. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократных нарушениях Организацией законодательства Российской Федерации, что является основанием для ее ликвидации.
В письменных возражениях на заявление директор ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» Алигаджиев М.А. просит в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что какой-либо противоречащей своему уставу деятельностью Организация не занимается, образовательную деятельность не осуществляет и за получением лицензии не обращалась, поскольку в настоящее время идет строительство помещений медресе. Непредставление в Управление Минюста России по РД в установленные законом сроки отчетов о деятельности Организации и неразмещение их в сети Интернет было обусловлено тем, что какая-либо деятельность Организацией не велась, при этом допущенные нарушения не могут считаться существенными и достаточными для принятия решения о ликвидации Организации.
Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан в поданном заявлении ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Директор ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» Алигаджиев М.А. и представитель Организации по доверенности Самоев З.С. в судебном заседании просили в удовлетворении требований Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление.
Изучив доводы заявления, заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1.1., 4.3 Устава ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» Организация имеет статус негосударственного исламского образовательного учреждения среднего профессионального религиозного образования, и занимается реализацией основных и дополнительных образовательных программ среднего профессионального религиозного образования.
Согласно пункта 1 и абзаца 4 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Духовные образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Статьей 91 Федерального закона от 9декабря2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (пункты 1 и 3).
Обязательное лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации предусматривалось также статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, утратившего силу с 01 сентября 2013 года.
В соответствии с пунктом 4.11. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 марта 2014 г. № 83, осуществление лицензирования образовательной деятельности организаций в Республике Дагестан, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ, отнесены к полномочиям министерства.
До 24 января 2014 года функции по лицензированию образовательной деятельности организаций в Республике Дагестан осуществляло Министерство образования и науки Республики Дагестан, преобразованное в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 24января2014года №25 «Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан».
Согласно письмам № 3778/04-08 от 17.08.2013г. Министерства образования и науки Республики Дагестан и № 06-3241/04-08 от 30.06.2014г. Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет, что признано в судебном заседании представителями заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона об образовании образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда (часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как установлено судом из объяснений представителей ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» и следует из самого заявления Управления Минюста России по Республике Дагестан, Организация с момента государственной регистрации в связи с отсутствием лицензии и необходимых условий для ее получения, ведением образовательной деятельности не занимается.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица является осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), сам по себе факт отсутствия у ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» лицензии на ведение образовательной деятельности, при том, что такая деятельность, хотя и является уставной, но фактически Организацией не ведется, не может рассматриваться в качестве основания для ликвидации Организации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы заявления о наличии иных предусмотренных законом оснований для ликвидации ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави».
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закон о некоммерческих организациях некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные сведения должны представляться в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждена форма Отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОР0001).
Указанная форма отчета подлежит представлению религиозными организациями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п.п. «в» п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Минюста России от 17 марта 2011 года № 81).
Пунктом 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Как установлено судом и не оспаривалось в судебном заседании представителями заинтересованного лица, Организацией в установленные сроки отчеты (либо информация о продолжении деятельности) за 2012 и 2013 г.г. в Управление Минюста России по Республике Дагестан не представлялись, отчеты о своей деятельности за 2012 и 2013 г.г. (либо сообщения о продолжении своей деятельности за тот же период) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещались, средствам массовой информации для опубликования такие отчеты (сообщения) не передавались.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно абзацу третьему пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о свободе совести религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Таким образом, ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» допустило неоднократное нарушение требований закона и иных правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ осуществление деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда.
Вышеуказанные установленные судом нарушения требований закона, факт совершения которых не оспаривался в судебном заседании представителями Организации, носят, по мнению суда, существенный характер, что в соответствии с пунктами 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 1 статьи 14 Закона о свободе совести является основанием для удовлетворения заявления и ликвидации ДОУ «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
заявление Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан удовлетворить.
Ликвидировать негосударственное исламское образовательное учреждение среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Медресе имени шейха Абдулла-хаджи Гимрави», учетный номер №, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 18 июля 2014 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов