ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-181/12 от 19.12.2012 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2012 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Лапшиной О.С.,

с участием прокурора Тришиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3 – 181/12 по заявлению ФИО1 о признании состава Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области неправомочным и об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области

у с т а н о в и л:

  житель Наро-Фоминского района Московской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 29 июня 2012 года № 562/40 «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» и об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области (л.д. 4-9).

Определением судьи Московского областного суда заявление ФИО1 в части требования о признании недействительным решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 29 июня 2012 года № 562/40 «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» возвращено в связи с его неподсудностью данному суду (л.д.12).

Уточнив требования и основания заявления, ФИО1 просит суд признать неправомочным состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, определенный в решении данного Совета № 562/40 от 29 июня 2012 года «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» и определить порядок назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, а именно: определить избирательную комиссию, которая должна назначить выборы депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; возложить обязанность на Избирательную комиссию Московской области сформировать муниципальную избирательную комиссию Наро-Фоминского муниципального района для проведения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района; определить лицо (орган местного самоуправления), на которое возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района (л.д.33-38).

В обоснование своих требований заявитель указывает, что решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области № 561/40 от 29 июня 2012 года были прекращены полномочия более одной трети (15 из 43) депутатов данного Совета, делегированных в данный орган от поселений, чьи территории не входят в настоящее время в границы территории района.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от той же даты № 562/40 оставшаяся часть депутатов была провозглашена новым составом Совета.

Заявитель полагает, что поскольку полномочия с себя сложили более 1/3 депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского района, то в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет остался в неправомочном составе.

Кроме того, утверждает ФИО1, произошло преобразование района, что также влечет неправомочность состава Совета депутатов и необходимость формирования его нового состава.

Также, по мнению заявителя, новый состав Совета неправомочен, поскольку не мог быть сформирован на основании решений от 2009 года Советов депутатов поселений, входящих в состав района, предусматривающих принцип делегирования представителей в состав представительного органа муниципального района, так как данные решения были приняты относительно прежней территории района.

Заявитель также полагает, что новый состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области должен быть сформирован на муниципальных выборах, а не посредством делегирования представителей органов местного самоуправления поселений, поскольку в 2009 году переход к данному способу формирования состава Совета был осуществлен без учета мнения населения, что противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 18 мая 2011 года № 9-П.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования о признании состава Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области неправомочным и об определении порядка назначения выборов депутатов данного Совета.

Представитель Избирательной комиссии Московской области – ФИО2, а также представитель Совета депутатов и главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области – ФИО3 возражали против удовлетворения требований заявителя ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для признания состава Совета депутатов Наро-Фоминского района Московской области неправомочным и определения порядка назначения выборов депутатов данного Совета. Представители пояснили, что в настоящее время в указанном муниципальном образовании действует в правомочном составе Совет депутатов, сформированный в установленном законом порядке.

Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениям и дополнениями) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования.

Указанный Федеральный закон в ст. 35 устанавливает, что формирование представительного органа муниципального района возможно двумя способами: он может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района (п. 1 ч. 4) либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 2 ч. 4).

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случаях предусмотренных ч. 16 ст. 35 того же Федерального закона, в том числе в случае вступления в силу решения суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (п.п. 2) и в случае преобразования муниципального образования (п.п.3).

В силу положений п. 1, 2 ст. 25 Устава муниципального образования – Наро-Фоминский муниципального района (в действующей редакции) формирование Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района осуществляется в порядке, установленном п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ на основании решений о формировании Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района путем делегирования представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района, принятых не менее чем двумя третями представительных органов поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы (п. 1). Совет депутатов Наро-Фоминского района состоит их глав городским и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских и сельских поселений, избранных Советами депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности поселений нормой представительства – по два депутата от каждого Совета депутатов поселения ( п. 2).

Пункт 3 той же статьи Устава (в действующей редакции от 18 ноября 2011 года) предусматривает, что численность депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района не может быть менее 15 человек и определяется путем умножения количества поселений, образованных в составе Наро-Фоминского муниципального района Законом Московской области от 28 февраля 2005 года № 72/2005-ОЗ «О статусе и границах Наро-Фоминского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» на количество представителей в Совете депутатов Наро-Фоминского муниципального района от каждого поселения, установленное в пункте 2 настоящей статьи (л.д.70).

Предыдущая редакция п. 3 ст. 25 Устава предусматривала численность депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в количестве 43 человек (л.д.64).

Судом установлено, что в соответствии с Соглашением от 29 ноября 2011 года «Об изменении границы Москвы и Московской области» и постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» пять муниципальных образований (два городских поселений и три сельских), входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района Московской области, с 1 июля 2012 года были включены в состав субъекта Российской Федерации – г. Москвы.

В связи с названными обстоятельствами и с учетом заявлений депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, делегированных в состав данного Совета от поселений, включенных в состав г. Москвы, 29 июня 2012 года Советом было принято решение № 561/40 о прекращении с 1 июля 2012 года полномочий указанных депутатов в количестве 15 человек. (л.д.11).

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от той же даты № 562/40 «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» в связи с выбытием по указанным причинам 15 депутатов был утвержден состав Совета депутатов Наро-Фоминского в количестве 27 человек.

Данное количество полностью соответствует установленной в п. 3 ст. 25 Устава Наро-Фоминского муниципального района (в редакции от 18 ноября 2011 года) численности депутатов Совета депутатов.

Таким образом, довод заявителя о неправомочности Совета в связи с наличием менее 2/3 от установленной численности депутатов является несостоятельным.

Несостоятельным также является также и довод ФИО1 о неправомочности Совета депутатов ввиду того, что произошло преобразование муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, либо лишением его статуса городского округа.

В данном случае были изменены границы Наро - Фоминского муниципального района Московской области, что в силу названной нормы, не является преобразованием муниципального образования.

Утверждение заявителя о том, что состав Совета неправомочен, поскольку он сформирован на основании решений Советов депутатов входящих в район поселений, принятых в период, когда муниципальный район имел другие границы, необоснованно.

Согласно п. 5 ч. 16 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случае изменения границ муниципального образования, только если это повлекло увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, что в рассматриваемом случае не произошло.

Учитывая изложенное, требование ФИО1 о признании неправомочным состава Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района удовлетворению не подлежит.

Не подлежит также удовлетворению и требование заявителя об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138 – ФЗ (с последующими изменениями) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу положений ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае если уполномоченный орган, должностное лицо и соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы в органы местного самоуправления, соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо должны назначить выборы.

Учитывая, что в Наро-Фоминском муниципальном районе Московской области действует правомочный состав Совета депутатов, а также то обстоятельство, что Уставом данного муниципального образования не предусмотрено формирование состава Совета посредством проведения муниципальных выборов, основания для определения порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов у суда отсутствуют.

Довод ФИО1 о переходе в 2009 году к формированию представительного органа Наро-Фоминского муниципального района в порядке п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (посредством вхождения в его состав глав и депутатов Советов депутатов поселений) без учета мнения населения, не может быть принят судом во внимание, поскольку проверка законности данного перехода не входит в предмет судебного разбирательства.

Исходя из изложенного, заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  заявление ФИО1 о признании состава Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области неправомочным и об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суд окончательной форме.

Судья Власова М.Г.