ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-18/2018 от 26.04.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а-27/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 26 апреля 2018 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия Тамарова Ю.П.,

при секретаре Бобровой Е.С.,

с участием:

административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Броня Центр», его представителя Веретило Т.Г.,

административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя Кочетковой Т.Н.,

прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Броня Центр» о признании недействующими пунктов 169 и 247 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91,

установил:

на 2017 г. приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134 (25.449)-60.

Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.

ООО «Броня Центр» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пунктах 169 и 247 Перечня объектов указаны принадлежащие обществу объекты – здание швейной фабрики и часть нежилого здания, адрес: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Евсевьева, д. 34, кадастровые номера 13:23:1113248:313 и 13:23:1113248:573 соответственно (далее – здание швейной фабрики и часть нежилого здания).

Данные объекты были включены в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов.

Включение здания швейной фабрики и части нежилого здания в Перечень объектов привело к тому, что налоговая база налога на имущество за него стала определяться исходя из кадастровой стоимости здания, и соответственно размер налога на имущество значительно увеличился.

Вместе с тем здание швейной фабрики и часть нежилого здания не отвечают требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более 80 процентов площадей здания швейной фабрики и части нежилого здания используются в производственных целях.

В связи с этим административный истец считает, что оспариваемые пункты 169 и 247 Перечня объектов противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.

Полагает, что оспариваемыми пунктами нарушаются ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. Административный истец просил признать пункты 169 и 247 Перечня объектов не действующими со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91. Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска, поскольку здание швейной фабрики является объектом бытового назначения, а часть нежилого здания – объектом торговли, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения. В судебном заседании представитель административного истца Веретило Т.Г. административный иск поддерж

Административный истец просил признать пункты 169 и 247 Перечня объектов не действующими со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91.

Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска, поскольку здание швейной фабрики является объектом бытового назначения, а часть нежилого здания – объектом торговли, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В судебном заседании представитель административного истца Веретило Т.Г. административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Кочеткова Т.Н. относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административный иск.

В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что оспариваемые пункты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа.

Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.

Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.

По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г. и актов обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 2 ноября 2016 г.

С учётом вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия и процедура его принятия соблюдены, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда»; «Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия».

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно справке ИФНС № 17 по г. Москве от 23 декабря 2015 г. № 389 15 декабря 2015 г. ООО «Броня Центр» подало уведомление о переходе с 1 января 2016 г. на упрощённую систему налогообложения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Согласно налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представленной ООО «Броня Центр» за 2017 г., налог на имущество за здание швейной фабрики исчислен в размере 1 312 188 рублей, а за часть нежилого здания – 450 321 рублей.

Следовательно, ООО «Броня Центр» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него и этим актом нарушаются его законные интересы.

Предметом судебного контроля является оспариваемые пункты 169 и 247 Перечня объектов, в который, по мнению административного истца, незаконно включены принадлежащие ему объекты.

В пунктах 169 и 247 Перечня объектов указаны здание швейной фабрики и часть нежилого здания соответственно.

Свидетельствами о государственной регистрации права от 19 декабря 2002 г. подтверждается, что здание швейной фабрики и часть нежилого здания принадлежат на праве собственности ООО «Броня Центр» на основании договора купли-продажи от 11 декабря 2002 г. № 2, записи о регистрации сделаны 19 декабря 2002 г.

Согласно актам обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 2 ноября 2016 г., составленным членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание швейной фабрики имеет общую площадь 5842,4 кв.м, фактическое использование – объект бытового назначения, и часть нежилого здания имеет общую площадь 3054,7 кв.м, фактическое использование – объект торговли.

Здание швейной фабрики и часть нежилого здания расположены на земельном участке, категория земель которого – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для размещения производственных помещений, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 8 декабря 2011 г.

Как видно из технического паспорта на здание швейной фабрики от 19 мая 2011 г., здание швейной фабрики и часть нежилого здания не являются отдельно стоящими зданиями, поскольку они являются единым зданием, его назначение – нежилое, использование – производственное.

Согласно справкам Саранского отделения филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 27 июня 2011 г. № 149 и № 149-2 ранее площади здания швейной фабрики и части нежилого здания составляли 5842,4 кв.м и 3054,7 кв.м соответственно, а по состоянию на 19 мая 2011 г. – 5905,1 кв.м и 3068,7 кв.м соответственно. Площади изменились в результате сноса перегородок, контрольного перемера и подсчёта площадей.

Из фотографий фасада здания швейной фабрики и части нежилого здания видно отсутствие на них вывесок, указателей, объявлений и иной наглядной рекламы делового, административного и коммерческого назначения либо свидетельствующих о размещении в них торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из договоров аренды, ООО «Броня Центр» сдаёт в аренду нежилые помещения в здании швейной фабрики и части нежилого здания.

Для размещения офисов в здании швейной фабрики сданы следующие нежилые помещения:

кабинет № 13 на 2-м этаже, площадью 12,2 кв.м, по договору аренды от 1 января 2016 г., заключенному с ООО «Жилпромремонт»;

помещение № 15 на 4-м этаже, площадью 36,6 кв.м, по договору аренды от 1 января 2016 г., заключенному с ООО «Мастер-Стандарт».

Остальные нежилые помещения в здании швейной фабрики и части нежилого здания сданы для производственных целей и иных целей, не связанных с размещением офисов, объектов торговли и бытового назначения.

Представленные ООО «Броня Центр» доказательства (технический паспорт на здание швейной фабрики и часть нежилого здания, договоры аренды, фотографии) в своей совокупности свидетельствуют о том, что здание швейной фабрики и часть нежилого здания фактически, а также нежилые помещения в них используются для производственных целей и иных целей, не связанных с размещением офисов, объектов торговли и бытового назначения. Общая площадь офисов, размещённых в здании швейной фабрики, составляет 48, 8 кв.м (12,2 кв.м + 36,6 кв.м), что составляет 0,83 процента от общей площади здания швейной фабрики (48,8 кв.м х 100% : 5905,1 кв.м).

Согласно положениям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учёта наименования зданий и помещений в них, вид разрешённого использования земельного участка, фактическое использование зданий и помещений в них, свидетельствует, что здание швейной фабрики и часть нежилого здания не относятся к зданиям, предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания. По этим же причинам помещения в этих зданиях не могут быть отнесены к офисам, торговым объектам и (или) объектам бытового обслуживания.

Акты обследования от 2 ноября 2016 г. также не свидетельствуют об использовании здания швейной фабрики и части нежилого здания в качестве зданий, предназначенных для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

В связи с этим пункты 169 и 247 Перечня объектов не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункты 169 и 247 Перечня объектов подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.

Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Броня Центр» удовлетворить полностью.

Признать пункты 169 и 247 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, не действующими со дня вступления в силу данного приказа.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Ю.П. Тамаров

Мотивированное решение суда составлено 28 апреля 2018 г.