ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-17/2022 от 17.06.2022 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Дело № 3а-8/2022

УИД 830S0000-01-2022-000019-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нарьян-Мар 17 июня 2022 года

Суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при помощнике судьи в качестве секретаря судебного заседания

Костромине И.Д.,

с участием административного истца Молчанова А.В. и его представителя Канева Е.В.,

представителя административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа Ковальчука В.А.,

помощника прокурора Ненецкого автономного округа Воронина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Молчанова Антона Валерьевича об оспаривании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 г. № 428-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории» и от 27 октября 2020 г. № 430-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории», взыскании судебных расходов, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

установил:

Распоряжением Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 г. № 428-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории» (далее по тексту – Распоряжение № 428-р, оспариваемый нормативный правовой акт, оспариваемое распоряжение) постановлено: утвердить изменения в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от 30 декабря 2016 г. № 658-р, в границах планировочного квартала № 110 согласно Приложению (пункт 1); сектору градостроительной деятельности в установленном порядке опубликовать информацию о документации, указанной в п. 1 настоящего распоряжения на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» (пункт 2); контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления строительства Департамента Фомина М.Н. (пункт 3); настоящее распоряжение вступает в силу со дня его опубликования (пункт 4).

Данным распоряжением утверждены изменения в проект межевания путем образования земельного участка с условным номером 110/ЗУ1 (для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 083,37 кв.м., расположенный в г. Нарьян-Маре, в районе старого аэропорта) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель кадастрового квартала с кадастровым номером находящихся в государственной или муниципальной собственности. Состоящие на кадастровом учете остальные земельные участки с установленными границами остаются без изменения.

Распоряжением Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 г. № 430-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории» (далее по тексту – Распоряжение № 430-р, оспариваемый нормативный правовой акт, оспариваемое распоряжение) постановлено: утвердить изменения в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от 30 декабря 2016 г. № 658-р, в границах планировочного квартала № 110 согласно Приложению (пункт 1); сектору градостроительной деятельности в установленном порядке опубликовать информацию о документации, указанной в п. 1 настоящего распоряжения на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» (пункт 2); контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления строительства Департамента Фомина М.Н. (пункт 3); настоящее распоряжение вступает в силу со дня его опубликования (пункт 4).

Данным распоряжением утверждены изменения в проект межевания путем образования земельного участка с условным номером 110/ЗУ1 (для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 264,69 кв.м., расположенный в г. Нарьян-Маре, в районе старого аэропорта) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель кадастрового квартала с кадастровым номером и кадастрового квартала с кадастровым номером , находящихся в государственной или муниципальной собственности. Состоящие на кадастровом учете остальные земельные участки с установленными границами остаются без изменения.

Оспариваемые распоряжения официально опубликованы в сети «Интернет» на сайте Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа 28 октября 2020 года.

Молчанов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Распоряжения № 428-р и Распоряжения № 430-р.

Требования административный истец мотивировал тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером под строительство индивидуальной бани, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, в районе старого аэропорта.

Указывает на то, что оспариваемыми распоряжениями образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами , которые перекрыли проезд к его земельному участку, что нарушает его права и законные интересы. Кроме того, в границах вновь образованных указанных выше земельных участках проходит воздушная линия электропередачи и подземный газопровод.

Ссылаясь на положения ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право физических лиц оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории, административный истец полагает, что оспариваемые распоряжения вынесены в нарушение ч.ч. 5, 5.2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в ненадлежащей форме в виде распоряжения, поскольку в соответствии со ст. 8 закона Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2006 г. № 673-ОЗ «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа», а также п. 5 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2014 г. № 474-п, Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязан был принять (издать) оспариваемые нормативно правовые акты в форме приказов.

Кроме того, административный истец полагает, что в нарушение ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемые распоряжения официально не опубликованы.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО7 - собственник земельного участка с кадастровым номером , и ФИО8 - собственник земельного участка с кадастровым номером

Административный истец Молчанов А.В. и его представитель Канев Е.В. в судебном заседании требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему. Административный истец дополнил, что если проект межевания территории утверждался в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от 30 декабря 2016 г. № 658-р и по нему проводились публичные слушания, то при внесении изменений в данный проект межевания территории необходимо проводить публичные слушания.

Из возражений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта на административный иск, а также из объяснений его представителя ФИО4 следует, что оспариваемые распоряжения приняты в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности и не противоречат им. Оспариваемые распоряжения размещены в сети «Интернет» на сайте Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта . Полагали, что ненадлежащая форма (вид) нормативных правовых актов, не имеющих иных противоречий с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не может повлечь признание их недействующими.

Заинтересованное лицо ФИО8, не имеющий высшего юридического образования, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял, представителя, отвечающего требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ, в судебное заседание не направил.

Заинтересованное лицо ФИО7 о слушании дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявляла.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Ненецкого автономного округа Воронина Е.В., полагавшего оставить заявленные требования административного истца без удовлетворения, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ),

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми распоряжениями, и он полагает, что этими актами нарушаются его права, суд приходит к выводу о том, что административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно п.п. «в» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется в частности для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

В силу ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2-4.2 и 5.2 ст. 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное в ч. 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В силу ч.ч. 4 и 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 43 и ч. 22 ст. 45 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в ч. 4 ст. настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар» полномочиями по утверждению документации по планировке территории в силу положений п. 11 ст. 5 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа», п.п. 4 п. 23 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2014 г. № 474-п, обладает Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент).

Вступившим в законную силу 7 июля 2021 года решением суда Ненецкого автономного округа от 29 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Молчанова А.В. об оспаривании распоряжения Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. № 658-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», установлено, что 14 октября 2016 года Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа во исполнение предоставленных ему полномочий проведены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (извещение и материалы проекта размещены в сети Интернет на официальном сайте Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа и в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа «Няръяна вындер» от 24 сентября 2016 г.).

17 октября 2016 года составлено заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

По результатам публичных слушаний и заключения по ним Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено Распоряжение от 30 декабря 2016 г. № 658-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», которым утверждена документация по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в том числе проект планировки территории и проект межевания территории в его составе (пункт 1).

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 512 кв.м. под строительство индивидуальной бани, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, , в районе старого аэропорта, дата присвоения кадастрового номера 4 августа 2011 года, дата государственной регистрации права - 5 февраля 2020 года.

ФИО7 до 11 декабря 2020 года являлась правообладателем земельного участка с кадастровым номером , а с указанной даты она является собственником земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства (площадью 1266 кв.м.), который образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ФИО8 до ДД.ММ.ГГГГ являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером , а с указанной даты является собственником земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства (площадью 1083 кв.м.), который образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образованные земельные участки ФИО12. являются смежными (граничат между собой).

Образованные земельные участки ФИО13. по отношению к участку административного истца являются соседними и не граничат с земельным участком административного истца.

3 сентября 2020 года ФИО14. в лице своего представителя обратилась в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект межевания территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в границах планировочного квартала № 110 с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего ей на праве собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Прохождение границ образуемого земельного участка обусловлено сложившейся архитектурной застройкой в границе кадастрового квартала и действующей документацией по планировке территории, а также исключения из проектируемого земельного участка с условным номером 110:02 пересечения и наложения его с земельными участками с кадастровыми номерами

На основании данного заявления Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено распоряжение от 24 сентября 2020 г. № 351-р «О подготовке документации по планировке территории».

ДД.ММ.ГГГГФИО8 в лице своего представителя обратился в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект межевания территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в границах планировочного квартала № 110 с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего ему на праве собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Прохождение границ образуемого земельного участка обусловлено сложившейся архитектурной застройкой в границе кадастрового квартала и действующей документацией по планировке территории, а также исключения из проектируемого земельного участка с условным номером 110:01 пересечения и наложения его с земельными участками с кадастровыми номерами

На основании данного заявления Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено распоряжение Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 24 сентября 2020 г. № 353-р «О подготовке документации по планировке территории».

На основании заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено оспариваемое Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории».

На основании заявления ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории».

Административный истец полагая, что Распоряжение № 428-р и Распоряжение № 430-р нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным иском.

Анализируя вышеприведенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и региональное законодательство суд приходит к выводу о том, что оспариваемые распоряжения (Распоряжение № 428-р и Распоряжение № 430-р) являются нормативными правовыми актами, обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в пределах предоставленных законодателем полномочий с соблюдением порядка принятия и введения их в действие в соответствии с ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 71 приказа Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2017 г. № 56 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Принятие решения об утверждении документации по планировке территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа».

Оспариваемые распоряжения о внесении изменений в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от 30 декабря 2016 г. № 658-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования « «», приняты на основании заявлений ФИО7 и ФИО8 и обусловлены архитектурной застройкой в границах кадастрового квартала, соответствуют нормам федерального законодательства. Содержание оспариваемых нормативных правовых актов соответствует другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

При подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в части проекта межевания в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания Департаментом обоснованно не проводились в силу ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в границах элемента или элементов планировочной структуры не устанавливались, не отменялись, не изменялись красные линии в связи с образованием земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также не устанавливались и не изменялись красные линии, влекущие за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. № 288, ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно.

Сопоставляя выписки из проекта межевания территории, суд приходит к выводу, что границы образованных оспариваемыми распоряжениями земельных участков с кадастровыми номерами 83 и границы земельного участка административного истца с кадастровым номером , а также границы земельного участка с кадастровым номером не пересекаются и не налагаются друг на друга. К земельному участку административного истца со стороны земельного участка с кадастровым номером имеется проезд шириной не менее 5,7 метра, что не исключается подъезд к земельному участку административного истца с этой стороны. С противоположной стороны земельного участка административного истца (со стороны Качгортинской курьи) соседних земельных участков не имеется и к нему возможен проезд.

Наличие у земельных участков с кадастровыми номерами вертикальной планировки, обеспечивающей им не подтопление при весенних паводках, вследствие чего земельный участок административного истца по горизонтальному уровню находится намного ниже земельных участков с кадастровыми номерами , и проезд к земельному участку административного истца со стороны земельного участка с кадастровым номером из-за этого затруднен, не влечет признание оспариваемых распоряжений недействующими.

Нахождение на земельных участках с кадастровыми номерами воздушной линии электропередачи и подземного газопровода не нарушает прав и законных интересов административного истца, что административным истцом и его представителем в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, образованные земельные участки с кадастровыми номерами прав и законных интересов административного истца не нарушают.

При этом, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не соблюдены требования законодательства к форме (виду) нормативного правового акта.

Положения федерального законодательства не устанавливают требования к форме (виду) нормативного правового акта, выносимого при утверждении документации по планировке территории.

Вместе с тем, данный вопрос урегулирован органами государственной власти Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст. 8 закона Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2006 г. № 673-ОЗ «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа», иные исполнительные органы государственной власти округа, Счетная палата округа принимают (издают) приказы по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральным законодательством и законами округа.

Согласно п. 5 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2014 г. № 474-п, Департамент в пределах своей компетенции принимает индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, - нормативные правовые акты в форме приказов.

Таким образом, Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязан был принять (издать) оспариваемые нормативные правовые акты в форме приказа, а не в форме распоряжения.

Вместе с тем, нарушение требований к форме (виду) оспариваемого нормативного правового акта вследствие его оформления распоряжением не влечет признание его недействующим.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нарушение требований к форме нормативного правового акта, порядку его опубликования или регистрации не является основанием для отказа в принятии к производству заявления об оспаривании нормативного правового акта, поскольку такой акт может применяться и нарушать права, свободы, законные интересы граждан, организаций (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Из п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ следует, что требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, наименование нормативного правового акта (за исключением акта, принятого в форме закона) не является определяющим фактором при решении вопроса о соответствии его законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты, принятые в форме распоряжения, а не в форме приказа, не противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых распоряжений противоречащими действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что административному истцу отказано в удовлетворении административного иска, следовательно, в удовлетворении требований административного истца о взыскании судебных расходов следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Молчанова Антона Валерьевича об оспаривании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 г. № 428-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории» и от 27 октября 2020 г. № 430-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории», взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рожин Н.Н.

Мотивированное решение в окончательной форме принято 20 июня 2021 года.