ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-18/2012 от 21.11.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Тыва в составе председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Ооржак Н.М., с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Дажымба Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 21 ноября 2012 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 ВХ-I «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» в части,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 ВХ-I «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1132 ВХ-I) в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Приведенная правовая норма отражена и в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из положений Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 8).

Законом Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей муниципальной службы в Хурале представителей муниципального района, городского округа, городского поселения; в администрации муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения; в контрольном органе муниципального района, городского округа, в ином органе местного самоуправления и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I под соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва понимается соответствие должностей, установленных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, должностям государственной гражданской службы Республики Тыва, установленным Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

На основании п. 1 ст. 1 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва устанавливается с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы Республики Тыва.

Пунктом 2 ст. 2 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района и ведущего специалиста Аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Однако вышеуказанное соотношение должностей установлено без учета квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и муниципальной службы.

1. Так, согласно Закону Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1244 BX-II) должность ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района относится к старшей группе должностей.

В соответствии с абз. 2 раздела 1 Типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования (далее - Типовые квалификационные требования к образованию) и п. 7 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности по группам должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - Типовые квалификационные требования к стажу), являющимися приложениями к Закону Республики Тыва от 12.01.2000 № 389 «О муниципальной службе», для старшей группы должностей муниципальной службы установлены требования о наличии высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно разделу 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 204 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Указ № 204) должность ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится к старшей группе должностей.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1739 BX-I) в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. На основании п. 4 ст. 11 указанного Закона РТ к старшим должностям государственной гражданской службы Республики Тыва требования к стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются.

Таким образом, соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района и должности ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва установлено без учета квалификационных требований к соответствующим должностям.

2. Без учета аналогичных квалификационных требований установлено соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей городского округа (п. 2 ст. 3), ведущего специалиста в Хурале представителей городского поселения (п. 2 ст. 4) к должности ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Не учтено квалификационное требование к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности при установлении соотношения должностей муниципальной службы в администрации района (п.п. 1-10 ст. 5), в администрации городского округа (п.п. 1-7, 9-11 ст. 6), в администрации городского поселения (п.п. 2-5 ст. 7), в администрации сельского поселения (п.п. 1-3 ст. 8), в ином органе местного самоуправления, предусмотренном уставом муниципального образования (п.п. 1-6 ст. 10 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I).

3. Так, в п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей председателя администрации муниципального района, городского округа и первого заместителя министра.

Должности председателя администрации района и городского округа Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II отнесены к высшим группам должностей категории «руководители».

В соответствии с п. 1 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону РТ № 389, для высшей группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее трех лет.

Однако к должности первого заместителя министра, отнесенного Указом № 204 к высшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, пунктом 1 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 ВХ-1 установлено требование о наличии стажа государственной службы на главных должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.

4. В п. 2 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей первого заместителя председателя администрации района и руководителя службы, в п. 2 ст. 6 - первого заместителя администрации городского округа и директора агентства.

В Законе Республики Тыва № 1244 BX-II должности первого заместителя председателя администрации района и первого заместителя администрации городского округа отнесены к главной группе должностей муниципальной службы категории «руководители».

В соответствии с п. 2 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для главной группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее двух лет.

Согласно разделу 4 Указа № 204 должности руководитель службы и директор агентства относятся к высшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, к которым в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на главных должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.

5. В п. 3 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя председателя администрации муниципального района и заместителя министра, в п. 3 ст. 6 - заместителя главы муниципального образования и заместителя министра, п. 4 данной статьи - заместителя председателя администрации городского округа и заместителя министра, в п. 1 ст. 8 - председателя администрации сельского поселения и начальника управления министерства, в п. 1 ст. 10 - руководителя муниципальной службы в ином органе местного самоуправления и начальника управления министерства.

Должности заместителя председателя администрации муниципального района, заместителя главы муниципального образования, заместителя председателя администрации городского округа, председателя администрации сельского поселения и руководителя иного органа местного самоуправления Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II отнесены к главной группе должностей категории «руководители», а должности заместителя министра и начальника управления министерства Указом РТ № 204 - к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

В соответствии с п. 2 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для главной группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к главной должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

6. В п. 4 ст. 5, п. 5 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I предусмотрено соотношение должностей управляющего делами администрации района, городского округа и начальника управления министерства, п. 5 ст. 5, п. 6 ст. 6 - начальника управления администрации района, городского округа и заместителя начальника управления министерства, в пп. 2 и 3 ст. 8 - заместителя главы муниципального образования сельского поселения, заместителя председателя администрации сельского поселения и заместителя начальника управления министерства, в п. 2 ст. 10 - заместителя руководителя иного органа местного самоуправления и заместителя начальника управления министерства.

Должности управляющего делами администрации района, городского округа, начальника управления администрации района, городского округа, заместителя главы муниципального образования сельского поселения, заместителя председателя администрации сельского поселения, заместителя руководителя иного органа местного самоуправления Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II отнесены к ведущей группе должностей категории «специалисты», а должности начальника управления министерства и заместителя начальника управления министерства Указом РТ № 204 - к главной группе должностей.

В соответствии с п. 5 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для ведущей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на младших должностях государственной службы не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к главной должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

7. В пп. 2 и 3 ст. 7 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей заместителя главы муниципального образования городского поселения, заместителя председателя администрации городского поселения и начальника управления министерства.

Должности заместителя главы муниципального образования городского поселения, заместителя председателя администрации городского поселения Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II отнесены к главной группе должностей категории «специалисты», а должность начальника управления министерства Указом РТ № 204 - к главной группе должностей.

В соответствии с п. 3 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для главной группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к главной должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования к наличию стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

8. В п. 6 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей начальника отдела администрации района и заместителя начальника отдела министерства, в п. 7 ст. 6 - начальника отдела администрации городского округа и заместителя начальника отдела министерства, в п. 4 ст. 7 -начальника отдела администрации городского поселения и консультанта министерства, п. 3 ст. 10 - начальника отдела иного органа местного самоуправления и заместителя начальника отдела министерства.

Должности начальника отдела администрации района, городского округа, городского поселения, иного органа местного самоуправления Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II отнесены к ведущей группе должностей категории «специалисты», а должности заместителя начальника отдела, консультанта министерства, заместителя начальника отдела агентства Указом РТ № 204 - к ведущей группе - должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 5 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для ведущей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на младших должностях государственной службы не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к ведущей должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования к наличию стажа государственной службы на старших должностях или стажа работы по специальности не менее двух лет.

9. В п. 7 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя начальника управления администрации района и заместителя начальника управления министерства.

Должность заместителя начальника управления администрации района отнесена Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II к старшей группе должностей категории «специалисты», а должность заместителя начальника управления министерства Указом РТ № 204 - к главной группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для старшей группы должностей категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования к наличию стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

10. В п. 8 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя начальника отдела администрации района и консультанта министерства, п. 9 ст. 6 - заместителя начальника отдела администрации городского округа и консультанта министерства, в п. 4 ст. 10 - заместителя начальника отдела иного органа местного самоуправления и заместителя начальника отдела агентства.

Должности заместителя начальника отдела администрации района, городского округа, иного органа местного самоуправления отнесены Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II к старшей группе должностей категории «специалисты», а должности консультанта министерства, заместителя начальника отдела агентства Указом РТ № 204 - к ведущей группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для старшей группы должностей категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования к наличию стажа государственной службы на старших должностях или стажа работы по специальности не менее двух лет.

11. В п. 9 ст. 5, п. 10 ст. 6, п. 5 ст. 10 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей главного специалиста администрации района, городского округа, иного органа местного самоуправления и главного специалиста министерства, агентства, в п. 10 ст. 5, п. 11 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 6 ст. 10- ведущего специалиста администрации района, городского округа, городского поселения, иного органа местного самоуправления и ведущего специалиста министерства, агентства.

Должности главного и ведущего специалиста администрации района, городского округа, иного органа местного самоуправления отнесены Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II к старшей группе должностей категории «специалисты», а должности главного и ведущего специалиста министерства, ведущего специалиста агентства Указом РТ № 204 - к старшей группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 раздела 3 Типовых квалификационных требований к стажу, являющихся приложением № 1 к Закону Республики Тыва № 389, для старшей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 4 ст. 11 Закона Республики Тыва № 1739 ВХ-1 к старшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва требования к наличию стажа государственной службы или стажа работы по специальности не предъявляются.

12. В п. 1 ст. 9 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I предусмотрено соотношение должности аудитора контрольного органа и главного специалиста министерства.

Однако в связи с внесенными Законом Республики Тыва от 14.06.2012 № 1440 ВХ-1 изменениями в раздел 8 приложения к Закону Республики Тыва № 1244 BX-II должность аудитора контрольного органа под регистрационным номером 8-2-01 изменена на должность председателя контрольно-счетного органа.

В связи с чем в п. 1 ст. 9 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I соотношение должности главного специалиста министерства установлено с должностью муниципальной службы, не предусмотренной в Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва, являющего приложением к Закону Республики Тыва № 1244 BX-II.

13. В п. 8 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I предусмотрено соотношение должности заместителя начальника управления с должностью заместителя начальника отдела управления министерства, которая в Реестре должностей государственной гражданской службы, утвержденном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 204 (раздел 3. Перечень должностей в министерствах и государственных комитетах Республики Тыва), не предусмотрена.

Применение оспариваемого Закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.

Прокурор просит признать Закон Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 BX-I «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части: пункта 2 ст. 2 полностью; пункта 2 ст. 3 полностью; пункта 2 ст. 4 полностью; пунктов 1-10 ст. 5 полностью; пунктов 1-11 ст. 6 полностью; пунктов 2-5 ст. 7 полностью; пунктов 1-3 ст. 8 полностью; пункта 1 ст. 9 полностью; пунктов 1-6 ст. 10 полностью.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.

В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва Дажымба Б.Б. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.

Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Куулар В.К. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлением от 21 ноября 2012 года просил рассмотреть дело без его участия. Им поданы возражения на заявление прокурора, в которых он указывает на то, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а содержит внутренние противоречия законодательства Республики Тыва; п. 1 ст. 9 Закона Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 BX-I содержит нарушения юридически-технического характера - неверно указана должность, данная норма не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Представитель Главы - Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В порядке ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва.

Выслушав прокурора Дажымба Б.Б., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

П. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Аналогичная норма содержится в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 ВХ-I «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1132 ВХ-I) установлено соотношение должностей муниципальной службы в Хурале представителей муниципального района, городского округа, городского поселения; в администрации муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения; в контрольном органе муниципального района, городского округа, в ином органе местного самоуправления и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I под соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва понимается соответствие должностей, установленных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, должностям государственной гражданской службы Республики Тыва, установленным Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

Пунктом 2 ст. 2 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района и ведущего специалиста Аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Однако вышеуказанное соотношение должностей установлено без учета квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Так, согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утвержденному Законом Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II (ред. от 14.06.2012), (далее - Реестр должностей муниципальной службы в Республике Тыва) должность ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района относится к старшей группе должностей категории «специалисты».

Абз. 2 раздела 1 «Типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования» Типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим Республики Тыва, являющихся приложениями к Закону Республики Тыва от 12.01.2000 №389 «О муниципальной службе» (ред. от 14.06.2012), (далее - Типовые квалификационные требования к образованию муниципального служащего) для старшей группы должностей муниципальной службы установлено требование о наличии высшего профессионального образования.

П. 7 раздела 3 «Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы и (или) государственной службы или стажу работы по специальности по группам должностей муниципальной службы в Республике Тыва» вышеуказанных Типовых квалификационных требований (далее - Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы) для старшей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно разделу 2 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 204 (ред. от 14.09.2012), (далее - Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Тыва) должность ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится к старшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты».

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. На основании п. 4 ст. 11 указанного Закона Республики Тыва к старшим должностям государственной гражданской службы Республики Тыва требования к стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются.

Таким образом, соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей муниципального района и ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва установлено без учета квалификационных требований к соответствующим должностям.

Без учета аналогичных квалификационных требований установлено соотношение должностей ведущего специалиста в Хурале представителей городского округа (п. 2 ст. 3), ведущего специалиста в Хурале представителей городского поселения (п. 2 ст. 4) и должности ведущего специалиста в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Не учтено квалификационное требование к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности при установлении соотношения должностей муниципальной службы в администрации района (п.п. 1-10 ст. 5), в администрации городского округа (п.п. 1-7, 9-11 ст. 6), в администрации городского поселения (п.п. 2-5 ст. 7), в администрации сельского поселения (п.п. 1-3 ст. 8), в ином органе местного самоуправления, предусмотренном уставом муниципального образования (п.п. 1-6 ст. 10 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I).

Так, в п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей председателя администрации муниципального района, городского округа и первого заместителя министра.

Должности председателя администрации района и городского округа согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Тыва относятся к высшей группе должностей категории «руководители».

В соответствии с п. 1 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для высшей группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее трех лет.

Однако к должности первого заместителя министра, отнесенной Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва к высшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, п. 1 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» установлено требование о наличии стажа государственной службы на главных должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.

В п. 2 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей первого заместителя председателя администрации муниципального района и руководителя службы, в п. 2 ст. 6 - первого заместителя председателя администрации городского округа и директора агентства.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Тыва должности первого заместителя председателя администрации муниципального района и первого заместителя администрации городского округа относятся к главной группе должностей муниципальной службы категории «руководители».

В соответствии с п. 2 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для главной группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее двух лет.

Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Тыва должности руководителя службы и директора агентства относятся к высшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, к которым в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на главных должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.

В п. 3 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя председателя администрации муниципального района и заместителя министра, в п. 3 ст. 6 - заместителя главы муниципального образования и заместителя министра, п. 4 ст. 6 - заместителя председателя администрации городского округа и заместителя министра, в п. 1 ст. 8 - председателя администрации сельского поселения и начальника управления министерства, в п. 1 ст. 10 - руководителя муниципальной службы в ином органе местного самоуправления, предусмотренном уставом муниципального образования, и начальника управления министерства.

Должности заместителя председателя администрации муниципального района, заместителя главы муниципального образования, заместителя председателя администрации городского округа, председателя администрации сельского поселения согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Тыва относятся к главной группе должностей категории «руководители», а должность руководителя иного органа местного самоуправления - к главной группе должностей категории «специалисты».

Должности заместителя министра и начальника управления министерства согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Тыва относятся к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

П. 2 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для главной группы должностей муниципальной службы категории «руководители» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее двух лет.

П. 3 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для главной группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к главным должностям государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

В п. 4 ст. 5, п. 5 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I предусмотрено соотношение должностей управляющего делами администрации муниципального района, городского округа и начальника управления министерства, п. 5 ст. 5, п. 6 ст. 6 - начальника управления администрации муниципального района, городского округа и заместителя начальника управления министерства, в п.п. 2 и 3 ст. 8 - заместителя главы муниципального образования сельского поселения, заместителя председателя администрации сельского поселения и заместителя начальника управления министерства, в п. 2 ст. 10 - заместителя руководителя иного органа местного самоуправления и заместителя начальника управления министерства.

Должности управляющего делами администрации муниципального района, городского округа, начальника управления администрации муниципального района, городского округа, заместителя главы муниципального образования сельского поселения, заместителя председателя администрации сельского поселения, заместителя руководителя иного органа местного самоуправления Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва отнесены к ведущей группе должностей категории «специалисты», а должности начальника управления министерства и заместителя начальника управления министерства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва - к главной группе должностей.

В соответствии с п. 5 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для ведущей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на младших должностях государственной службы не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к главной должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

В п.п. 2 и 3 ст. 7 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей заместителя главы муниципального образования городского поселения, заместителя председателя администрации городского поселения и начальника управления министерства.

Должности заместителя главы муниципального образования городского поселения, заместителя председателя администрации городского поселения Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва отнесены к главной группе должностей категории «специалисты», а должность начальника управления министерства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» - к главной группе должностей.

В соответствии с п. 3 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для главной группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к главной должности государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

В п. 6 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей начальника отдела администрации муниципального района и заместителя начальника отдела министерства, в п. 7 ст. 6 - начальника отдела администрации городского округа и заместителя начальника отдела министерства, в п. 4 ст. 7 - начальника отдела администрации городского поселения и консультанта министерства, п. 3 ст. 10 - начальника отдела иного органа местного самоуправления и заместителя начальника отдела агентства.

Должности начальника отдела администрации муниципального района, городского округа, городского поселения, иного органа местного самоуправления Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва отнесены к ведущей группе должностей категории «специалисты», а должности заместителя начальника отдела и консультанта министерства, заместителя начальника отдела агентства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» - к ведущей группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 5 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для ведущей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа муниципальной службы на старших должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на младших должностях государственной службы не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на старших должностях или стажа работы по специальности не менее двух лет.

В п. 7 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя начальника управления администрации муниципального района и заместителя начальника управления министерства.

Должность заместителя начальника управления администрации района отнесена Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва к старшей группе должностей категории «специалисты», а должность заместителя начальника управления министерства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва - к главной группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для старшей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования о наличии стажа государственной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет.

В п. 8 ст. 5 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя начальника отдела администрации муниципального района и консультанта министерства, п. 9 ст. 6 - заместителя начальника отдела администрации городского округа и консультанта министерства, в п. 4 ст. 10 - заместителя начальника отдела иного органа местного самоуправления и заместителя начальника отдела агентства.

Должности заместителя начальника отдела администрации района, городского округа, иного органа местного самоуправления отнесены Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва к старшей группе должностей категории «специалисты», а должности консультанта министерства, заместителя начальника отдела агентства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва - к ведущей группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для старшей группы должностей категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва предъявляются требования к наличию стажа государственной службы на старших должностях или стажа работы по специальности не менее двух лет.

В п. 9 ст. 5, п. 10 ст. 6, п. 5 ст. 10 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должностей главного специалиста администрации муниципального района, городского округа, иного органа местного самоуправления и главного специалиста министерства, агентства, в п. 10 ст. 5, п. 11 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 6 ст. 10 - ведущего специалиста администрации муниципального района, городского округа, городского поселения, иного органа местного самоуправления и ведущего специалиста министерства, агентства.

Должности главного и ведущего специалиста администрации района, городского округа, иного органа местного самоуправления отнесены Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва к старшей группе должностей категории «специалисты», а должности главного и ведущего специалиста министерства, агентства Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва - к старшей группе должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 7 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для старшей группы должностей муниципальной службы категории «специалисты» установлено требование о наличии стажа работы по специальности не менее одного года.

Согласно п. 4 ст. 11 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739 BX-I «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» к старшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва требования к наличию стажа государственной службы или стажа работы по специальности не предъявляются.

Таким образом, оспариваемыми прокурором нормами Закона Республики Тыва №1132 ВХ-I в нарушение требования ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва установлено без учета квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы Республики Тыва, в связи с чем данные нормы Закона Республики Тыва №1132 ВХ-I противоречат федеральному законодательству.

Соответственно, изложенный в возражениях на заявление прокурора довод представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва о том, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а содержит внутренние противоречия законодательства Республики Тыва, является необоснованным.

П. 1 ст. 9 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I предусмотрено соотношение должности аудитора контрольного органа и главного специалиста министерства.

В Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва в редакции Закона Республики Тыва от 02 ноября 2009 г. имелась должность аудитора контрольного органа муниципального района, городского округа (раздел 8).

Законом Республики Тыва от 14.06.2012 № 1440 ВХ-1 внесены изменения в Закон Республики Тыва от 04.05.2009 № 1244 BX-II «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва»: раздел 8 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва изложен в иной редакции, в соответствии с которой должность аудитора контрольного органа в данном Реестре отсутствует.

П. 8 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I установлено соотношение должности заместителя начальника управления администрации городского округа и должности заместителя начальника отдела управления министерства. Между тем в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва должность заместителя начальника отдела управления министерства отсутствует.

Довод представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва о том, что п. 8 ст. 6 Закона Республики Тыва № 1132 BX-I не противоречит федеральному законодательству, так как содержит нарушения юридически-технического характера (неверно указана должность), также является необоснованным.

Как было указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I под соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва понимается соответствие должностей, установленных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, должностям государственной гражданской службы Республики Тыва, установленным Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

Установление соотношения должности государственной гражданской службы Республики Тыва с должностью муниципальной службы, отсутствующей в Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва (аудитор контрольного органа), а также установление соотношения должности муниципальной службы с должностью государственной гражданской службы Республики Тыва, отсутствующей в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва (заместитель начальника управления отдела министерства), противоречит ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так как не обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва № 1132 ВХ-I противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

пункт 2 статьи 2;

пункт 2 статьи 3;

пункт 2 статьи 4;

пункты 1-10 статьи 5;

пункты 1-11 статьи 6;

пункты 2-5 статьи 7;

пункты 1-3 статьи 8;

пункт 1 статьи 9;

пункты 1-6 статьи 10 Закона Республики Тыва от 26.12.2011 № 1132 ВХ-I «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Тыва».

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газетах «Тувинская правда» и «Шын».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 22 ноября 2012 года.

Председательствующий Болат-оол А.В.