ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2015 от 16.07.2015 Омского областного суда (Омская область)

Дело № <...>

О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Цериградских И.В.

при секретаре Каревой Е.А.

с участием прокуроров Ильина А.С., Грицикова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в городе Омске гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Омскшина» о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии О. области от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии О. области (далее - РЭК О. области) от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина» определен с <...> по <...> тариф на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина» согласно приложению к настоящему приказу.

Приложением к названному приказу с календарной разбивкой по полугодиям установлены:

ставка платы за потребленную энергию по теплоносителю «вода»:

-на период с 1 января по <...> - в размере <...> руб./Гкал (без учета НДС);

-на период с 1 июля по <...> – в размере <...> руб./Гкал (без учета НДС);

ставка платы за потребленную тепловую энергию по теплоносителю «острый и редуцированный пар»:

- на период с 1 января по <...> - в размере <...> руб./Гкал (без учет НДС);

- на период с 1 июля по <...> – в размере <...> руб./Гкал (без учета НДС);

ставка за содержание тепловой мощности по теплоносителю «вода» и «острый и редуцированный пар»:

- на период с <...> по <...> – в размере <...> руб./Гкал/ч в месяц (без учета НДС).

Приказ с приложением к нему является нормативным правовым актом, официально опубликованным <...> в газете «О. вестник», № <...> (л.д. 32-33, 38).

Открытое акционерное общество «Омскшина» (далее - ОАО «Омскшина») обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части приказа РЭК О. области от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина» (л.д. 3-5).

В ходе судебного разбирательства представителем ОАО «Омскшина» в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования уточнены, согласно которым заявитель просит признать недействующими:

пункт 1 приложения к приказу РЭК О. области от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина» в части установления на 2015 год ставки на содержание тепловой мощности в размере <...> руб.\Гкал\ч в месяц;

пункты 1 и 2 приказа об установлении и действии тарифа в период с 1 января по <...>.

Иных требований не заявлено (л.д. 148).

Заявление мотивировано тем, что ОАО «Омскшина» принадлежит на праве собственности 2 котельные (котлотурбинный цех), которые вырабатывают тепловую энергию в виде горячей воды и пара, отпускаемые как собственному предприятию, так и сторонним потребителям. Доходы от производства тепловой энергии, отпускаемой сторонним организациям, общество получает с применением соответствующих тарифов, установленных РЭК О. области.

По мнению заявителя, оспариваемым нормативным правовым актом установлен тариф на содержание тепловой мощности и необходимая валовая выручка (далее - НВВ), которые не обеспечивают безубыточную финансовую деятельность общества в 2015 году. Считает, что в НВВ подлежали включению следующие экономически обоснованные затраты:

1. убытки общества за 2013 год, полученные от реализации тепловой энергии, в сумме <...> руб.;

2. общепроизводственные расходы по факту 2013 года в сумме <...> руб.

РЭК О. области общепроизводственные расходы уменьшены от заявленной предприятием суммы на <...> руб. и приняты на уровне, утвержденном в 2014 году, с индексом роста 104,9 % на 2015 год;

3. расходы на ремонт в размере <...> руб.

РЭК О. области включена стоимость ремонтных работ исходя из суммы фактически выполненных ремонтных работ за 2013 год с двумя дефляторами.

Кроме того, при формировании тарифа на тепловую энергию на 2015 год, поставляемую ОАО «Омскшина», общехозяйственные расходы в сумме <...> руб. были приняты РЭК О. области в тарифе, но в расчете были отнесены не в полном объеме на товарную продукцию, часть из них включена в общий выпуск выработанной тепловой энергии, в том числе для собственных нужд предприятия, что причинило ущерб на сумму <...> руб.

Дополнительно заявитель ссылается на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, т.е. нарушение срока для направления извещения об открытии дела, не ознакомление представителя ОАО «Омскшина» с проектом приказа и экспертным заключением до начала заседания правления РЭК О. области (л.д. 3-5, 148, 181-183).

В судебном заседании представители ОАО «Омскшина» Тихонов М.Ю., Варнавская Ю.А. и Небова Т.С. заявленные требования поддержали, пояснив, что заявленная предприятием к утверждению регулирующим органом ставка на содержание тепловой мощности составляла <...> руб./Гкал\ч. в месяц, т.е. более чем в 3 раза больше ставки, утвержденной РЭК О. области.

Представитель РЭК О. области Муранова Т.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением требований федерального законодательства и установленного порядка, заявленные предприятием расходы (убытки) не включены в тариф по причине отсутствия в ОАО «Омскшина» раздельного учета доходов и расходов по регулируемому виду деятельности «производство тепловой энергии» (письменный отзыв – л.д. 28-31, 165).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокуроров Ильина А.С., Грицикова К.А., полагавших, что основания для удовлетворения требований ОАО «Омскшина» отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на уровне Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от <...> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от <...> № 190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» вместе с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от <...> № 1075), Методическими указаниями, утвержденными приказом руководителя Федеральной службы по тарифам от <...> № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее – Методические указания), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 7 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.

Уполномоченным органом исполнительной власти О. области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии О. области, утвержденным постановлением Правительства О. области от <...> № 212-П, является РЭК О. области.

Пунктом 3 Указа Г. О. области от <...>№ <...> «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Г. О. области, Правительства О. области, других органов исполнительной власти О. области» (в редакции от <...>) определено, что официальным опубликованием правовых актов Г. О. области, Правительства О. области, других органов исполнительной власти О. области является публикация их полного текста в газете «О. вестник».

Таким образом, оспариваемый ОАО «Омскшина» приказ принят РЭК О. области в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке.

Из материалов дела следует, установлению оспариваемого тарифа на тепловую энергию (мощность) предшествовало представление <...> ОАО «Омскшина» заявления и материалов, обосновывающих расчет тарифа на тепловую энергию (мощность) для сторонних потребителей. Указанные документы подвергнуты проверке и анализу специалистами РЭК О. области, по результатам составлено заключение по рассмотрению дела № <...> в Региональной энергетической комиссии О. области по установлению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (л.д. 39-42).

Вопрос об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Омскшина» на 2015 год рассмотрен на заседании правления РЭК О. области <...> при наличии необходимого кворума (л.д. 34).

Из содержания экспертного заключения следует, что в соответствии с Уставом ОАО «Омскшина» производство и передача тепловой энергии не является его основным видом деятельности. Имущество ОАО «Омскшина» (котельные) находится в собственности предприятия. В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> при формировании тарифа на тепловую энергию на 2015 год выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат). Определение состава расходов, включенных в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности произведены в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Омскшина», правление РЭК О. области отказало во включении в тариф следующих расходов, предложенных предприятием, по статьям затрат, в том числе:

- расходы на содержание оборудования (ремонт) - <...>. руб., в связи с принятыми затратами по факту за 2013 год с индексами роста 107,4 % на 2014 год и 104,9 % на 2015 год (пункт 1.7).

Согласно приложению № <...> к протоколу расходы на содержание оборудования (ремонт) приняты в размере <...>. руб. (предложено предприятием <...>. руб.);

- цеховые расходы – <...>. руб., в связи с принятыми затратами на основании данных, учтенных при формировании тарифа в 2014 году с индексом роста 104,9 % на 2015 год (пункт 1.9).

Согласно приложению № <...> к протоколу цеховые расходы приняты в размере <...>. руб. (предложено предприятием <...>. руб.)

Для формирования тарифа расходы по товарной продукции приняты в сумме <...>. руб. (л.д. 34).

При установлении тарифа на тепловую энергию на 2015 год не приняты убытки от реализации тепловой энергии за 2013 год (л.д. 28, 35).

Согласно заключению по рассмотрению дела в РЭК О. области по установлению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию раздельный учет доходов и расходов по регулируемому виду деятельности «производство тепловой энергии» за 2013 год у предприятия отсутствует, в связи с чем не представилось возможным выполнить анализ фактических затрат за 2013 год (л.д. 40).

Ставка платы за содержание тепловой мощности на период с 1 января по <...> установлена в размере <...> руб.\Гкал\ч в месяц (л.д. 33, 34).

Основной довод заявителя, положенный в основу требования, сводится к тому, что в необходимую валовую выручку ОАО «Омскшина» при установлении тарифа на тепловую энергию на 2015 год регулирующему органу следовало включить: убытки за 2013 год, полученные от реализации тепловой энергии в сумме <...> руб., общепроизводственные (цеховые) расходы за 2013 год в сумме <...>. руб., расходы на производство ремонтных работ <...>. руб., а также общехозяйственные расходы в сумме <...><...>. руб. В связи с чем ставка на содержание тепловой мощности должна составлять <...> руб./Гкал\ч. в месяц.

Приведенные доводы судом проверены.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (ст. 7 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

Исходя из положений, предусмотренных Основами, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (п. 3). К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относится тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (п. 4). В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается (п. 9). Регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: г) производство теплоносителя (п. 10). Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п. 11). Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа (п. 12) В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (п. 13). Срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации (п. 15). При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов (п. 16). Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года (п. 18). Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации и на основании критериев, установленных настоящим документом (п. 19). Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (п. 22). При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (п. 32). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств;6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа (п. 33). В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями (п. 44).

Согласно пункту 50 Основ по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам.

В соответствии с Правилами установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (п.12). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (п. 28). Содержание экспертного заключения отражено в п. 29. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Форма решения и протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования отражены в п.п. 31 и 32. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п. 33).

Таким образом, при установлении тарифа регулирующим органом в составе расходов могут быть учтены прочие расходы при наличии следующих условий: расходы связаны с процессом производства тепловой энергии (мощности), соответствуют принципам законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения и предусмотрены учетной политикой регулируемой организации.

Из материалов дела следует, что <...> ОАО «Омскшина» обратилось в РЭК О. с заявлением об утверждении тарифа на тепловую энергию на 2015 год, приложив обосновывающие материалы и заявление о выборе метода регулирования тарифа – метода экономически обоснованных затрат.

<...> РЭК О. области уведомило ОАО «Омскшина» об открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию (мощность), одновременно предоставив право на предоставление дополнительных документов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленного тарифа, в том числе: пояснительную записку по формированию затрат к расчету тарифа на тепловую энергию, копию учетной политики предприятия, рабочий план бухгалтерских счетов и др. (л.д. 44-45).

Во исполнение данного уведомления ОАО «Омскшина» представило в РЭК О. области пояснительную записку, в которой просит об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО «Омскшина» на 2015 год в виде двухставочного тарифа (без НДС):

1) ставка на тепловую энергию:

- вода- <...> руб.\Гкал.;

- острый и редуцированный пар – <...> руб.\ Гкал;

2) ставка на содержание тепловой мощности – <...> руб.\Гкал\ч в мес. Имеется указание, что согласно учетной политике предприятия «общепроизводственные (цеховые) расходы» учитываются по дебету счета 25 «общепроизводственные расходы» и в конце отчетного периода данные затраты распределяются на отдельные виды продукции, учтенные на счетах 20, 23 пропорционально заработной плате основных рабочих. Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 и ежемесячно списываются в дебет счета 90 «продажи» с распределением по видам продаж пропорционально удельному весу выручки от продажи продукции (работ, услуг).

Вместе с тем, каких-либо документы, подтверждающие экономическую обоснованность данных видов расходов, их состав не приложены, не представлена также и учетная политика предприятия.

Из пояснений представителей ОАО «Омскшина» Варнавской Ю.А., Небовой Т.С. следует, что учетная политика предприятия для утверждения тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2015 год в РЭК О. области не представлялась. В 2013 году раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности велся фактически с применением вышеназванных правил, а с <...> закреплен в учетной политике предприятия (л.д. 149).

В судебном заседании установлено, что Положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета ОАО «Омскшина» на 2014 год имелось в другом тарифном деле, т.е. по утверждению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО «Омскшина» от котельного цеха № <...> ООО «Омсктехуглерод» на 2015 год.

Однако в названном выше локальном акте общества отсутствует указание на ведение раздельного учета доходов и расходов по регулируемому виду деятельности «производство тепловой энергии (мощности), понятия «общепроизводственных (цеховых) расходов» и «общехозяйственных расходов», состав и порядок их распределения по видам деятельности (критерии распределения) отсутствуют.

ОАО «Омскшина» в подтверждение экономической обоснованности расходов, заявленных для включения в тариф, представило в РЭК О. области оборотно-сальдовые ведомости по счетам 23, 25, 26.

Из содержания оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 25, 26 следует, что часть расходов, которые в них указаны к включению в тариф, повторяется, в том числе заработная плата управленческого и административного персонала, арендная плата за землю, вода горячая и холодная и др. (л.д. 64 - 69).

Вместе с тем, Приказом Федеральной службы по тарифам от <...>№ <...> утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Приказ).

Приказ устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя (далее - раздельный учет).

Раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета (п. 2 Приказа).

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций (п. 3 Приказа).

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от <...> № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от <...> № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (п. 4 Приказа).

Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 5 Приказа).

Судом установлено, что в 2013 году проводилась плановая проверка ОАО «Омскшина», по результатам которой выявлено отсутствие на предприятии раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности (л.д. 40, 43).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО «Омскшина» в нарушение п.п. 18-20 Основ не ведется раздельный учет затрат по видам деятельности (производство тепловой энергии (мощности)) в порядке, предусмотренном Приказом, учетной политикой общества не предусмотрены «общехозяйственные расходы», «общепроизводственные (цеховые) расходы» на производство тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям, не расшифрованы расходы при подаче заявки на установление тарифа, документы, подтверждающие их обоснованность, не представлены в регулирующий орган.

Как следует из материалов дела, при обращении в РЭК О. области с заявлением об утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность) ОАО «Омскшина» просило также включить в тариф расходы на содержание оборудования (ремонт) в сумме в сумме <...>. руб.

РЭК О. области отказало во включении в тариф расходов на содержание оборудования (ремонт) в сумме <...>. руб., включив в тариф расходы в сумме <...>. руб., т.е. сумму фактических затрат на 2013 год с индексами роста 107,4% на 2014 год и 104,9% на 2015 год (л.д. 34-36).

Доводы заявителя о необоснованном не включении в НВВ расходов на ремонт в сумме в <...>. руб. судом проверены.

В соответствии с пунктом 41 Постановления Правительства РФ от <...>№ <...> при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Судом установлено, что ОАО «Омскшина» для утверждения тарифа были представлены годовые графики планово-предупредительного ремонта оборудования на 2015 год, локальные-сметные расчеты и ведомости объемов работ (л.д. 73-99, 117-118, 120-134, 139-141). При этом в названных документах отсутствуют характеристики дефектов оборудования, указание на наименование мероприятий по их устранению, указание на необходимые материалы и их количество. Кроме того, работы, указанные в локальных сметных расчетах, не соответствуют работам, указанным в графиках планово-предупредительного ремонта.

Дефектные ведомости о наличии неисправностей были представлены только на следующее оборудование:

-фильтр инв. №1596,1595 (смета на сумму <...>. руб.) (л.д. 112),

-фильтр инв. № 79181,79182 (смета на сумму <...>. руб.) (л.д. 116),

-сети водопроводные наружные ХОВ № <...> (смета на сумму <...>. руб.) (л.д. 119),

-монтаж металлической емкости при приготовлении солевого раствора инв. № <...> (смета на сумму <...>. руб.) (л.д. 135),

-ремонт освещения дымовой трубы Н-120м (смета на сумму <...>. руб.) (л.д.138), т.е. на общую сумму <...> руб.

При таких обстоятельствах, РЭК О. области правомерно была включена в тариф сумма фактически выполненных ремонтных работ за 2013 год, подтвержденная представленными предприятием документами, с двумя дефляторами.

Поскольку в соответствии с Основами и Методическими указаниями регулирующие органы обязаны принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о необходимости включения в необходимую валовую выручку ОАО «Омскшина» заявленных сумм «общехозяйственных расходов», «общепроизводственных (цеховых) расходов», убытков за 2013 год и расходов на ремонт.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения ст. 13 Основ, в соответствии с которой исключение регулирующим органом всех выше поименованных расходов на стадии утверждения тарифов не лишает заявителя возможности их возмещения впоследствии, т.е. при документальном подтверждении экономического обоснования расходов в 2015 году ОАО «Омскшина» вправе претендовать на их включение в необходимую валовую выручку в последующих периодах регулирования.

Судом установлено, что расчет ставки на содержание тепловой мощности произведен РЭК О. области в соответствии с пунктом 111 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от <...> № 760-э.

Ставка за содержание тепловой мощности рассчитана по формуле 72 Методических указаний:

(тыс. руб./Гкал/ч в мес.), (72)

где:

- необходимая валовая выручка j-го источника тепловой энергии на производство тепловой энергии (мощности) в виде пара и воды на i-й расчетный период регулирования, <...> руб.;

- учтенная при распределении тепловых нагрузок на i-й расчетный период регулирования в схеме теплоснабжения установленная тепловая мощность j-го источника тепловой энергии в виде пара и воды (в отсутствие схемы теплоснабжения - определяемая в соответствии с главой III настоящих Методических указаний), 430,3 Гкал/ч;

М - количество месяцев в расчетном периоде регулирования, 12 мес.;

- коэффициент соотношения в i-й расчетный период регулирования учтенной при распределении тепловых нагрузок в схеме теплоснабжения установленной тепловой мощности j-го источника тепловой энергии (в отсутствие схемы теплоснабжения - определяемая в соответствии с главой III настоящих Методических указаний), и суммарной договорной (заявленной) тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, рассчитываемый по формуле:

, (72.1)

где:

- суммарная договорная (заявленная) тепловая нагрузка потребителей тепловой энергии в виде пара и воды (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности) на i-й расчетный период регулирования, относящаяся к j-му источнику тепловой энергии, Гкал/ч.

- 26.2 Гкал\ч- нагрузка, подключенная на сторонних потребителей,

- 96,9 Гкал\ч.- нагрузка, подключенная на собственное производство Коэффициент соотношения равен 430,3\(26,2 +96,9)=3,5

Правильность применения РЭК О. области названной формулы расчета тарифа тепловой энергии (мощности) заявителем не оспаривается, а составляющие формулу показатели судом не признаны неверными.

Доводы ОАО «Омскшина» о нарушении порядка и процедуры принятия нормативного правового акта судом проверены и не нашли своего подтверждения.

Вопрос об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Омскшина» на 2015 год рассмотрен на заседании правления РЭК О. области <...> при наличии необходимого кворума (л.д. 34).

Информация о проведении заседания правления РЭК О. области была размещена на сайте РЭК О. области, представитель ОАО «Омскшина» Варнавская Ю.А. принимала участие в заседании правления, имела возможность ознакомиться с проектом приказа, выступить, задать вопросы по результатам обсуждения (л.д. 34).

Существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущих его отмену, в ходе судебного заседания не установлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии О. области от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества «Омскшина» в части установления на 2015 год ставки за содержание тепловой мощности не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Омскшина» о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии О. области от <...>№ <...> «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Омскшина» в части установления на 2015 год ставки на содержание тепловой мощности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через О. областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ И.В. Цериградских