Дело № 3 -19/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2015 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
заявителей ФИО1, ФИО5,
представителя заявителей ФИО2,
представителя заинтересованного лица - Законодательного Собрания ЕАО ФИО3,
помощника прокурора ЕАО ФИО4,
при секретаре Федоровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО5 о признании Закона Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» недействующим в части,
У С Т А Н О В И Л:
Закон Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» (далее - Закон ЕАО № 607-ОЗ), опубликованный в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) соответственно 28.11.2014, 24.12.2014, 30.01.2015, 05.03.2015, 27.03.2015, а также в газете «Биробиджанская звезда» соответственно 21.11.2014 № 83, 26.12.2014 № 93, 28.01.2015 № 5, 25.02.2015 № 13, 27.03.2015 № 22, регулирует отдельные вопросы, связанные с избранием глав муниципальных образований области (ч. ч. 1, 1-1 ст. 4), предусматривает полномочия представительного органа муниципального образования области после окончания срока (досрочного прекращения) полномочий главы муниципального образования области по избранию из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, главы муниципального образования области, возглавляющего местную администрацию соответствующего муниципального образования области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области (абз. 2 ст. 10).
ФИО1, ФИО5 обратились в суд с заявлениями о признании недействующим со дня принятия указанных положений Закона ЕАО № 607-ОЗ.
В обоснование требований заявители ссылались на то, что оспариваемый нормативный акт противоречит ст. ст. 1, 2, 3, 12, 32, 37, 49, 130, 133 Конституции РФ, ст. 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку незаконно ограничивает гарантированное государством право на свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, нарушает демократические принципы и нормы избирательного права и право на участие в референдуме непосредственно каждого жителя муниципального образования, незаконно ограничивает активное избирательное право заявителей, как жителей муниципального образования, гарантированное ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ на непосредственное участие в муниципальных выборах высшего должностного лица муниципального образования.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемый закон нарушает права его и жителей ЕАО избирать главу муниципального образования на муниципальных выборах. Своих прав по избранию главы муниципального образования представительному органу он не делегировал. Полагает, что оспариваемый закон противоречит Конституции Российской Федерации.
Заявитель ФИО5 заявленные требования поддержала, пояснила, что она не делегировала депутатам представительного органа местного самоуправления прав по избранию главы муниципального образования.
Представитель заявителей ФИО2 заявленные требования поддержал, пояснил, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ч.ч. 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, других полномочий у органов государственной власти субъекта нет. Установленный Законом ЕАО № 607-ОЗ порядок избрания главы муниципального образования ограничивает права населения формировать органы местного самоуправления на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кроме того, оспариваемый закон принят без учета мнения избирателей Еврейской автономной области, которое должно выясняться путем проведения местного референдума.
Представитель заинтересованного лица Законодательного собрания ЕАО ФИО3 возражала относительно заявленных требований, пояснила, что оспариваемый закон принят в пределах полномочий Законодательного Собрания области, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителей.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора ЕАО ФИО4, полагавшего, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителей, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон № 131-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено в том числе правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляет в том числе, законы субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Устава Еврейской автономной области определено, что Законодательное Собрание области является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти области.
Законодательного Собрания области в соответствии с ч. 1 ст. 17 Устава Еврейской автономной области осуществляет полномочия по принятию, в том числе законов и иных нормативных правовых актов, вносит в них изменения.
17.11.2014 Законодательным Собранием ЕАО принят закон № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области».
Согласно ст. 9 Закона ЕАО № 607-ОЗ настоящий закон вступает в силу через 10 дней после для его официального опубликования, за исключением ст. 6 - 8 (ч.1). Статьи 6 - 8 настоящего закона вступают в силу с 01.01.2015 (ч. 2). Установленный настоящим законом порядок избрания главы муниципального образования области применяется после истечения срока полномочий соответствующего главы муниципального образования области, избранного до дня вступления в силу настоящего закона (ч. 3).
21.11.2014 закон опубликован в газете «Биробиджанская звезда», а также 28.11.2014 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru).
24.12.2014, 23.01.2015, 18.02.2015, 18.03.2015 в указанный закон, законами области вносились изменения, которые также опубликованы и вступили в силу в установленном законом порядке.
Считая настоящий закон противоречащим федеральному законодательству, заявители оспорили его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого закона, суд пришел к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание оспариваемого закона на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно Федеральному закону № 131-ФЗ, суд установил следующее.
Порядок избрания главы муниципального образования относится к определению порядка формирования органов местно самоуправления.
Частью 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Согласно ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Частью 1 ст. 4 Закона ЕАО № 607-ОЗ установлено, что глава муниципального района, городского округа, городского поселения в соответствии с уставом муниципального района, городского округа, городского поселения избирается соответственно представительным органом муниципального района, городского округа, городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию соответствующего муниципального образования области. Срок полномочий главы муниципального района, городского округа и городского поселения - 5 лет.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования области устанавливается представительным органом муниципального образования области. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании области устанавливается представительным органом муниципального образования области и не должно превышать 20 человек.
В муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования области, а другая половина - губернатором области.
В городском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом городского поселения, а другая половина - главой соответствующего муниципального района.
В число требований к кандидатам на должность главы муниципального образования области должно быть включено требование о соблюдении запретов и ограничений, установленных федеральным законодательством для лиц, замещающих муниципальные должности.
Указанный выше порядок также соответствует положениям ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой в муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Абзац 2 ст. 10 Закона ЕАО № 607-ОЗ предусматривает переходные положения, согласно которым при окончании срока полномочий главы муниципального образования области, избранного на муниципальных выборах до вступления в силу настоящего закона, либо при досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования области в период срока полномочий представительного органа муниципального образования области представительный орган муниципального образования области после окончания срока (досрочного прекращения) полномочий главы муниципального образования области избирает из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, главу муниципального образования области, возглавляющего местную администрацию соответствующего муниципального образования области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
Указанные положения закона также согласуются с нормами Федерального закона № 131-ФЗ и не противоречат ему.
Не противоречит оспариваемый закон и нормам Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку указанный закон регламентирует проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не конкретизируя при этом в какие конкретно органы местного самоуправления должны проводиться прямые выборы.
Таким образом, Закон ЕАО № 607-ОЗ принят Законодательным Собранием ЕАО в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъектам Российской Федерации, нормам федерального законодательства не противоречит.
Доводы представителя заявителей о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ч.ч. 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, и что других полномочий у органов государственной власти субъекта нет, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм Федерального закона № 131-ФЗ.
Довод заявителей и их представителя о том, что оспариваемый закон принят без учета мнения избирателей ЕАО, поскольку в Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрено несколько вариантов избрания главы муниципального образования, а Законом ЕАО № 607-ОЗ предусмотрено избрание главы представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, является необоснованным, поскольку нормативные правовые акты ЕАО, нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, в том числе и Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон № 67-ФЗ не содержат предписаний об обязательности выяснения мнения населения при его принятии.
Ссылка представителя заявителей на положения ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ судом отклоняется, поскольку указанная норма не регулирует вопросы, связанные с порядком формирования органов местного самоуправления, в том числе порядком избрания главы муниципального образования.
Также оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителей на свободное волеизъявление на выборах, поскольку согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не лишает заявителей гарантированного Конституцией Российской Федерации права реализовать свои права через депутатов, избранных на муниципальных выборах.
Доводы заявителей и их представителя об обратном, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не являются основаниями для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания Закона ЕАО № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) противоречащим ст. 34, 37 Федерального закона № 131-ФЗ, Федеральному закону № 67-ФЗ, недействующим в части.
Решая вопрос о признании Закона ЕАО № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) противоречащим ст. 1, 2, 3, 12, 32, 37, 49, 130, 133 Конституции Российской Федерации и недействующим в части, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в указанной части по следующим основаниям.
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации проверка конституционности нормативных правовых актов и лишение их юридической силы в случае противоречия Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке конституционного судопроизводства.
В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов и законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с требованиями ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 194 - 199, п. 1 ч. 1 ст. 134, 220, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО5 о признании Закона Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» противоречащим ст. 34, 37 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному Закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и недействующим в части отказать.
Производство по заявлению ФИО1, ФИО5 о признании Закона Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ (в редакции Законов ЕАО от 17.11.2014 № 631-ОЗ, от 23.01.2015 № 644-ОЗ, от 18.02.2015 № 656-ОЗ, от 18.03.2015 № 668-ОЗ) «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» противоречащим ст. 1, 2, 3, 12, 32, 37, 49, 130, 133 Конституции Российской Федерации и недействующим в части прекратить.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова