ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-1/14 от 17.01.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Противодействие коррупции     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                          


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                     A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Дело № 3-1/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Курган 17 января 2014 года

Курганский областной суд в составе:

судьи Бурматовой Н.В.,

при секретаре судебного заседании ФИО1,

с участием прокурора Богомазовой Л.В.,

заявителя ФИО2, представителя Правительства Курганской области ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 января 2014 года гражданское дело по заявлению  о признании незаконным и недействующим решения Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана» в части утверждения проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана с уменьшенной площадью усадьбы памятника истории федерального значения «Дом декабриста ФИО5» в <...>,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим решения Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана» в части утверждения проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана с уменьшенной площадью усадьбы памятника истории федерального значения «Дом декабриста ФИО5» в <...>.

В обоснование доводов ФИО2 указал, что решением Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27 утвержден «Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана», которым здание в <...> – «Дом декабриста ФИО5», обозначен в качестве здания, состоящего под охраной и установлена его охранная зона, то есть данным проектом была утверждена граница зоны охраны объекта культурного наследия «Дом декабриста ФИО5». Усадьба дома декабриста ФИО4 в г. Кургане в соответствии с картами г. Кургана 1864 года, 1900 года занимала площадь ограниченную улицами Советской и М.Горького в г. Кургане, однако, при установлении охранной зоны это обстоятельство не принято во внимание, и площадь охранной зоны памятника истории федерального значения «Дом декабриста ФИО5» в <...>, установлена в меньшем размере – только половина усадьбы, вторая половина оказалась в зоне регулирования застройки.

Указанное обстоятельство противоречит положениям Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33, Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, при этом нарушается его право на беспрепятственное восприятие памятника истории как единого целого с земельным участком, который связан с домом декабриста исторически и функционально.

В судебном заседании заявитель на доводах заявления настаивал.

Представитель Правительства Курганской области заявленные требования не признал, пояснив, со ссылкой на п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», что решение Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана» нормативным правовым актом не является. Кроме того вопросы, регулируемые оспариваемым актом, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, урегулированы субъектом в рамках своих полномочий и федеральному законодательству не противоречат.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора областной прокуратуры Богомазовой Л.В., полагавшей, что требования ФИО2 удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

30 августа 1960 года Советом Министров РСФСР издано постановление № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», которым утвержден список памятников культуры, согласно приложению № 1, подлежащих охране как памятники государственного значения (л.д. 64).

Согласно приложению № 1 в Список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения включен дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке , расположенный по адресу: <...> (л.д. 67).

16 декабря 1983 года Министерством культуры СССР выдан паспорт памятника «Дом декабриста А.Е. Розена», расположенного по адресу: <...> (л.д. 68-72).

Согласно данным учетной карты объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке декабрист ФИО5 включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 73, 74).

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации Президентом Российской Федерации 20 февраля 1995 года издан Указ № 176, пунктом 2 которого установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (Приложение № 1) с дополнениями согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624.

Таким образом, объект – «Дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке » имеет статус объекта культурного наследия и подлежит государственной охране.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 7, 11 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране объектов культурного наследия, которая включает в себя, в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

В настоящее время порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

26 апреля 2008 года Правительством Российской Федерации издано Постановление № 315, которым утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение) устанавливающее порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Согласно пункту 2 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Оспариваемым заявителем решением Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27 утвержден «Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана», которым здание в <...> – «Дом декабриста ФИО5» обозначено в качестве здания, состоящего под охраной и установлена его охранная зона, то есть данным проектом была утверждена граница зоны охраны объекта.

Проект зон охраны памятников истории и культуры города Кургана был разработан Головным проектным институтом гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Кургангражданпроект» по заказу областного управления культуры.

Объект культурного наследия «Дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке ФИО5», расположен по адресу: ул. Советская, 67, зона охраны памятника установлена вдоль ул. Советская, ул. Володарского, до середины квартала между улиц Советская и М.Горького. По ул. Советская, 69, 73, 75 также расположены здания, являющиеся памятниками, в отношении которых также установлена охранная зона, вдоль ул. Советская до ул. Комсомольской, что видно из представленной в материалы дела копии проекта охранных зон, территория внутри границы вдоль ул. Комсомольской, ул. Советской, ул. Володарского, обозначена, как территория охранной зоны памятников по ул. Советской, ул. Комсомольской (графический материал – л.д. 118 – 120). Граница охранной зоны является достаточной для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия, установлена с учетом сложившегося характера застройки и землепользования данной территорией.

По пояснениям заявителя ФИО2 охранная зона памятника истории «Дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке ФИО5» должна была быть установлена в большем размере – в границах бывшей усадьбы ФИО5 от ул. Советской до ул. М.Горького, в соответствии с картами г. Кургана 1864 года и 1900 года (л.д. 11).

В ходе судебного разбирательства заявитель указывал, что охранная зона памятника была установлена в соответствии с представленным им чертежом и частично продолжена до ул. М.Горького (л.д. 51). Однако, доказательств этого, кроме пояснений заявителя и выполненного им же чертежа, в материалы дела не представлено и пояснения заявителя в этой части противоречат представленным в материалы дела графическим материалам, поэтому суд, при рассмотрении спора, используя проект охранных зон, исходит из того, что зона охраны памятника «Дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке ФИО5» была установлена в соответствии с представленным в материалы дела представителем заинтересованного лица Правительства Курганской области проектом (л.д. 119).

На дату вынесения решения Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27, которым утвержден «Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана» действовал Закон СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в соответствии со статьей 19 которого в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

В пределах указанных зон запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или союзной республики.

В соответствии со статьей 34 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Исходя из изложенного, зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения на дату вынесения оспариваемого решения устанавливались исполнительными комитетами областных Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Главное управление охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР совместно с Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 15 сентября 1989 года письмом за № 14-26/6 –ом согласовало проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана, разработанный институтом «Кургангражданпроект», при условии устранения недостатков, которые изложены в экспертном заключении (л.д. 26).

В выводах приобщенного к письму экспертного заключения имеется общее указание на то, что неправильно определять территорию памятника или группы памятников в охранную зону, охранная зона имеет более широкое толкование, она требует расширения своих границ ради обеспечения наилучшего обзора памятника или целого ансамбля. В проекте же охранной зоной является только территория самого памятника, из нее искусственно исключены части улиц, прилегающих к этой территории, возможные коридоры видимости. Следует уточнить границы зон (л.д. 30).

В исследовательской части экспертного заключения также указано, что слабым местом в проекте является отсутствие обоснования границ охранных зон, не говоря уже о простом описании их в записке (л.д. 28).

Однако, в выводах экспертного заключения конкретное указание на неправильное определение границ охранной зоны памятника истории «Дом, в котором с 1832 по 1837 годы жил в ссылке ФИО5» не содержится, проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана согласован в установленном законом порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27 «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с действующим на дату его принятия законодательством, согласован с Министерством культуры РСФСР, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, то есть порядок его принятия не нарушен.

В обоснование доводов заявления ФИО2 ссылается на нарушение приведенных выше положений статьи 19 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статьи 34 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33.

Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (п. 30 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 (разработанной на основании Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865), недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами.

Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.

В силу пункта 1.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 (данная Инструкция была разработана также в соответствии с сохраняющим свое действие Положением об охране и использовании памятников истории и культуры) границы территории недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под охрану государства, то есть с момента включения его в список недвижимых памятников истории и культуры, утверждаемый в установленном порядке, и указываются в учетных документах. В пределах территории памятника на основании действующего законодательства, в зависимости от вида и значимости охраняемого объекта, государственными органами охраны памятников устанавливается режим содержания и использования, обеспечивающий возможность его изучения, сохранения и реставрации.

Зоны охраны устанавливаются вокруг недвижимых памятников истории и культуры, которыми могут быть: архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы - исторические центры населенных пунктов, кварталы, площади, улицы, системы или элементы планировки и застройки; отдельно стоящие здания и сооружения, произведения садово - паркового и ландшафтного искусства, памятные места, связанные с историческими событиями, памятники археологии, произведения монументального искусства.

На территории зон охраны памятника устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования с целью создания условий, способствующих сохранению памятника, как градоформирующего фактора при реконструкции исторических населенных пунктов, включения его в новую градостроительную среду (пункт 1.4 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33).

Из приведенного усматривается, что недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами, территорией памятника является и земельный участок, непосредственно занимаемый им и связанный с ним исторически и функционально.

Из описания объекта и выводов об его историко-культурной ценности, видно, что дом, в котором с 1832 по 1837 годы проживал декабрист ФИО5, был построен в 1786 году. Дом деревянный, рубленный одноэтажный с полуподвалом (цокольным этажом) под частью здания, поставлен по красной линии улицы Советская, конфигурация дома близка к квадрату. Здание неоднократно перестраивалось в связи со сменой владельцев, в процессе реставрации, завершенной в 1983 году, был восстановлен облик, приданный дому перестройками, произведенными в 1890-х годах, когда в нем размещалось первое общественное собрание города Кургана. Как памятник архитектуры дом интересен композицией фасадов с крупными формами окон и тщательно прорисованным декором.

В настоящее время в здании расположено Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Кургана «Детская школа искусств № 1» (л.д. 145-150).

Из приведенного описания объекта усматривается, что объектом, представляющим историко-культурную ценность, является дом – отдельно стоящее здание, на сопряженной с ним территории установлена зона охраны.

Зоны охраны устанавливаются вокруг недвижимых памятников истории и культуры.

Охранная зона - территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия (пункт 2.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33).

Заявителем в ходе судебного разбирательства не приведено объективных данных, свидетельствующих о том, что вся территория, ограниченная улицами Советская – М.Горького, Володарского должна была быть включена в зону охраны. Ссылки заявителя на карты г. Кургана 1864 года и 1900 года, на которых усадьба занимала всю площадь, ограниченную улицами Советской, М.Горького, Володарского, буклет, изданный в 1966 году «Дом декабриста ФИО5», в котором указано, что при доме был довольно большой сад с аллеей из акаций и тенистыми березами и липами, остатки сада сохранились и поныне (л.д. 53), не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают того обстоятельства, что в зону охраны объекта культурного наследия должен быть включен весь квартал, ограниченный улицами Советская, Володарского, М.Горького.

Из проекта детальной планировки г. Кургана 1978 года видно, что часть спорного земельного участка, которая, по мнению заявителя, должна была быть включена в охранную зону, была застроена на дату разработки проекта и принятия оспариваемого решения (л.д. 142).

На территории спорного земельного участка располагался амбар, который был переоборудован под жилое помещение (протокол заседания исполкома Курганского горсовета от 11 февраля 1949 года, на котором рассматривалось заявление  о предоставлении амбара, расположенного по адресу ул. М.Горького, 76, для переоборудования под квартиру - л.д. 125 – 126, протокол заседания исполкома Курганского горсовета от 20 ноября 1951 года, на котором разрешено  переоборудовать амбар, расположенный по ул. М.Горького, 76 под жилое помещение), по ул. Володарского, 34 располагался шестиквартирный жилой дом, что подтверждается протоколом заседания исполкома Курганского горсовета от 6 июля 1959 года, на котором принято решение о расширении сквера по ул.Советской (угол ул. Володарского) на 0,15 га за счет смежного земельного участка шестиквартирного жилого дома Горкомхоза по ул. Володарского, 34 – л.д. 130, 131), помещение по ул. Володарского, 34 в дальнейшем было передано Гороно под детский сад (протокол заседания исполкома Курганского горсовета от 7 сентября 1960 года - л.д. 140), решение о сносе здания детского сада по ул. Володарского, 34 было принято 10 октября 1990 года (решение Курганского горисполкома от 10 октября 1990 года № 329.35 об отводе земельного участка комбинату  для строительства детского сада, со сносом здания детского сада № 19 по ул. Володарского, 34 – л.д. 116), на спорном земельном участке располагался и жилой дом по адресу М.Горького, 80 (решение Курганского горисполкома от 10 мая 1989 года № 174, от 14 июня 1989 года № 201 о выделении квартир УКСу горисполкома под строительный снос, в том числе и жилого дома по ул. М.Горького, 80 (л.д. 121-123).

Приведенное свидетельствует о том, что спорная территория на дату разработки и утверждения проекта зон охраны не была функционально и исторически связана с объектом культурного наследия и невключение в зону охраны части земельного участка, расположенного в квартале улиц Советская, Володарского, М.Горького, не препятствовало обеспечению сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде и благоприятному зрительному восприятию памятника истории.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующее на дату принятия решения Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27 «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана» законодательство, регулирующее вопросы установления зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, не нарушено.

Таким образом, оспариваемое решение Исполнительного Комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года № 27 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок принятия соблюден, решение соответствовало действующему на дату его принятия законодательству, соответственно оснований для удовлетворения заявления ФИО2 не имеется.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок опубликования, вступление в силу и прекращение действия правовых актов, принимаемых органами государственной власти Курганской области, был установлен только Законом Курганской области от 8 февраля 1995 № 2 «О порядке подготовки, принятия и введении в действие законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти области», тогда как оспариваемое решение было принято 22 января 1990 года, то есть действовавшим на тот период законодательством обязательное официальное опубликование нормативных правовых актов не было предусмотрено.

Приведенное решение, установившее охранные зоны памятников истории и культуры г. Кургана, действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на изменение существующих отношений, издано в установленном порядке управомоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поэтому является нормативным правовым актом.

Исходя из изложенного, довод представителя Правительства Курганской области о том, что оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, не может быть принят во внимание.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления  о признании незаконным и недействующим решения Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 22 января 1990 года «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана» в части утверждения проекта зон охраны памятников истории и культуры города Кургана с уменьшенной площадью усадьбы памятника истории федерального значения «Дом декабриста ФИО5» в <...>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Курганский областной суд.

Судья Курганского областного суда Н.В.Бурматова

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                    oblsud@mail.kurgan.ru