ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-192/2015 от 16.12.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3-192/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 16 декабря 2015 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Д.В. Залялтдиновой,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан И.А. Золина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания <данные изъяты>» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта .... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее – Перечень).

Указанные распоряжение и Перечень опубликованы в печатном издании Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 29 мая 2015 года № 39-40, ст. 1383, а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2014 года.

Пунктом .... Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2015 год включено здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Торговая компания <данные изъяты>».

ООО «Торговая компания <данные изъяты>» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим с 1 января 2015 года названного пункта Перечня, указав, что принадлежащее ему здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными пунктом <данные изъяты> статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его общая площадь менее 3000 квадратных метров. Включение принадлежащего административному истцу здания в Перечень не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Торговая компания <данные изъяты>», так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель ООО «Торговая компания <данные изъяты>» Н.Г. Никифорова административное исковое заявление поддержала.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Р.Ш. Хасаншин заявленные требования не признал.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Р.Ф. Залялова административным исковым требованиям возражала.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республиканское государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные ООО «Торговая компания <данные изъяты>» требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом <данные изъяты> 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.

Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» (пункт 2).

Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ...., находящийся по адресу: <адрес>, с расположенным на нем зданием супермаркета с кадастровым номером ...., которое принадлежит на праве собственности ООО «Торговая компания <данные изъяты>», имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации супермаркета.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата> года по делу № ...., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2015 года, установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером .... был построен в 2001 году, его общая площадь на момент ввода в эксплуатацию составила 1890,2 квадратных метров.

В 2005 году данное здание было реконструировано его собственником, и согласно Акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № .... от <дата> общая площадь этого объекта составила 2278,8 квадратных метров.

Между тем 10 октября 2005 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок ним на основании данных Государственного кадастра недвижимости были ошибочно внесены сведения об общей площади объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 4293,7 квадратных метров, поскольку в эту площадь неправомерно включена площадь технического подполья (подвала).

Названным решением Арбитражный суд Республики Татарстан, определив, что общая площадь здания супермаркета с кадастровым номером ...., принадлежащего ООО «Торговая компания <данные изъяты>», составляет 2278,8 квадратных метров, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости относительно данного объекта недвижимости, установив его общую площадь в этом размере.

Таким образом, здание с кадастровым номером ...., включенное в пункт .... Перечня, хотя и отвечает признакам торгового центра (комплекса) по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако его площадь менее 3000 квадратных метров, установленных статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ. Следовательно, пункт .... Перечня является незаконным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания <данные изъяты>» удовлетворить.

Признать пункт .... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья