ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-19/2022 от 22.04.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2022 г. по делу № 3а-43/2022

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова Александра Олеговича,

при секретаре Солдатовой Анне Сергеевне,

с участием в деле:

административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети», его представителя Крыловой Елены Александровны,

административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, его представителей Тимошкина Евгения Николаевича, Волкова Андрея Алексеевича,

заинтересованного лица – публичного акционерного общества «Россети-Волга»,

заинтересованного лица - акционерного общества Техническая фирма «Ватт», его представителя Спириной Татьяны Петровны,

заинтересованного лица - акционерного общества «Мордовская электросетевая компания», его представителя Новиковой Натальи Анатольевны,

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть»,

прокурора Шитовой Елены Петровны,

рассмотрев в г. Саранске 22 апреля 2022 г. в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети» о признании недействующим со дня принятия Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5, в части

установил:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия) от 30 декабря 2021 г. № 284 (далее Приказ № 284) установлены долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети» (далее - ООО «РЭС»), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций согласно Приложению № 3 (в отношении ООО «РЭС» - пункт 10), установлена необходимая валовая выручка для ООО «Рузаевские электрические сети» на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг. (без учета потерь) согласно Приложению № 4 (пункт 11), а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия с разбивкой по полугодиям согласно Приложению №5 (в отношении ООО «РЭС» - пункты 23, 24, 25, 26).

Размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ) без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год для ООО «РЭС», установлен в размере 14 191,63 тыс. руб.

Настоящий приказ вступил в законную силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., вступил в силу с 9 января 2022 г., опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 30 декабря 2021 г.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (далее приказ № 5) внесены изменения в приказ № 284.

Приказ № 5 вступил в силу с 14 февраля 2022 г. через 10 дней после опубликования на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 г.

ООО «РЭС» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что оспариваемым приказом нарушены его права и законные интересы при осуществлении экономической деятельности.

Административный истец утверждает о необоснованном уменьшении подконтрольных расходов на сумму 1603,74 тыс. руб., вследствие занижения условных единиц оборудования на 2021 и 2022 годы, в связи с чем неправильно рассчитан коэффициент индексации, в формуле исчисления которого применяется такой элемент как условные единицы оборудования.

Нарушение прав и законных интересов ООО «РЭС» выразилось в установлении НВВ на 2022 год с нарушением тарифного законодательства, что привело к ее занижению и установлению в экономически необоснованном размере.

Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, административный истец просил удовлетворить его административные исковые требования.

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что расчёт НВВ ООО «РЭС» осуществлен на третий год первого долгосрочного периода регулирования 2020-2022 гг. методом долгосрочной индексации НВВ. Экономически обоснованная величина НВВ ООО «РЭС» по данным РСТ Республики Мордовия составила 14 191,63 тыс. руб., подконтрольные расходы – 8 876,99 тыс. руб. При определении подконтрольных расчётов при применении метода долгосрочной индексации НВВ в формуле применяется показатель – объём условных единиц по линиям электропередачи и оборудования. РСТ Республики Мордовия при рассмотрении тарифной заявки проведён анализ представленных ООО «РЭС» копий действующих договоров аренды имущества с дополнительными соглашениями, по результатам которого объём условных единиц оборудования составил 351,19 у.е. на 2022 год. Также был пересмотрен и показатель объёма условных единиц оборудования на 2021 год, который составил 339,95 у.е.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «РЭС» Крылова Е.А. просила удовлетворить административный иск по основаниям, в нём указанным, пояснив, что расхождение в показателе объём условных единиц оборудования на 2021 год и на 2022 год возник из-за количества выключателей и протяжённости линий электросетей, которые определяются из договоров аренды, актов разграничения балансовой принадлежности линий электросетей и договоров присоединения.

В судебном заседании представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия Тимошкин Е.Н., Волков А.А. просили оставить административный иск без удовлетворения по основаниям, указанным в письменных возражениях.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц акционерного общества Техническая фирма «Ватт» (далее АО ТФ «Ватт») Спирина Т.В., акционерного общества «Мордовская электросетевая компания» (далее АО «Мордовская электросеть») Новикова Н.А. оставили разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.

В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, т.к. административный ответчик, не признавая административный иск, пояснил, что им допущены технические ошибки, вследствие которых подлежат корректировке подконтрольные расходы, НВВ, индивидуальные тарифы, установленные в отношении ООО «РЭС» для взаиморасчётов с сетевыми организациями.

Представители заинтересованных лиц публичного акционерного общества «Россети-Волга» (далее ПАО «Россети-Волга»), общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» (далее ООО «Электротеплосеть») в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще, оснований для отложения судебного заседания не имеется, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме законность оспариваемых положений нормативного акта, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об энергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктами 8, 22, 26 Правил регулирования установление цен (тарифов) производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующего тарифного дела, проведения экспертизы предложений регулируемой организации (заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов) и принятия решения на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа, которое считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Пунктом 31 Указа главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212-УГ образована Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, которой переданы полномочия в части установления подлежащих государственному регулированию цен и тарифов, в том числе в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и всех видов пассажирских перевозок граждан.

Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 9 Постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия, к компетенции которой отнесено установление цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в РСТ Республики Мордовия образуется коллегиальный орган – Коллегия (пункт 23 Положения), состав которого утвержден приказами РСТ Республики Мордовия от 10 января 2018 г. № 01-т, от 1 февраля 2018 г. № 08-т, от 28 августа 2018 г. № 44-т, от 24 декабря 2020 г. № 66-т, от 24 февраля 2021 г. № 10-т (т. 2, л.д. 153-158).

Судом установлено, что ООО «РЭС», являющееся регулируемой территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, 30 апреля 2021 г. обратилось в РСТ Республики Мордовия с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, представив комплект обосновывающих документов (т. 1 л.д. 126).

По результатам оценки предложения ООО «РЭС» органом регулирования составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО «РЭС» на 2020-2022 годы (т. 2, л.д. 116-152).

30 декабря 2021 г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии РСТ Республики Мордовия, на котором большинством голосов членов коллегии принято решение об установлении в отношении ООО «РЭС» долгосрочных параметров регулирования, размера НВВ и индивидуальных тарифов, что подтверждается протоколом заседания правления от 30 декабря 2021 г. № 62 (т. 2, л.д. 34-56).

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что период регулирования - не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

В связи с указанными обстоятельствами 30 декабря 2021 г. принят Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия № 62 от 30 декабря 2021 г., на котором присутствовало более половины ее членов, уполномоченных рассматривать данный вопрос, что соответствует положениям постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (т. 2, л.д. 2-20).

Административным ответчиком представлена копия протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 62, подтверждающая вышеуказанные обстоятельства (т. 2, л.д. 34-56).

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (далее Приказ № 5) внесены изменения в Приказ № 284.

Приказ № 5 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 г., вступил в силу с 14 февраля 2022 г. через 10 дней после опубликования.

Таким образом, административный истец оспаривает Приказ № 284 в редакции от 1 февраля 2022 г.

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (далее Положение о РСТ Республики Мордовия), начальник РСТ Республики Мордовия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Республиканской службы.

Согласно пункту 21 Положения о РСТ Республики Мордовия обязанности начальника исполняет в его отсутствие первый заместитель.

Начальник РСТ Республики Мордовия в периоды с 27 по 30 декабря 2021 г. и с 25 января 2022 г. по 4 февраля 2022 г. находился на больничном, в связи с чем его обязанности исполнял первый заместитель.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого Приказа от 30 декабря 2021 г. № 284, судом не установлено.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

Пунктом 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 30 декабря 2021 г.

Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 г.

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следовательно, ООО «РЭС» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении общества и этим актом затрагиваются его права и законные интересы, т.к. от размера подконтрольных расходов, НВВ, индивидуальных тарифов за передачу электроэнергию зависит финансовый результат регулируемой производственной деятельности административного истца в регулируемом периоде.

Как усматривается из материалов дела, регулирующий орган на основании заявления ООО «РЭС» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год рассмотрел представленные им материалы и установил тарифы методом долгосрочной индексации НВВ.

Расчет НВВ ООО «Рузаевские электрические сети» осуществлен на третий год первого долгосрочного периода регулирования 2020 - 2022 гг. методом долгосрочной индексации НВВ.

При расчете НВВ были использованы материалы, представленные ООО «Рузаевские электрические сети» в адрес РСТ Республики Мордовия.

РСТ Республики Мордовия определила экономически обоснованную величину НВВ ООО «Рузаевские электрические сети» в сумме 14191,63 тыс. руб., подконтрольные расходы в сумме 8 876,99 тыс. руб., что на 1 603,74 тыс. руб. меньше предложения ООО «РЭС».

Административные истец и ответчик пояснили, что разногласия по данной статье обусловлены определением РСТ Республики Мордовия количества условных единиц на 2021 и 2022 годы отличным от предложения ООО «РЭС».

Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

В соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2 НВВ сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию, распределенных по уровням напряжения.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э количество условных единиц является одной из переменных в формулах расчета НВВ на соответствующий год долгосрочного периода регулирования и при ее корректировке.

Как следует из пункта 57 Методических указаний № 20-э/2 сумма условных единиц по оборудованию определяется в соответствии с Приложением 2 к названным методическим указаниям, которое, в свою очередь, содержит две таблицы № П2.1 (объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор) и П2.2 (объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 - 20 кВ в условных единицах).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования цен к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 названных правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, в частности документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

Пунктом 24 Правил регулирования цен основанием для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Одним из названных критериев является владение сетевой организацией на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также линиями электропередач (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения (пункты 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 (далее - Критерии).

Из содержания приведенных норм следует, что при определении объёма условных единиц по линиям электропередачи и оборудования в составе активов регулируемой организации могут быть учтены только те объекты, которые непосредственно связаны с передачей электрической энергии и позволяют осуществлять регулируемую деятельность, при этом права на данное имущество должны быть подтверждены документами, представленными в составе тарифного предложения.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 35-АПГ18-12.

ООО «РЭС» представлен расчёт НВВ на оказание услуги по передаче электрической энергии на 2022 год по договорам.

Сторонами представлены копии договоров аренды объектов электрооборудования с актами передачи имущества и копии актов осуществления технологического присоединения объектов электроэнергетики на основании которых составлена таблица разногласий в расчёте условных единиц между РСТ Республики Мордовия и ООО «РЭС» (т. 2 л.д. 239-250, т. 3 л.д. 1-21, 45-118).

Из перечисленных документов установлено, что по следующим договорам аренды объектов электроэнергетики количество выключателей нагрузки и протяжённость линий электропередач отличается от этих же значений, исчисленных ООО «РЭС» на основании актов осуществления технологического присоединения объектов электроэнергетики.

Договор аренды от 20 декабря 2018 г. ООО «<данные изъяты>»:

- при расчете РСТ Республики Мордовия опиралась на данные, представленные в акте приема-передачи имущества в аренду от 1 января 2019 г. и в акте приема-передачи имущества в аренду от 1 марта 2021 г., итоговый объем условных по расчету РСТ Республики Мордовия больше чем предложение ООО «РЭС»;

Договор аренды от 20 ноября 2018 г. СНТ «<данные изъяты>»:

в расчете ООО «РЭС» указало протяженность ВЛ-10 кВ 300 м (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия - 200 м (акт приема-передачи в аренду основных средств, п. 2 ВЛ 10 кВ);

- со стороны ООО «РЭС» и РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка, ВЛ-0,4кВ протяженность 6200 м (акт приема-передачи в аренду основных средств, п. 4 ВЛ-0,4 кВ) была указана как КЛ-0,4 кВ.

Договор аренды от 28 ноября 2018 г. ООО <данные изъяты>:

со стороны ООО «РЭС» и РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка, ВЛ 10кВ протяженность 22 м (дополнительное соглашение к договору аренды, п. 1.3 ВЛЗ 10кВ) была указана как КЛ-10кВ;

в расчете ООО «РЭС» указало 2 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия - 1 выключатель нагрузки, не были включены в расчет два автоматических выключателя 0,4 кВ (дополнительное соглашение к договору аренды, п. 1.2 ВА 0,4кВ), т.к. согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. №20-э/2, в расчет берутся выключатели нагрузки 1-20 кВ.

Договор аренды от 1 октября 2019 г. <данные изъяты>:

- в расчете ООО «РЭС» указало 2 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взят для расчета 1 выключатель нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.5 Разъединитель РО-10);

Договор аренды от 19 ноября 2018 г. ООО «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало 4 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взято для расчета 2 выключателя нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.2 Разъединитель РЛНД-1-10-2/400 УХЛ 1(с приводом ПР-0,1-1-УХЛ1), и 2.2 Разъединитель РЛНД-1-10-2/400 УХЛ 1(с приводом ПР-0,1-1-УХЛ1)).

Договор аренды от 23 ноября 2018 г. СНТ «<данные изъяты>»:

- со стороны ООО «РЭС» была допущена техническая ошибка, ВЛ-0,4кВ протяженностью 62 м (приложение 2 к договору аренды, п. 4, ВЛ 0,4 кВ) была указана как КЛ-0,4 кВ.

Договор купли-продажи от 1 октября 2018 г. <данные изъяты>.:

- ООО «РЭС» была допущена техническая ошибка, указало протяженность ВЛ-10кВ 350 м, по акту приема-передачи оборудования (приложение 2, п. 2 договора аренды «Высоковольтную линию электропередач ВЛ 10 кВ АС-3х50») и акту об осуществлении технологического присоединения протяженность ВЛ-10кВ 510 м.

Договор аренды от 12 декабря 2018 г. ИП <данные изъяты>.:

- в расчете ООО «РЭС» указало 2 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взят для расчета 1 выключатель нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.7 ВН-10 кВ),

- не был включен в расчет выключатель нагрузки 0,4 кВ (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.8 ВН-0,4 кВ), т.к. согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. №20-э/2, в расчет берутся выключатели нагрузки 1-20 кВ,

РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка - не был включен в расчет 1 выключатель нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.5 ПРВТ-10Р-163).

Договор аренды от 12 декабря 2018 г. АО «<данные изъяты>»:

- со стороны ООО «РЭС» была допущена техническая ошибка, указана протяженность ВЛ-10кВ 275 м, по акту приема-передачи оборудования (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 2.4 ВЛ-10кВ СИП 3 1x70 мм) и акту об осуществлении технологического присоединения протяженность ВЛ-10кВ 255 м.

Договор субаренды от 10 декабря 2018 г. ООО «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало 8 выключателей нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взято для расчета 4 выключателя нагрузки (Дополнительное соглашение к договору субаренды объектов электроэнергетики от 10 декабря 2018 г., п. 1.4 РЛНД 10, п. 2.3 РТ-10).

Договор субаренды от 4 декабря 2018 г. АО ТД «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало 2 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взят для расчета 1 выключатель нагрузки (Дополнительное соглашение к договору аренды объектов электроэнергетики от 4 декабря 2018 г., п. 1.2 Разъединитель РЛНД-1-10-2/400 УХЛ1 (с приводом ПР-0,1-1-УХЛ1)).

Договор субаренды от 29 декабря 2018 г. ООО «<данные изъяты>»:

- РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка при расчете объема условных единиц (ВЛ-10 кВ - указано 1,10 вместо 0,011).

Договор аренды от 28 июня 2019 г. ИП <данные изъяты>.:

- в расчете ООО «РЭС» указало протяженность ВЛ-10 кВ 150 м (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия - 350 м (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.2 ВЛ-10 кВ А3-34 А-34).

Договор аренды от 26 ноября 2019 г. АО «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало 4 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия взято для расчета 2 выключателя нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 2.4 РЛНД 10 кВ, п. 2.5 ВН 10 кВ), также со стороны РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка - не был включен в расчет 1 выключатель нагрузки (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.2 РМ-10-1-7).

Договор аренды от 1 ноября 2019 г. ООО «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало протяженность ВЛ-10 кВ 115 м (акт об осуществлении технического присоединения), по договору аренды протяженность ВЛ-10 кВ составляет 15 м (акт приема-передачи имущества в аренду, п. 1.3 ВЛ 6 кВ-3АС-70), со стороны РСТ Республики Мордовия была допущена техническая ошибка - при расчете указана протяжённость Вл-10 кВ 150 м.

Договор аренды от 26 июня 2020 г. ООО «<данные изъяты>»:

- в расчете ООО «РЭС» указало 2 выключателя нагрузки (акт об осуществлении технического присоединения), РСТ Республики Мордовия - 1 выключатель нагрузки (акт приема-передачи имущества по договору аренды объектов электроэнергетики, п. 1.5 РЛНД-10).

По остальным договорам аренды объектов электроэнергетики расхождений по оборудованию и протяженности линий электропередач расхождения между предложениями ООО «РЭС» и расчётом РСТ Республики Мордовия не имеется.

Стороны не оспаривали наличие вышеназванных расхождений и допущенных ошибок при исчислении объёма условных единиц по линям электропередач и оборудованию.

Представитель РСТ Республики Мордовия пояснил, что при исправлении технических ошибок в расчёте объёма условных единиц по линиям электропередач и оборудованию, подготовленном регулирующим органом, объём условных единиц по линям электропередач и оборудованию на 2022 год составил 347,06 у.е., 2021 год – 355,82 у.е., вследствие чего подконтрольные расходы ООО «РЭС» составят на 2022 год 8 878,78 тыс. руб., что на 1,79 тыс. руб. больше по сравнению с подконтрольными расходами, утверждёнными приказом в оспариваемой части, соответственно уточнённый НВВ на 2022 год составит 14 193,88 тыс. руб., что на 2,25 тыс. руб. больше по сравнению с НВВ, утверждённой приказом в оспариваемой части.

С учётом изложенного и материальных норм права, подлежащих применению при регулировании спорных административных правоотношений, суд считает необоснованными доводы административного истца о несоответствии приказа № 284 в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Ссылка административного истца на акты технологического присоединения, содержащие схемы границы балансовой принадлежности объектов энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон, содержащие сведения о наличии выключателей и протяжённости линии электропередач, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта, правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в силу законодательства, регламентирующего порядок тарифообразования в сфере электроэнергетики, наличие у регулируемой организации прав в отношении объектов электросетевого хозяйства, подлежащих учету при установлении тарифов, должно быть достоверно подтверждено документами, представленными в регулирующий орган. Такими документами являются договоры аренды, составными частями которых являются акты передачи объектов электроэнергетики. Вышеперечисленные акты присоединения, содержащие схемы границы балансовой принадлежности не являются документами, подтверждающими право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности.

При оценке правомерности указанных действий тарифного органа суд исходит из того, что с учетом положений пункта 17 Правил государственного регулирования, на регулируемой организации лежит обязанность при обращении с заявлением об установлении тарифов представить обосновывающие их материалы.

ООО «РЭС», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления предлагаемого уровня тарифа.

Неисполнение данной обязанности влечет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом тарифного решения без учета всех обстоятельств экономической деятельности предприятия, поскольку при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Предусмотренная пунктом 19 Правил государственного регулирования возможность запроса дополнительных материалов является реализацией дискреционных полномочий тарифного органа и не может рассматриваться как его обязанность. В случае непредставления регулируемой организацией документов, расчетов, обоснований, подтверждающих необходимость включения отдельных расходов в НВВ, орган регулирования рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) на основании тех сведений, которые у него имеются, в том числе с использованием самостоятельных экспертных оценок, что следует, в частности, из системного толкования пунктов 29, 31 Основ ценообразования и пункта 24 Правил государственного регулирования.

Вместе с тем судом установлено, что РСТ Республики Мордовия допущены технические ошибки при расчёте объёма условных единиц по линиям электропередачи и оборудования, следствием чего явилось уменьшение подконтрольных расходов и НВВ, что также привело и к ошибочности показателей индивидуальных тарифов, используемых для взаиморасчётов между сетевыми организациями при осуществлении регулируемой деятельности.

Вследствие изложенного в оспариваемой части Приказ № 284 подлежит признанию недействующим как не соответствующий требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, но не по доводам административного истца.

Отклоняется как несостоятельный и довод административного истца о том, что приказ в оспариваемой части подлежит признанию не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду пересмотра объема условных единиц по линиям электропередачи и оборудования за 2021 год, используемого как базовый для индексации подконтрольных расходов на 2022 год, при том, что приказ, устанавливающий подконтрольные расходы ООО «РЭС» на 2021 год, не пересматривался в части объема условных единиц по линиям электропередачи и оборудования. В силу пункта 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В связи с изложенным использование в расчёте индексации подконтрольных расходов показателя объема условных единиц по линиям электропередачи и оборудования, определённого в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому отвечающего требованиям экономической обоснованности, в полной мере соответствует положениям пункта 7 Основ ценообразования. Применение показателя объема условных единиц по линиям электропередачи и оборудования, используемого как базовый при индексации подконтрольных расходов на 2022 год отличного от этого же показателя, примененного при установлении тарифов на 2021 год, вышеназванного вывода не опровергает, и не означает, что при индексации НВВ на 2022 год регулирующий орган не вправе использовать объективный показатель как базовый для индексации, при установлении что этот же показатель в предыдущем году регулирования определён с ошибками.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению частично административный иск в части признания не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия, оспариваемого приказа в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети»: НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год; долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций; НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь); индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия.

В соответствии с абзацем третьим пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый приказ не устанавливает права граждан и организаций, а регулирует величину НВВ сетевой организации, которая в свою очередь влияет на определение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, признание указанного нормативного акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу не будет отвечать интересам защиты прав административного истца, создаст правовую неопределенность при взаиморасчетах сетевых организаций в период с принятия оспариваемого постановления до даты вступления решения суда в законную силу. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с РСТ Республики Мордовия в пользу ООО «РЭС» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 руб., подтверждённые платёжным поручением № <№> от 1 марта 2022 г.

Руководствуясь статьями 174, 178-180, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети» удовлетворить частично.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети»:

- НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год, установленной в подпункте 9 таблицы 1 Приложения 1 к приказу;

- Долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, установленных в пункте 10 Приложения № 3 к приказу;

- НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь), установленной в пункте 11 Приложения № 4 к приказу;

- Индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия, установленных в пунктах 23, 24, 25, 26 Приложения № 5 к приказу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или в печатных изданиях газетах «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рузаевские электрические сети» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 г.