ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-187/2015 от 16.10.2015 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3-187/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2015 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе:

судьи Абрамова Д.М.

при секретаре Найденовой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая волна» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, заинтересованное лицо – Управление ФНС России по Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с иском о признании Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая волна» прекратившей свою деятельность и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, сославшись на следующие обстоятельства. Решение о государственной регистрации было принято Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области 14 марта 2003 года. В результате плановой документарной проверки Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области установлено, что административным ответчиком деятельность осуществляется в нарушение требований Федерального закона «О некоммерческих организациях» - согласно пунктам 4.5, 5.1, 7.1, 7.2 Устава решения конференции, в том числе по вопросам исключительной компетенции, принимаются простым большинством голосов (необходимо принятие решений по вопросам исключительной компетенции единогласно или квалифицированным большинством голосов); Уставом организации не определена компетенция председателя правления. В адрес организации вынесено предупреждение от 01.12.2014 года со сроком устранения недостатков до 02.02.2015 года, требования предупреждения не были выполнены. 06.03.2015 года вынесено повторное предупреждение со сроком устранения нарушений до 10.04.2015 года, нарушения повторно не устранены. В связи с наличием нарушений федерального законодательства в отношении организации было возбуждено дело об административном правонарушении согласно ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи от 29.04.2015 года дело прекращено в связи с малозначительностью, объявлено устное замечание. Указанные неоднократные нарушения являются по утверждению административного истца существенными, грубыми и влекут применение санкции в виде ликвидации юридического лица.

В ходе судебного разбирательства предмет административного иска изменен, истец просил ликвидировать организацию с исключением сведений из ЕГРЮЛ (л.д.133).

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, уточненные требования просил удовлетворить.

Представитель Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая волна» - ФИО2 в судебное заседание явился, представил письменные объяснения на административный иск, просил его оставить без удовлетворения, утверждая, что допущенные в деятельности организации нарушения законодательства не являются существенными.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что решение о государственной регистрации Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая волна» принято Главным управлением юстиции Российской Федерации по Ростовской области 14 марта 2003 года.

Распоряжением Главного управления юстиции Российской Федерации по Ростовской области от 27 октября 2014 года №.... назначена плановая документарная проверка в отношении Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая волна».

Акт проверки составлен 1 декабря 2014 года.

В результате плановой документарной проверки Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области установлено следующее. Согласно информации Администрации г.Волгодонска на запрос Главного управления деятельность субъекта проверки в течение 2011-2014 годов отличается низкой активностью. В проверяемый период субъектом проверки не соблюдаются положения Устава относительно периодичности проведения заседаний высшего и постоянно действующего руководящего органов, что является нарушением абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Положения Устава и деятельность организации не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - согласно пунктам 4.5, 5.1, 7.1, 7.2 Устава решения конференции, в том числе по вопросам исключительной компетенции, принимаются простым большинством голосов (необходимо принятие решений по вопросам исключительной компетенции единогласно или квалифицированным большинством голосов); Уставом организации не определена компетенция председателя правления.

В связи с наличием отмеченных нарушений в адрес организации Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области вынесено предупреждение от 01.12.2014 года со сроком устранения недостатков до 02.02.2015 года (предупреждение получено и не обжаловано), требования предупреждения к установленному сроку не были выполнены.

06.03.2015 года вынесено повторное предупреждение со сроком устранения нарушений до 10.04.2015 года (получено и не обжаловано), нарушения повторно не устранены.

Согласно постановлению мирового судьи судебного участка №7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 29.04.2015 года по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении общественной организации согласно ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях организации имеется состав вмененного административного правонарушения, между тем в связи с малозначительностью производство по делу прекращено и объявлено устное замечание. Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области от 25 августа 2015 года отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства представленных документов (л.д.85-88), данное распоряжение не оспорено.

Таким образом, на время разрешения спора судом деятельность административного ответчика базируется на положениях Устава, не соответствующим правовым нормам, что не оспаривается представителем ответчика. Объяснения причин двукратного и по существу длящегося невыполнения требований Главного управления административным ответчиком не приведено.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Статьей 18 приведенного Федерального закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Анализ установленных обстоятельств в совокупности с правовой позицией Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области приводит к выводу о том, что приведенные выше нарушения являются неоднократными и существенными (грубыми) в рамках норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях». Доводы ответчика об отсутствии грубости выявленных нарушений суд отклоняет, поскольку выявленные нарушения относятся к системе управления организации, которая проигнорировала правомерные предупреждения органа юстиции, не предоставив каких-либо объяснений во внесудебном порядке до предъявления иска в суд.

Поскольку судом установлено, что допущенные административным ответчиком нарушения законодательства Российской Федерации являлись неоднократными и грубыми, это является основанием для ликвидации данной организации.

Суд на основании установленных обстоятельств приходит к выводу о наличии предусмотренного законом основания для ликвидации организации с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст.175-180,264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ликвидировать Межрегиональную социально-экологическую общественную организацию «Зеленая волна» с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН ...., ИНН ....).

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Абрамов