ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-19/2012 от 13.10.2012 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2012 г.

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе

судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Кисиева М.Л.,

при секретаре Туаевой Б.А.

с участием прокурора Габибова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению члена Центральной избирательной комиссии РСО-Алания с правом совещательного голоса от СОРО ПП «Патриоты России» Плаксина А.В. о нарушении избирательных прав,

установил:

28 сентября 2012 года Центральная избирательная комиссия РСО-Алания приняла постановление №56/377-5 «О голосовании сотрудников органов внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания по месту несения службы в день выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия Алания пятого созыва 14 октября 2012 года».

9 октября 2012 года Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания приняла постановление №59/405-5 «О голосовании медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях при проведении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва».

Заявитель обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконными постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 09.10.2012 года №59/405-5 и от 28.09.2012 г. №57/377-5, обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания не позднее 13 октября 2012 года принять решение, которым внести в указанные постановления изменения, исключающие возможность голосования граждан, место жительства которых расположено за пределами соответствующего избирательного округа, обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия не позднее 13 октября 2012 года довести до сведения всех нижестоящих избирательных комиссий о принятом в соответствии с п.2 требований решении, обращении решения суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона РСО-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата по одномандатному избирательному округу.

Таким образом, факт нахождения отдельных категорий граждан в день голосования 14 октября 2012 года на территории избирательных участков по месту выполнения отдельных видов работ не может являться безусловным основанием для включения их в списки избирателей на конкретном избирательном участке. Для осуществления действий по включению гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке должен устанавливаться факт нахождения места жительства гражданина на территории избирательного округа. Применительно к проводимым выборам - на территории единого республиканского избирательного округа - с одной стороны, и на территории одномандатного избирательного округа - с другой стороны.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания и председателя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Кадиева К.Н. - Томаева И.З. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 28.09.2012 года №56/377-5 о голосовании сотрудников органов внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания по месту несения службы в день выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва 14 октября 2012 года, было принято в связи с обращением заместителя министра внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания полковника Э.Г.Рамонова в том, что на каждом избирательном участке планируется задействовать до 10 сотрудников органов внутренних дел для несения непрерывной службы по охране общественного порядка на каждом избирательном участке в течение всего дня и во время подведения итого выборов. В соответствии с п.17 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.4 ст.16 Закона РСО-Алания «О выборах депутатов Парламента РСО-Алания» лица, занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшить продолжительность работы, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию за три дня до голосования.

Аналогичное постановление было вынесено в связи с поступившим обращением Министра здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания В.А. Селиванова в отношении медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, работающих в режиме круглосуточного дежурства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Габибова Д.Г., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

При применении законодательства о выборах и референдумах необходимо учитывать следующее.

Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона РСО-Алания №69-рз «О выборах депутатов Парламента РСО-Алания» подготовка и проведение выборов депутатов Парламента, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом и иными законами Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно ч.3 ст.7 указанного закона решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, иным законом Республики Северная Осетия-Алания, обязательны для органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Пункт 17 ст.17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Аналогичную норму содержит закон РСО-Алания №69-рз «О выборах депутатов Парламента РСО-Алания» (часть 4 ст.16).

Судом установлено, что Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2012 года № 38/200-5 «О назначении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва» выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва назначены на 14 октября 2012 года.

В соответствии с частью 1 ст.72 Закона РСО-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени.

Во исполнение мероприятий, связанных с выборами депутатов Парламента РСО-Алания пятого созыва 25 сентября 2012 года заместитель министра внутренних дел по РСО-Алания Э.Г. Рамонов обратился с письмом на имя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Кадиева К.Н. с просьбой обеспечить возможность реализации избирательного права сотрудникам органов внутренних дел в день голосования занятых несением службы на избирательных участках по предъявлению паспорта гражданина Российской Федерации.

28 сентября 2012 года Центральная избирательная комиссия РСО-Алания приняла постановление №56/377-5 «О голосовании сотрудников органов внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания по месту несения службы в день выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия Алания пятого созыва 14 октября 2012 года» в связи с тем, что для выполнения по охране общественного порядка, на каждом избирательном участке планируется задействовать до 10 сотрудников органов внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания.

Во исполнение мероприятий, связанных с выборами депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва 02 октября 2012 года министр здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания В.А. Селиванов обратился в Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия-Алания с просьбой о предоставлении возможности медицинскому персоналу, работающему в режиме круглосуточных дежурств с 8 часов 00 минут 13 октября 2012 года и до 20 часов 00 минут 14 октября 2012 года осуществить избирательное право на избирательных участках, образованных в лечебно-профилактических учреждениях.

9 октября 2012 года Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания приняла постановление №59/405-5 «О голосовании медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях при проведении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва».

Из анализа оспариваемых постановлений усматривается, что сотрудников отделов внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания в день голосования, занятых несением службы на избирательных участках в течении всего дня голосования и во время подведения итогов выборов, и медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений признают лицами, занятыми в день голосования отдельными видами работ, где невозможно уменьшить продолжительность работы, и данная категория граждан включена в списки избирателей с соблюдением требований ч.4 ст.16 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» по их личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Как следует из указанных постановлений, они не противоречат требованиям вышеприведенных норм законов, регулирующих избирательное право и не нарушают права граждан на участие в выборах, а также прав избирательных объединений.

Довод заявителя о том, что для осуществления действий по включению гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке должен устанавливаться факт нахождения места жительства гражданина на территории избирательного округа не является основанием к признанию оспариваемых постановлений незаконными, поскольку приведенные доводы регулируются действующим федеральным законодательством о выборах, а также ст.15 Закона РСО-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания».

Поскольку оспариваемые постановления дублируют положения, изложенные в указанных законах и соответствуют приведенным нормам как федерального закона, так и закона Республики Северная Осетия-Алания, суд приходит к выводу, что заявленные требования члена Центральной избирательной комиссии по Республике Северная Осетия-Алания с правом совещательного голоса от СОРО ПП «Патриоты России» Плаксина А.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление члена Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания с правом совещательного голоса от СОРО ПП «Патриоты России» Плаксина А.В. о признании незаконными постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 09.10.2012 года №59/405-5 и от 28.09.2012 г. №57/377-5, обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания не позднее 13 октября 2012 года принять решение, которым внести в указанные постановления изменения, исключающие возможность голосования граждан, место жительства которых расположено за пределами соответствующего избирательного округа, обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания не позднее 13 октября 2012 года довести до сведения всех нижестоящих избирательных комиссий о принятом в соответствии с п.2 требований решении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в пятидневный срок.

         Судья Верховного Суда

Республики Северная Осетия-Алания                                                  М.Л.Кисиева