ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-180/2015 от 20.07.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-180/2015

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2015г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 15 июля 2015 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Симоненко Н.М.,

с участием прокурора Кузьмина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколова В.А. о признании недействующим пункт 403993 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области»,

установил:

Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области согласно приложению, постановлено применять данные результаты в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2012г.

Постановление опубликовано в газете "Документ-Регион", N 78 (тома 1-7), 28.09.2011.

Пунктом 403993 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030513:4 общей площадью 579 кв. метра, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого помещения, в размере <данные изъяты> рублей, что соответствует 7 группе видов разрешенного использования земельных участков.

Соколов В.А. обратился с заявлением о признании недействующим пункта 403993 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области», которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030513:4 в размере <данные изъяты> рублей, а также просил обязать Правительство Ярославской области внести изменение в пункт 403993 Приложения к постановлению, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка применительно к 5-й группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов.

В обоснование заявления Соколов В.А. указал, что является арендатором указанного земельного участка, на котором расположено нежилое помещение, используемое в качестве мастерской по изготовлению памятников.

Согласно договору аренды, заключенному заявителем с Управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля в лице МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля», действующего от имени города Ярославля, расчет арендной платы производится с учетом, кроме прочего, размера кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель, полагает, что отнесение земельного участка к иной группе, чем 5, не соответствует земельному законодательству, принятым нормативно правовым актам, нарушает права и законные интересы его в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанности по уплате арендных платежей в завышенных размерах, чем создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, то есть является незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Бузаджи М.Н. требования заявления и основания, по которым оно заявлено, поддержала. Дополнительно пояснила, что расположенное на земельном участке здание относится к помещению бытового обслуживания. Здание используется как мастерская, а также принимаются заказы от населения по изготовлению предметов ритуальных услуг.

Представители Правительства Ярославской области Трыкова Ю.А. и Россеева О.С. в удовлетворении заявления возражали, пояснив, что Правительством Ярославской области в соответствии с его компетенцией, установленной ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», принято постановление от 20 сентября 2011 года № 702-п, утвердившее результаты кадастровой оценки земель.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 и Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39, которым утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, при проведении государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов были соблюдены.

Земельный участок с кадастровым номером 76:23:030513:4 был правильно отнесен к 7 категории видов разрешенного использования исходя из указанного разрешенного использования. Такой вид разрешенного использования как – для эксплуатации нежилого здания – не противоречит виду разрешенного использования: земельный участок для размещения административных и офисных зданий, отнесенный к 7 группе.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков № 3, составленный специалистом Росреестра признан соответствующим Методическим указаниям в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области были утверждены уполномоченным органом - Правительством Ярославской области, в порядке и с соблюдением процедуры, установленной действующими на момент утверждения нормативно-правовыми актами.

Так же Правительство Ярославской области указало, что требования Соколова В.А. о внесении изменений в пункт 403993 постановления № 702-п нарушает принцип разделения властей.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление оставить без удовлетворения, суд считает, что заявленные в настоящем гражданском деле требования подлежат отклонению.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В период проведения и утверждения результатов оспариваемой государственной кадастровой оценки земель поселений действовал порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, установленный Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 реорганизовано с 1 марта 2009 года в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии). Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Ярославской области выступал департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области, исполнителем - Ярославский филиал ФГУП «ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктами 9.8 - 9.12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215, проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов, правильности полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель. Проверка отчета производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 9.9 Административного регламента установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ территориальным управлением Роснедвижимости в виде проекта акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.

Письмом Управления Росреестра по Ярославской области (правопреемник Роснедвижимости) от 09.08.2011 № 10-13/6590 в адрес департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области был направлен акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 3, составленный специалистами Росреестра, согласно которому отчет был признан соответствующим Методическим указаниям, и проект соответствующего нормативно-правового акта для утверждения.

Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области были утверждены уполномоченным органом - Правительством Ярославской области, в порядке и с соблюдением процедуры, установленной действующими на момент утверждения нормативно-правовыми актами, что не оспаривается заявителем по делу.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил). Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Пунктом 1.2. Методических указаний установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 1.2.5, категория 5);

- земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (подпункт 1.2.7, категория 7).

Как следует из представленных доказательств, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:23:030513:4 был поставлен на кадастровый учет 28.10.2002г. с целевым назначением - для эксплуатации нежилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 3.07.2015г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Соколова В.А. на указанном земельном участке находится нежилое здание.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

По смыслу приведенной нормы она устанавливает общие критерии, позволяющие изменить именно фактическое использование земельного участка, которое впоследствии должно быть отражено в кадастре недвижимости.

Статья 16 Федерального Закона от 24.07.2007 №221 –ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Таким образом, приведенная норма имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.

Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации), которые являлись практическим руководством по реализации Методических указаний. Технические рекомендации содержали таблицу № 1 "Типовой перечень видов разрешенного использования".

Анализируя Таблицы №1 "Типовой перечень видов разрешенного использования", а также сведения о земельном участке, имеющиеся в ГКН, суд считает, что земельный участок с кадастровым номером 76:23:030513:4 мог быть отнесен к 7 группе видов разрешенного использования. Суд не усматривает противоречий между видами разрешенного использования 7 группы и тем, который установлен для земельного участка с кадастровым номером 76:23:030513:4 - для эксплуатации нежилого здания.

Представленные заявителем документы (о назначении нежилого здания) не опровергают данный вывод, поскольку изменения в сведения в ГКН о земельном участке в части вида разрешенного использования правообладателем не вносились. Такой вид разрешенного использования как – для эксплуатации нежилого здания - не исключает использование здания под офис. В подтверждении этого указывают данные технического паспорта нежилого здания, из которого следует, что в нем имеются помещения с назначением: зал для приема заказов, кабинеты.

Ссылка заявителя на фактическое землепользование земельного участка с кадастровым номером 76:23:030513:4 (здание бытового обслуживания) не может быть принята, т.к. в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов данные обстоятельства при определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются.

Пункт 403993 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030513:4 в размере <данные изъяты> рублей, что соответствует 7 группе видов разрешенного использования земельных участков.

По изложенным мотивам оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия не нарушена.

Отсюда, имеются правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Соколова В.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Соколова В.А. о признании недействующим пункт 403993 раздела I Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Нуждин