ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-185/2015 от 14.09.2015 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3-185/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» сентября 2015 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В.

с участием представителя департамента социальной защиты Воронежской области С.Р.В.,

прокурора Б.И.В.,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже дело по заявлению К.А. А. об оспаривании в части нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Воронежской области,

у с т а н о в и л:

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года №2076/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области» (далее – Регламент, Административный регламент).

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Воронежский курьер", N 63-64, 15.06.2013, "Собрание законодательства Воронежской области", N 17, ст. 578 (подписано в печать 24.06.2013).

Указом Губернатора Воронежской области от 06.11.2013 N 414-у «Об оптимизации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент труда и социального развития Воронежской области переименован в департамент социальной защиты Воронежской области (далее – ДСЗ).

Приказом ДСЗ Воронежской области от 25.05.2015 N 1071/ОД в Регламент внесены изменения, которые опубликованы в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru - 25.05.2015.

Регламент в разделе II «Стандарт предоставления государственной услуги» предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги.

В частности, согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2.6.1 Регламента, документами, подлежащими обязательному представлению заявителем для оказания помощи малоимущим семьям, являются:

а) заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи или опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям №№ 2, 3 к настоящему Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом Департамента от 24.09.2013 N 3156/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";

б) справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;

в) справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды.

К.А.А. обратился в Воронежский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента в той части, в какой он, по мнению заявителя, исключает подачу заявления о предоставлении указанной услуги малоимущим семьям, в которых имеются трудоспособные члены, у которых отсутствует доход, связанный с осуществлением ими трудовой деятельности, признанием безработным или инвалидом.

В обоснование своего мнения заявитель сослался на письмо департамента социальной защиты Воронежской области исх. № * от 27 июля 2015 года, в котором выражена позиция департамента относительно того, что в случае, если хотя бы один из членов семьи заявителя, обратившегося для назначения помощи, не осуществляет трудовую деятельность, не признан в установленном порядке безработным или инвалидом, то помощь семье заявителя оказана быть не может.

К.А.А. полагал оспариваемую норму противоречащей положениям части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, в соответствии с которыми, по его мнению, неосуществление гражданином трудовой деятельности, непризнание лица безработным либо инвалидом не может в полной мере являться причиной отсутствия у лица дохода, не зависящей от воли данного лица.

В судебное заседание заявитель. А.А. не явился, о слушании дела извещен, посредством телефонной связи просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования.

На основании статей 167, 252 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель департамента социальной защиты Воронежской области С.Р.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах компетенции государственного органа и соответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Прокурор Бисерова И.В. полагала заявленные требования необоснованными.

Выслушав пояснения представителя государственного органа, заслушав заключение прокурора, суд не усматривает оснований к удовлетворению данного заявления.

Так, в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что предметом регулирования оспариваемого Административного регламента являются правоотношения, связанные с назначением гражданам государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральном виде.

Одновременно им регламентированы отношения по предоставлению государственной услуги по назначению обозначенной социальной помощи.

Согласно пунктам «ж», «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьёй 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В данном случае правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом.

Правоотношения, связанные с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Из содержания пункта 4 статьи 2, статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента как нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной услуги, осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу; порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьёй 7 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с указом губернатора Воронежской области от 27.05.2011 № 214-у «Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 № 916 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области», исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения уполномоченным на разработку и принятие административного регламента о назначении государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, является департамент социальной защиты населения (до переименования - департамент труда и социального развития Воронежской области).

Таким образом, оспариваемый Регламент принят уполномоченным органом, опубликован в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации», и является действующим.

Проверяя соответствие данного нормативного правового акта в оспариваемой части на предмет соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает, что в силу изложенных выше положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи.

Оснований к отказу в принятии заявления об оказании государственной социальной помощи Закон Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» не содержит, а принятый во исполнение его Регламент в пункте 2.7 устанавливает, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

Таким образом, приведенными положениями нормативного правового акта опровергаются доводы заявителя о том, что оспариваемой нормой Регламента созданы препятствия к подаче заявления о предоставлении государственной социальной помощи малоимущим семьям.

Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона 210-ФЗ определено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Эти требования федерального закона в оспариваемой части Административного регламента соблюдены.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг, а также документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Вопрос о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, не федеральном уровне не урегулирован.

Областной законодатель в статье 5 закона Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-ОЗ установил требования к содержанию заявления об оказании государственной социальной помощи и основания к отказу в её назначении, не определив при этом перечень документов, необходимых для предоставления названной государственной услуги.

Таким образом, при определении в абзаце четвертом пункта 2.6.1 оспариваемого Регламента перечня документов, необходимых для представления заявителем, департамент социальной защиты реализовал полномочия, делегированные ему статьёй 7 закона Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-ОЗ, не нарушив при этом положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

Вместе с тем, положенные заявителем в обоснование своего требования обстоятельства свидетельствуют о фактическом оспаривании им оснований к признанию семьи малоимущей.

Однако определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Так, частью 1 статьи 7, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок же учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Согласно статье 5 названного закона, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В связи с изложенным установление оспариваемой нормой абзаца четвертого пункта 2.6.1 Регламента необходимости представления справки о доходах всех (то есть каждого) членов семьи не противоречит положениям федерального законодательства.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи также утвержден на федеральном уровне, - Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма, сама по себе не устанавливающая самостоятельных критериев определения вида доходов, учитываемых при расчете размера среднедушевого дохода малоимущей семьи, не может быть признана противоречащей федеральному законодательству.

Проверка же нормативных правовых положений федерального законодательства не относится к компетенции суда субъекта Российской Федерации, установленной статьёй 26 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252-253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

отказать К. А. А. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области», утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года №2076/ОД в части.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом.

Председательствующий: В.Е. Ракова