ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а – 45/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саранск Республика Мордовия 6 июня 2022 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1,
при секретарях А.С. Солдатовой, С.В. Ермаковой,
с участием в деле:
административного истца – общества с ограниченной ответственностью
«Системы жизнеобеспечения РМ» (далее также – ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», Общество), его представителей ФИО2, И.С. Мурзо,
административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия, Регулятор, тарифный орган), его представителей ФИО3, ФИО4,
заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России),
заинтересованного лица – акционерного общества «Мордовская электросетевая компания» (далее также – АО «Мордовская электросеть»), его представителей ФИО5, ФИО6,
заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» (далее также – ООО «Мордовская сетевая компания»), его представителя ФИО7,
заинтересованного лица – публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее также – ПАО «Россети Волга»),
заинтересованного лица – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее также – ОАО «РЖД»),
старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» о признании недействующим со дня принятия подпункта 6 таблицы 1 приложения 1, подпункта 5 приложения 4, подпунктов 19, 27, 28 приложения 5 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5),
у с т а н о в и л:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 30 декабря 2021 г. принят приказ № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (далее также – Приказ от 30 декабря 2021 г. № 284), устанавливающий единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия согласно приложению № 1, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей согласно приложению № 2, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций согласно приложению № 3, необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь) согласно приложению № 4, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия согласно приложению № 5.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (далее также – Приказ от 1 февраля 2022 г. № 5) внесены изменения в Приказ от 30 декабря 2021 г. № 284.
Данными приказами осуществлено тарифное регулирование в отношении ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», а именно:
подпунктом 6 таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2022 год» приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2022 г.» установлен НВВ без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия в размере 93 889,45 тысяч рублей; учтённые расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение в размере 7625,93 тысячи рублей; величина потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям, учтённая при формировании регулируемых цен (тарифов) 13,21 миллиона кВт.ч.;
подпунктом 5 приложения № 4 данного приказа в отношении административного истца установлены величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учёта оплаты потерь на 2020 г. в размере – 96 965,51 тысяча рублей; на 2021 г. – 94 529,91 тысячи рублей; на 2022 г. в размере – 93 889,45 тысячи рублей; на 2023 г. в размере – 107 477,66 тысяч рублей; на 2024 г. в размере – 111 501,20 тысяч рублей;
подпунктами 19, 27, 28 приложения № 5 данного приказа установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия: ООО «Мордовская сетевая компания», филиал ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго», филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго Куйбышевская дирекция по энергообеспечению.
ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением с уточнением о признании недействующим в вышеуказанных частях со дня принятия Приказ от 30 декабря 2021 г. № 284 (в редакции Приказа от 1 февраля 2022 г. № 5), как не соответствующих требованиям:
– статьи 21, части первой статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 – ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон № 35 – ФЗ);
– пунктам 7, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее также – Основы ценообразования);
– пункту 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее также – Правила государственного регулирования цен);
– пункту 9 Методических указаний по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98 – э (далее также – Методические указания № 98 – э).
В обоснование требований, с учётом уточнений, административный истец, не оспаривая расчёт экономически обоснованного тарифа, указал на то, что исключение из необходимой валовой выручки ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» на 2022 г. <данные изъяты> тысяч рублей в целях сглаживания тарифа на услуги по передаче электрической энергии со ссылкой в экспертном заключении на «корректировку в связи с ограничением предельного уровня тарифа» не соответствует действующему законодательству, поскольку данное обстоятельство не является основанием исключения обоснованных и признаваемых регулятором расходов из НВВ регулируемой организации. Оспариваемый приказ нарушает принципы экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики, занижает размер НВВ, что влияет на финансовый результат Общества и обеспечение бесперебойного, качественного, надежного электроснабжения потребителей, своевременность и полноту проведения ремонтных работ.
Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал возражения на административный иск с уточнением, в которых просит отказать в удовлетворении административного иска. Указал на то, что экономически обоснованная величина необходимой валовой выручки, определенная экспертами, ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» не оспаривается. В связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России, а также в целях избежание дискриминации в отношении иных организаций было принято решение перераспределить часть НВВ территориальных сетевых организаций между периодами регулирования. Обращает внимание на то, что суммы, неучтенные в 2022 г., зафиксированные в экспертных заключениях, будут компенсированы в последующие периоды регулирования.
В возражениях на административное исковое заявление ОАО «РЖД» просило оставить решение на усмотрение суда.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» ФИО2 и И.С. Мурзо административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия ФИО3 и ФИО4 относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в возражениях и в дополнениях к ним.
Представитель заинтересованного лица ООО «Мордовская сетевая компания» ФИО7 просила административные исковые требования административного истца удовлетворить.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитова дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого нормативного правового акта в полном объёме, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью восьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 35 – ФЗ, Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования, Приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее также – Регламент), а также Методическими указаниями № 98 – э.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35 – ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» создано 15 июля 2011 г., основной вид деятельности – передача электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям. Согласно Уставу ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» является непубличной коммерческой корпоративной организацией, целью деятельности является достижение максимальной экономической эффективности и прибыльности, наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в производимой Обществом продукции, выполняемых работ и услугах. Место нахождение юридического лица: Республика Мордовия, г. Саранск.
ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» является субъектом регулирования оспариваемого нормативного правового акта, поскольку является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, тарифы для которой устанавливаются РСТ Республики Мордовия.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Тарифы для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования.
Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212 – УГ и постановлению Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» (далее также – постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642, Положение о РСТ) Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия (пункт 1). Установление сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии отнесено к её полномочиям (подпункт 2 пункта 9).
Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что период регулирования – не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.
Срок действия утверждённых цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
30 апреля 2021 г. ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.
По результатам рассмотрения указанного заявления и обосновывающих материалов составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям административного истца на 2022 г. – третий год долгосрочного периода регулирования 2020 – 2024 годы (далее – экспертное заключение).
Приказ от 30 декабря 2021 г. № 284 принят на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 62, на котором присутствовало более половины её членов, уполномоченных рассматривать данный вопрос, что соответствует положениям постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642.
Приказом РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 внесены изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284, создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.
Внесение изменений ввиду технической описки требованиям действующего законодательства не противоречит, после её устранения оспариваемый нормативный правовой акт по своему содержанию соответствует принятому 30 декабря 2021 г. решению РСТ Республики Мордовия, отраженному в протоколе заседания РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 62.
Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.
В соответствии с пунктом 21 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия в случае отсутствия начальника Республиканской службы по тарифам его обязанности исполняет первый заместитель начальника Республиканской службы, а в его отсутствие – заместитель начальника Республиканской службы.
Оспариваемый приказ от 30 декабря 2021 г. № 284 подписан первым заместителем начальника РСТ Республики Мордовия, в нём содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.
Полномочия заместителя на подписание указанного приказа подтверждены электронным листком нетрудоспособности № 910096414575, начальника РСТ Республики Мордовия ФИО8 в период с 27 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г.
Приказ от 1 февраля 2022 г. № 5 также подписан первым заместителем начальника РСТ Республики Мордовия, в нём также содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан. Начальник РСТ Республики Мордовия в период с 25 января 2022 г. по 4 февраля 2022 г. находился на больничном, в связи с чем, его обязанности исполнял первый заместитель.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа, судом не установлено.
Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.
В соответствии со статьёй 14 указанного Закона правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия являются приказы их руководителей, а в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Республики Мордовия, также приказы заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также указами Главы Республики Мордовия и постановлениями Правительства Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия.
Согласно пункту 28 Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, утверждённых Указом Главы Республики Мордовия от 6 мая 2003 г. № 66 – УГ, нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Республики Мордовия в день их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.
Нормативные правовые акты направляются для официального опубликования руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа государственной власти в порядке, предусмотренном Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» (пункт 27).
Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.
Приказ от 30 декабря 2021 г. № 284 был официально опубликован 30 декабря 2021 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202112300004). Данный документ вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, начало действия редакции – 10 января 2022 г.
Приказ от 1 февраля 2022 г. № 5 официально опубликован 4 февраля 2022 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202202040003). Данный документ вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятые акты, была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.
Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчёта тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1–го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально – экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчёта тарифов, от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Регулирование тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2022 год для ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» осуществлялось с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктом 5 Методических указаний № 98 – э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Согласно пункту 9 Методических указаний № 98 – э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учётом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчёта тарифов, а также с учетом: величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных, в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования.
ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», оспаривая нормативный правовой акт, указало на неправомерное исключение из необходимой валовой выручки общества на 2022 г. <данные изъяты> тысяч рублей в целях сглаживания тарифа на услуги по передаче электрической энергии со ссылкой в экспертном заключении на «корректировку в связи с ограничением предельного уровня тарифа», поскольку данное обстоятельство не является основанием исключения обоснованных и признаваемых регулятором расходов из НВВ регулируемой организации.
Анализируя доводы административного истца и административного ответчика суд приходит к следующему.
Рассмотрев тарифное дело № 12 – э, открытое на основании заявления и обосновывающих материалов Общества, необходимая валовая выручка ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» определена тарифным органом в размере <данные изъяты> тысяч рублей. Указанная сумма административным истцом не оспаривается.
Из пункта 6 раздела «определение величины компенсаций и корректировок, учитываемых в составе необходимой валовой выручки ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» на 2022 г.» экспертного заключения следует, что в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21 РСТ Республики Мордовия в целях сглаживания роста тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г. эксперты предложили исключить из НВВ ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» сумму в размере <данные изъяты> тысяч рублей. Вместе с тем, указанная величина будет учтена в последующих периодах регулирования. Таким образом, необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей для ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» в 2022 г. утверждена в размере 93 889,45 тысяч рублей. Темп роста к утверждённой НВВ на 2021 г. – 99,32%.
Указанные доводы также отражены в протоколе заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 62.
В судебном заседании установлено, что сумма в размере <данные изъяты> тысяч рублей, была исключена Регулятором из необходимой валовой выручки на основании пункта 7 Основ ценообразования с целью исполнение Приказа ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год», в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны устанавливать цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) в пределах предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов).
Действительно, согласно абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования учёт экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе, относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более пяти лет. В этом случае распределение учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, осуществляется при расчёте необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учётом параметров прогноза социально – экономического развития Российской Федерации.
В то же время, действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, НВВ которых с учётом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной НВВ территориальных сетевых организаций, учтённой при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, из буквального содержания приведённых норм следует, что право на последующее возмещение не учтённых экономически обоснованных расходов в тот период регулирования, в котором понесены такие расходы, не является безусловным.
Такое право поставлено в зависимость от доли НВВ соответствующей регулируемой организации за три последних периода в суммарной НВВ территориальных сетевых организаций, учтённой при установлении единых (котловых) тарифов, при условии дальнейшего осуществления регулируемых видов деятельности в следующем периоде регулирования.
Как следует из материалов дела необходимая валовая выручка ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» по передаче электрической энергии с учётом расходов на оплату потерь составила <данные изъяты> тысячи рублей, что составляет 3 процента от суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Республики Мордовия и, соответственно, необходимая валовая выручка, определённая для ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» не подлежала снижению в целях сглаживания роста тарифов.
Кроме того, проверяя правомерность перераспределения затрат в размере <данные изъяты> тысяч рублей, суд не находит оснований согласиться с позицией административного ответчика, в том числе, по следующим основаниям.
Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 (1) Основ на долгосрочный период или очередной год.
Возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, превышающие предельные максимальные уровни тарифов, не предусмотрена. В то же время, законодательством предусмотрен порядок установления цен (тарифов) вне рамок предельных уровней тарифов по согласованию с ФАС России.
Несмотря на перечисленные законоположения и фактические обстоятельства, доводы административного ответчика в указанной части не свидетельствуют о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определённый Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац второй пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 8 ноября 2019 г. № 1483/19 утверждён порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее – Порядок согласования).
Следовательно, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с указанным Порядком согласования.
Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, последний в ФАС России за согласованием решения об установлении тарифов для ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» выше предельных максимальных уровней, не обращался.
Таким образом, тарифным органом не исполнена обязанность по согласованию решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с приведенным выше Порядком согласования.
Несмотря на отсутствие ссылок на приведённое обстоятельство в административном иске и уточнениях к нему, суд исходит из положений пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу которых, суд при проверке законности оспариваемых положений нормативного правового акта не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске.
Доводы административного ответчика о том, что у него отсутствовала возможность согласовать превышение предельных тарифов, поскольку Приказ ФАС России № 1429/21 принят 16 декабря 2021 г., а сводный прогнозный баланс принят 23 ноября 2021 г., подлежат отклонению.
Приказом ФАС России от 23 ноября 2021 г. № 1299/21 – ДСП утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2022 г.
Из пункта 8 Порядка согласования следует, что документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.
В соответствии с абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.
Кроме того, начиная с ноября 2021 г. до опубликования Приказа ФАС России № 1429/21 от 16 декабря 2021 г., как следует из пояснения административного ответчика, данных в ходе судебного заседания, в тарифный орган поступали проекты решений об утверждении максимальных и минимальных уровней тарифа.
Изложенные обстоятельства подтверждают, что с целью соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, имевшиеся в распоряжении РСТ Республики Мордовия, являющегося профессиональным участником отношений в сфере тарифного регулирования, документы и сведения позволяли органу регулирования обратиться за согласованием превышения предельных уровней тарифов в установленный Порядком согласования двадцатидневный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений.
Доказательств обратного суду не представлено, в том числе, наличия прогнозных решений об установлении предельных уровней тарифов в размере значений, соответствующих предложениям, направленным РСТ Республики Мордовия в ФАС России по результатам анализа документации, поступившей от сетевых организаций для тарифного регулирования на 2022 г., то есть позволяющих установить НВВ организации без применения спорной корректировки на тарифные ограничения.
Кроме того, на официальном сайте ФАС России (fas.gov.ru) в публичном доступе размещены приказы ФАС России, изданные 29, 30 декабря 2020 г., о согласовании решений органов регулирования ряда других субъектов Российской Федерации об установлении единых (котловых) тарифов на уровне ниже (выше) минимальных (максимальных) пределов, на основании заявлений поданных в декабре 2020 г. (в том числе в последних числах декабря 2020 г.).
С учётом указанных обстоятельств, доводы административного ответчика об отсутствии возможности обратиться в ФАС России за согласованием решения об установлении тарифов на уровне выше максимального уровня тарифов по причине опубликования приказа ФАС России 16 декабря 2021 г., не может быть принят во внимание.
Кроме того, в нарушение требований пункта 23, 26 Правил государственного регулирования экспертное заключение и протокол не содержат расчёт суммы сглаживания, методологию и механизм её определения административным ответчиком, а также период регулирования, в котором сумма в размере <данные изъяты> тысяч рублей будет учтена.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 г.), признание его недействующим с иной, чем день принятия, даты не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов), в том числе, органов местного самоуправления, государственная пошлина для организаций составляет 4500 рублей.
Как следует из платежного поручения № 311 от 15 февраля 2022 г. при подаче настоящего административного искового заявления представителем ООО «Система жизнеобеспечения РМ» уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Учитывая изложенное, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 рублей.
В силу статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При таких обстоятельствах на основании статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату административному истцу как излишне уплаченная.
В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
р е ш и л:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» удовлетворить полностью.
Признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5) не действующим со дня его принятия в части:
– НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтённой при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия, указанной в подпункте 6 таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2022 г.» приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2022 г.»;
– НВВ сетевых организаций без учёта оплаты потерь на 2022 г., указанной в подпункте 5 приложения № 4 «Необходимая валовая выручка организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь)»;
– подпунктов 19, 27, 28 приложения № 5 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» из бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченной по платёжному поручению № 311 от 15 февраля 2022 г.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1
Мотивированное решение суда составлено 14 июня 2022 г.