ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2015 от 29.05.2015 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3-17/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2015 года                                                                   город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Матвеевой А.В.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. № 06-23 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» (НП СРО «Симбирский дом») обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующими приказов Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. № 06-21
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», от 26 января 2015 г.
№ 06-23 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области»,
от 3 февраля 2015 г. № 06-37 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области».

Заявление мотивировало тем, что при расчете указанных нормативов потребления коммунальных услуг был применен расчетный метод. Однако, имелись основания для применения метода аналогов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. В целях установления нормативов с применением метода аналогов управляющие организации города Ульяновска предоставили в Министерство экономического развития Ульяновской области акты снятия показаний общедомовых приборов учета по многоквартирным домам. В частности, ООО «УК Альфаком» также были направлены соответствующие акты, в принятии которых Министерством было необоснованно отказано со ссылкой на допущенные при оформлении нарушения.

Применение расчетного метода, а не метода аналогов, привело к занижению нормативов потребления рассматриваемых коммунальных услуг, что нарушает права и законные интересы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов. Поскольку собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не приняли на общих собраниях решений о распределении между собой объема коммунальных услуг в размере превышения, управляющие организации понесут прямые убытки, оплачивая за свой счет ресурсоснабжающим организациям фактически потребленный ресурс.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат. В нарушение данного требования Министерство установило нормативы с календарной разбивкой, увеличивая их в период с 2015 года по 2017 год путем включения в расчетную формулу повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 3(1) Приложения № 1 к утвержденным указанным Постановлением Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Включение коэффициентов в расчет нельзя признать обоснованным, так как пп. «у(1)» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, предусмотрено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Определением Ульяновского областного суда от 6 мая 2015 г. требования НП СРО «Симбирский дом» о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. № 06-23
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области» выделены в отдельное производство.

В судебном заседании представители НП СРО «Симбирский дом» Ильина О.А., Николаев Г.А., Салихова Е.С. и Анисимова Л.И. заявление поддержали и дали аналогичные изложенным в нем пояснения. Дополнительно указали, что у Министерства экономического развития Ульяновской области отсутствовали основания для применения расчетного метода, поскольку оно не предприняло всех мер для сбора необходимых данных по показаниям общедомовых приборов учета. При установлении нормативов с учетом повышающего коэффициента уполномоченный орган должен был изначально определить базовые нормативы, и уже на их основе рассчитать повышенные нормативы по периодам их действия. Базовых нормативов оспариваемый приказ не устанавливает. Указаний на то, что таковые нормативы содержатся в приказе Минэкономики Ульяновской области от 17 августа 2012 г. № 06-266 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета населением на территории Ульяновской области», не имеется. В приложениях к приказам от 17 августа 2012 г. № 06-266 и от 26 января 2015 г. № 06-23 перечисляются разные категории жилых помещений, не совпадающие друг с другом. Кроме того, приказ от
17 августа 2012 г. № 06-266 действует до 31 декабря 2015 г., в то время как повышенные нормативы установлены вплоть до 2017 года. В оспариваемом приказе для отдельных упоминаемых в нем категорий жилых помещений нормативы не установлены, хотя соответствующие дома имеются, в частности на территории муниципального образования «город Ульяновск». При вычислении нормативов расчетным методом имеют место арифметические ошибки.

Представители Министерства экономического развития Ульяновской области Николихина Н.А. и Катрачева С.И. просили в удовлетворении заявления отказать. В письменных отзывах и в пояснениях в судебных заседаниях указали, что оспариваемый приказ принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, расчеты нормативов соответствуют утвержденной формуле. Принятие приказа было обусловлено исполнением федерального законодательства, в частности, введением Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг на индивидуальное потребление и общедомовые нужды при отсутствии приборов учёта и наличии технической возможности их установки. Приказом Минэкономики Ульяновской области от 17 августа 2012 г. № 06-266 на основании представленной муниципальными образованиями Ульяновской области информации по жилищному фонду и отдельных показателей независимой экспертной организации ООО «Экспертно-консалтинговый центр» были установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета населением на территории Ульяновской области, действующие до 31 декабря 2015 г. и являющиеся по отношению к оспариваемому приказу базовыми. При расчете повышенных нормативов потребления в формулах базового норматива (формулы 23, 25) использованы те же данные с применением к формулам повышающего коэффициента.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 приказа указанные нормативы потребления коммунальных услуг определены с применением расчетного метода.

Оспариваемый приказ был официально опубликован в газете «Ульяновская правда» 29 января 2015 г. (№ 10(23.651)).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П (с изменениями), пунктом 2.2.8 предусмотрено такое полномочие, как утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого приказа была соблюдена.

В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений (к которым относятся и дела об оспаривании нормативных правовых актов), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет законность оспариваемого акта или его части в полном объеме независимо от оснований, указанных в заявлении.

Рассматривая довод заявителя о несоответствии оспариваемого приказа требованиям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, суд исходит из следующего.

Пунктам 13, 19 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к этим Правилам.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от
17 августа 2012 г. № 06-266 с 1 сентября 2012 г. были введены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета населением на территории Ульяновской области (приложение № 1), действующие, согласно пункту 2 этого приказа, до 31 декабря 2015 г.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380
«О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в акты Правительства РФ по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг внесены изменения. В частности, приложение № 1 к Правилам № 306 дополнено пунктом 26(1), согласно которому при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях определяются соответственно по формулам 23 и 25 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1; с 1 июля 2015 г. по
31 декабря 2015 г. – 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. – 1,5; с 2017 года – 1,6.

Как следует из письменного отзыва и пояснений представителей Министерства экономического развития Ульяновской области, оспариваемый приказ № 06-23 от 26 января 2015 г. принят с целью приведения своих нормативных правовых актов об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил № 306.

Определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.

В этой связи, по смыслу действующей редакции Правил № 306, уполномоченным органом для каждого вида коммунальных услуг должны быть определены: нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (базовый норматив) и нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (повышенный норматив).

В тоже время приказ Министерства экономики Ульяновской области от
17 августа 2012 г. № 06-266 и приказ Министерства экономического развития Ульяновской области № 06-23 от 26 января 2015 г. не могут расцениваться как устанавливающие, соответственно, базовые и повышенные нормативы.

Согласно пункту 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам.

В упомянутых выше приказах категории жилых помещений, в отношении которых определены нормативы, не соотносятся (приказ № 06-266 – 17 категорий, приказ № 06-23 – 29 категорий), что по факту означает установление повышенных нормативов к отдельным категориям жилых помещений, не имеющих базовых нормативов. Кроме того, приказом от 17 августа 2012 г. № 06-266, в отличие от оспариваемого нормативного правового акта, категории многоквартирных домов дифференцированы в зависимости от этажности (до 5 этажей и свыше 5 этажей).

Оспариваемый приказ не содержит указаний о том, что устанавливаемые им нормативы являются повышенными по отношению к установленным приказом от 17 августа 2012 г. № 06-266. Срок действия последних истекает 31 декабря 2015 г., то есть не совпадает со сроком действия повышенных нормативов.

При этом при определении с 01 января 2016 г. новых базовых нормативов они будут явно не соответствовать повышенным, подлежащим применению с той же даты.

Доводы Министерства о том, что действие приказа от 17 августа 2012 г.
№ 06-266 может быть продлено, судом отклоняются, поскольку в редакции этого приказа на момент рассмотрения дела ограничение применения нормативов по времени предусмотрено.

В соответствии с пунктом 26 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) определяется по формуле 25:

,

где:

Nв – суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях, определяемый по формуле 22 (куб.м в месяц на 1 человека);

Nr – норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемый по формуле 23 (куб.м в месяц на 1 человека).

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) определяется по формуле 23 (пункт 24 Правил № 306 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа):

,

где:

Qi – расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру;

ni – количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, установленное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

tг – температура горячей воды в местах водоразбора (°C), принимаемая к расчету с учетом требований, установленных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации;

tni – температура потребляемой воды (°C), определяемая в соответствии с таблицей 5;

tx – средняя температура холодной воды в сети водопровода (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25;

10-3 – коэффициент перевода из литров в кубические метры.

Суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле 22 (пункт 23 Правил № 306):

,

где:

Qi – расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру, определяемый в соответствии с таблицей 5;

ni – количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, установленное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

10-3 – коэффициент перевода из литров в кубические метры.

На момент принятия Министерством экономического развития Ульяновской области оспариваемого приказа от 26 января 2015 г. № 06-23 при расчете нормативов подлежал применению показатель ni (количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца), устанавливаемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителей регионального министерства, определение нормативов расчетным методом производилось на основании данных о количестве процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение
1 календарного месяца, определенных в отчете
ООО «Экспертно-консалтинговый центр» от 2011 года.

Соответствующие действия не могут быть признаны допустимыми, поскольку внесенными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г.
№ 1380 в Правила № 306 изменениями установление количества процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца отнесено к компетенции вышепоименованного федерального органа государственной власти.

Тот факт, что установленный Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380 6-месячный срок для утверждения показателя ni, не истек, и этот показатель по состоянию на 26 января 2015 г. утвержден не был, не предоставлял уполномоченному органу права использовать иные значения показателя.

При таких обстоятельствах, с учетом совокупности выявленных противоречий приказа Министерства экономического развития Ульяновской области положениям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г № 306, суд считает поданное заявление подлежащим удовлетворению.

Довод представителей Министерства экономического развития Ульяновской области о том, что оспариваемый приказ не нарушает права заявителя, суд считает несостоятельным.

Оспариваемые нормативы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу. Эту плату потребители обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, подсчитанном в установленном законом порядке, а не произвольно.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый приказ до вынесения решения применялся, и на основании этого приказа были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства экономического развития Ульяновской области в пользу некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» следует взыскать уплаченную при подаче заявления в суд государственную пошлину 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» удовлетворить.

Признать приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. № 06-23 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области» недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства экономического развития Ульяновской области в пользу некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                              Нефёдов О.Н.