ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-1/2012 от 27.01.2012 Владимирского областного суда (Владимирская область)

                                                                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело №3-1/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Владимир 27 января 2012 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.

при секретаре Гаришине А.В.,

с участием прокурора Шигонцевой В.А.,

представителей заявителя ФИО1 по доверенности № **** от **** года ФИО2 и ФИО3, представителей Администрации Владимирской области ФИО4, ФИО5 (доверенности от **** года № ****),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия отдельных положений постановления Губернатора Владимирской области «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон,

У С Т А Н О В И Л:

Губернатором Владимирской области 31 декабря 2010 года принято постановление №1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее - Постановление №1407).

Пунктом 4.2.2 приложения №1 к Постановлению №1407 определены зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данной зоны (Р-10). В соответствии с пунктом 4.1 в зону охраняемого природного ландшафта достопримечательного места включен участок №2, а именно территория долины реки Лыбедь, система оврагов, расположенных к северо - западу от исторического центра, территория склонов оврага, в котором располагается стадион «Торпедо».

В действующей редакции постановление официально опубликовано в областной газете «Владимирские ведомости» от 15 января 2001 года №6.

ФИО6, собственник земельного участка площадью **** кв.м. с кадастровым номером ****, расположенного примерно в **** м. по направлению на юго-восток от ориентира двухэтажного жилого дома, право собственности на который зарегистрировано за ним **** года на основании договора купли - продажи от **** года, обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления №1407 в части включения участка №**** в охранную зону достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира».

По мнению заявителя, постановление в указанной части противоречит действующему федеральному законодательству: пункту 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, статьям 209 и 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает его конституционное право владения, пользования и распоряжения частной собственностью, поскольку приобретая земельный участок, рассчитывал на его использование по целевому назначению - для строительства АЗС.

В судебном заседании представители заявителя по доверенности ФИО2 и ФИО3, заявление поддержали с учетом дополнений. В окончательной редакции просили признать недействующими с момента принятия пункт 4.1 Приложения № 1 к постановлению Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года в части включения в участок № 2 территории, на которой располагается принадлежащий на праве собственности заявителю земельный участок с кадастровым номером ****, в границы зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира»; карту (схему) границ Приложения № 4; абзац 3 подпункта «б» пункта 4.2.2 раздела 4 Приложения №1 в части слов: «запрещение движения и стоянок механизированных транспортных средств, несвязанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог».

В обоснование заявленных требований ссылались на приоритетность норм земельного и градостроительного законодательства при регулировании спорных правоотношений; на отсутствие юридически оформленного объекта культурного наследия «Исторический центр города Владимира», так как данный объект не включен в единый реестр объектов культурного наследия; на нарушение порядка согласования проекта охранных зон и непроведение государственной историко - культурной экспертизы; на отсутствие композиционной связи между земельным участком заявителя и объектами культурного наследия; на нарушение пункта 5.2.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 24 января 1986 года №33 в части масштаба изготовлении карты (схемы) зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места; на расхождение картографической информации, содержащейся в проекте охранных зон; на отсутствие проектов межевания территорий и постановки на кадастровый учет; на непринятие органами государственной власти Владимирской области решений об установлении публичных сервитутов и резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении охранных зон; на установление незапроектированного запрета на движение и стоянку механизированных средств, не связанных с функционированием природно - ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог. Также полагали, что обжалуемое постановление принято Губернатором Владимирской области с превышением полномочий, поскольку на территории объекта культурного наследия регионального значения «Исторический центр города Владимира» располагается памятник федерального значения «город Владимир. Исторический центр. (Валы и культурный слой)».

Представители привлеченной к участию в деле Администрации Владимирской области по доверенности ФИО4, ФИО5, против удовлетворения заявления возражали, по основаниям, изложенным в письменных отзывах, пояснив, что достопримечательное место «Исторический центр города Владимира» объявлен объектом культурного наследия регионального значения Законом Владимирской области от 9 июня 2007 года № 65-ОЗ и подлежит государственной охране. В целях обеспечения сохранности данного объекта Губернатором Владимирской области 31 декабря 2010 года было принято постановление «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Данное постановление принято Губернатором в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением предусмотренной действующим законодательством процедуры, необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определен на основании соответствующего проекта, согласованного с Владимирским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Установленные обжалуемым постановлением режимы использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта соответствуют постановлению Правительства от 26 апреля 2008 года № 315.

Губернатор Владимирской области представил письменные возражения, в которых просил оставить заявление ФИО1 без удовлетворения по основаниям, изложенным выше.

Заслушав мнения сторон, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопроса сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле и пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ) гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; правовое регулирование в области сохранения, использования и государственной охраны названных объектов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Законом №73-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, довод заявителя о приоритетности норм Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации перед специальным Федеральным Законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при регулировании отношений в области сохранения, использования и государственной охраны названных объектов является несостоятельным.

Судом установлено, что в целях сохранения исторического и культурного наследия города Владимира Законом Владимирской области от 8 октября 1998 года № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения (в редакции Закона Владимирской области от 9 июня 2007 года № 65-ОЗ) достопримечательное место «Исторический центр города Владимира» объявлен памятником истории и культуры регионального значения, то есть, определен его статус как объекта культурного наследия регионального значения.

В соответствии со статьей 3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу статьи 4 упомянутого Федерального закона под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко - архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

Суду представлена и в материалах дела имеется копия паспорта памятника регионального значения «Исторический центр <...> года» от 5 июня 2009 года, из которого следует, что историко - культурная зона достопримечательное место «Исторический центр города Владимира» является особой территорией, сохранившей ценное историко -архитектурное наследие, историческую градостроительную структуру, уникальные элементы природного ландшафта, формирующие общую композиционно - видовую систему исторической части города (том 1 листы дела 201 - 223).

То обстоятельство, что достопримечательное место «Исторический центр города Владимира» не прошло процедуру включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не свидетельствует о несоответствии обжалуемого постановления Губернатора Владимирской области федеральному законодательству, а выявленный объект культурного наследия не перестает быть таковым и не утрачивает свою историческую ценность. Исключение из числа выявленных объектов культурного наследия возможно только при принятии решения уполномоченным органом об отказе включить такой объект в реестр.

Сам по себе реестр, в силу статьи 15 Закона №73-ФЗ, пункта 2 Приказа Росохранкультуры от 27 февраля 2009 года № 37 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» является государственной информационной системой, включающей в себя сведения об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством единый реестр ведется в целях создания банка данных об уже имеющихся объектах культурного наследия, а не в целях придания им статуса таких объектов, как полагает заявитель.

Кроме того, оспариваемым постановлением Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года вопрос о наделении достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» статусом объекта культурного наследия не разрешался. Вышеназванный Закон Владимирской области от 9 июня 2007 года № 65-ОЗ об объявлении достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» памятником истории и культуры регионального значения заявителем не оспорен, а статус объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место приобрело со дня вступления в силу Закона Владимирской области от 9 июня 2007 года №6 65-ОЗ, то есть с момента опубликования 20 июня 2007 года.

Из объяснений представителей Администрации Владимирской области следует, что по данному объекту продолжается необходимая работа по включению данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтверждается подпунктом «а» пункта 2 обжалуемого постановления № 1407 от 31 декабря 2010 года, из которого следует, что на Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, достопримечательное место «Исторический центр города Владимира» является объектом культурного наследия регионального значения, подлежащим принятию на государственную охрану субъекта Российской Федерации.

В силу статей 6, 33 - 39 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально - технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко - градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (статья 34 Закона №73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона Владимирской области № 21-ОЗ от 06 апреля 2004 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО) является компетенцией администрации Владимирской области.

Довод заявителя о том, что принадлежащий ему земельный участок входит в состав памятника федерального значения «Город Владимир. Исторический центр (Валы и культурный слой)», в связи с чем обжалуемый нормативный правовой акт принят Губернатором Владимирской области без необходимых согласований и с превышением компетенции - является необоснованным

Действительно, постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» памятник «Город Владимир. Исторический центр (Валы и культурный слой)» наделен статусом памятника федерального значения.

Вместе с тем, согласно описанию границ памятника, являющемуся приложением к паспорту данного памятника, его северная граница начинается от перекрестка улицы Луначарского и улицы Усти на Лабе и идет к западу по основанию коренного правого берега реки Лыбедь с пересечением улиц Ильинская Покатая, Нижняя Подгорная, ФИО7 спуск, Задний Боровок и заканчивается в 155 метрах к западу от улицы Никитская, переходя в западную границу. Границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении памятника федерального значения до настоящего времени не утверждены.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что земельный участок, принадлежащий заявителю, находится в зоне охраняемого природного ландшафта достопримечательного места в составе участка № 2, который имеет следующее описание: территория реки Лыбедь, система оврагов, расположенных к северо-западу от исторического центра, территория склонов оврага, в котором располагается стадион «Торпедо».

Сопоставляя описания указанных границ, суд приходит к выводу, что земельный участок, принадлежащий заявителю, не входит в состав территории памятника федерального значения.

Кроме того, согласно пояснительной записке проект зон охраны достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» корректирует проект охранных зон памятника истории и культуры и зон регулирования застройки города Владимира, охраны прилегающего ландшафта и зон культурного слоя, утвержденного решением Владимирского облисполкома от 8 декабря 1979 года № 1226/22. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что особый режим использования земель в границах зон охраны достопримечательного места «Исторический центр города Владимира», в том числе и в зоне охраняемого ландшафта, не является установленным впервые.

Доводы представителей заявителя о том, оспариваемое постановление противоречит пунктам 13 - 16 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку нарушен установленный порядок его принятия, в частности, в связи с отсутствием положительного заключения историко - культурной экспертизы по проекту зон охраны, не основаны на законе.

Пункт 1 статьи 63 Закона №73-ФЗ предусматривает, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона №73-ФЗ порядок проведения историко - культурной экспертизы объектов экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственной историко - культурной экспертизе было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 536 и вступило в законную силу 4 августа 2009 года.

Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко - культурной экспертизы утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 563 вступило в законную силу 9 ноября 2010 года.

Как следует из материалов дела, разработка проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Исторический центр города Владимира осуществлялась в 2009 году научно - проектной мастерской ОАО «В-1.» по заказу муниципального бюджетного учреждения города Владимира «В-2.» (контракт №**** от **** года) в соответствии с заданием, согласованным Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, а также Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира, то есть до установленного порядка проведения экспертизы и аттестации экспертов.

Согласно пункту 30 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (зоны охраны памятников общесоюзного значения устанавливаются по согласованию с Министерством культуры СССР, а в отношении памятников градостроительства и архитектуры - также с Госстроем СССР).

В связи с этим проект зон охраны подлежал согласованию в порядке, установленном статьей 34 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а именно с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 406, и Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 407, названные органы федеральной исполнительной власти не были наделены полномочиями по согласованию проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.

Следует отметить, что администрацией Владимирской области предпринимались попытки по согласованию проекта зон охраны достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» с указанными выше органами федеральной исполнительной власти, однако, в таком согласовании им было отказано по причине отсутствия соответствующих полномочий, что подтверждается письмами от **** года № **** и от **** года № ****.

Как следует из материалов дела, проект зон охраны согласован 11 июня 2010 года с Владимирским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, о чем представлено суду соответствующее заключение за подписью руководителя названного областного отделения.

Таким образом, согласование проекта зон охраны произведено до установления Правительством Российской Федерации порядка аттестации экспертов по проведению государственной историко - культурной экспертизы.

Довод представителей заявителя о неправомерности согласования проекта зон охраны с региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и подписания соответствующего заключения руководителем общества С. является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с Уставом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры эта общественная организация осуществляет свою деятельность на большей территории Российской Федерации. Отделения Общества в субъектах Российской Федерации - региональные отделения, являются его структурными подразделениями и действуют на основании Устава, единого для всех отделений и подразделений (пункт 3.3 Устава).

Руководство текущей деятельностью региональных отделений Общества осуществляет Президиум совета, возглавляемый председателем совета регионального отделения или по его поручению - штатным заместителем председателя соответствующего совета (пункт 19 Устава).

Председателем Президиума Владимирского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры является С.. Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, Владимирское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, как региональное отделение в лице его руководителя, наделено полномочиями по рассмотрению и проведению согласования в соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, проект зон охраны достопримечательного места «Исторический центр города Владимимира» был согласован 11 июня 2010 года с учетом требований действующего на тот момент законодательства.

Принятие Губернатором Владимирской области оспариваемого постановления в отсутствие положительного заключения историко - культурной экспертизы по проекту зон охраны не свидетельствует о нарушении установленного порядка принятия данного постановления, поскольку, как указывалось выше, процедура согласования проекта зон охраны по состоянию на 11 июня 2010 года нарушена не была, повторное согласование проекта в связи с установлением порядка проведения экспертизы и аттестации экспертов на дату принятия постановления (31 декабря 2010 года) - не требовалось.

Заявитель также указывает на несоответствие проекту зон охраны установленного режима использования земель и градостроительного регламента в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Пунктом 4.2.2 раздела 4 Приложения №1 постановления № 1407 от 31 декабря 2010 года земельный участок, принадлежащий заявителю, включен в зону охраняемого природного ландшафта достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» (в участок № 2) с режимом использования земель и градостроительными регламентами в границах данной зоны (Р-10).

Подпунктом «б» названного пункта в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий в границах охраняемого природного ландшафта:

- запрещено сжигание сухих листьев и травы, разведение костров;

- запрещено движение и стоянка механизированных транспортных средств, несвязанных с функционированием природно - ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог.

Установленный режим использования земельного участка соответствует требованиям федерального законодательства, а именно подпункту «а» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с указанной нормой закона режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом обеспечения пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий.

Кроме того, установленный запрет на движение и стоянку механизированных транспортных средств вне дорог, и не связанных с функционированием природно - ландшафтной территории, не нарушает каких - либо гарантированных прав, свобод и интересов заявителя и не содержит ограничений, не предусмотренных законом.

Таким образом, обжалуемый абзац 3 подпункта «б» пункта 4.2.2 раздела 4 Приложения №1 постановления № 1407 от 31 декабря 2010 года, устанавливающий запрет на движение и стоянку механизированных транспортных средств, несвязанных с функционированием природно - ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог, соответствует требованиям федерального законодательства и виду установленной зоны охраны объектов культурного наследия.

Также заявитель считает, что приложение № 4 к постановлению Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года, а именно «Карта (схема) границ зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места «Исторический центр города Владимира» выполнена не в том масштабе, который предусмотрен Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 (1:5000 - 1:2000).

Вместе с тем, данные требования согласно пункту 5.2.2 названной Инструкции относятся к оформлению историко - градостроительного и историко - архитектурного исследования.

Способ описания и фиксирования границ территорий объектов культурного наследия в настоящее время не урегулирован. Ни Закон № 73-ФЗ, ни постановление Правительства Российской Федерации № 315 не содержат таких требований.

Карта (схема) зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира» выполнена картографическим способом, в масштабе 1:40000.

Довод представителей заявителя о том, что выполнение карты (схемы) зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира» в указанном масштабе, а также фиксирование границ территорий объектов культурного наследия без системы координат и межевания приведет к неопределенности в вопросах реализации прав собственников соответствующих земельных участков - не относится к предмету спора.

Как следует из содержания постановления Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года, оно утверждает границы зон охраны достопримечательного места регионального значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах охранных зон, а не регулирует вопросы установления границ территорий объектов культурного наследия. Указанные понятия по своему содержанию различны.

Не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим довод заявителя об отсутствии композиционной связи между принадлежащим ему земельным участком с каким - либо объектом культурного наследия, поскольку необходимость включения того или иного земельного участка в границы зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места устанавливается проектом охранных зон достопримечательного места.

Не основан на законе довод заявителей о необоснованности утверждения зон охраны достопримечательного места без регистрации в установленном порядке ограничений (обременений) прав, возникающих на земельные участки в границах данных зон.

Пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 26 апреля 2008 года № 315, предусмотрено, что ограничения (обременения) прав на земельные участки подлежат государственной регистрации лишь на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, то есть после принятия решения об утверждении зон охраны.

Как следует из подпункта «б» пункта 2 обжалуемого постановления № 1407 от 31 декабря 2010 года исполнение обязанности по предоставлению сведений о наличии зон охраны достопримечательного места в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, возложена на Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.

Принятие либо непринятие органами государственной власти Владимирской области решений об установлении публичных сервитутов, резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд находится за рамками настоящего спора.

Доводы о нарушении оспариваемым постановлением прав заявителя ФИО1, являющегося собственником земельного участка с разрешенным использованием под строительство АЗС, и получившего отказ в выдаче разрешения на такое строительство, не относятся к предмету настоящего спора. Как следует из объяснений представителей заявителя, требования, связанные с данными обстоятельствами являлись, и являются в настоящее время предметами самостоятельных судебных споров.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года в части включения земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, в границы зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», в участок № 2 (пункт 4.1 Приложения № 1, карта (схема) границ Приложения № 4); абзаца 3 подпункта «б» пункта 4.2.2 раздела 4 Приложения №1 в части слов: «запрещение движения и стоянок механизированных транспортных средств, несвязанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог» принято в пределах компетенции администрации Владимирской области и не противоречит федеральному законодательству.

С учетом положений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих отношений.

В судебном заседании не оспаривалось участками процессами, что указанное выше постановление Губернатора Владимирской области является нормативным правовым актом, также не оспаривались вид нормативного правового акта и предусмотренные правила введения его в действие.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Принимая во внимание, что постановление Губернатора Владимирской области № 1407 от 31 декабря 2010 года, оспариваемое в указанной части, соответствует нормам федерального законодательства, не нарушает прав заявителя, суд полагает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании недействующими с момента принятия постановления Губернатора Владимирской области «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» № 1407 от 31 декабря 2010 года в части включения территории, на которой располагается принадлежащий на праве собственности заявителю земельный участок с кадастровым номером ****, в границы зоны охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», в участок № 2 пункта 4.1 Приложения № 1; карты (схему) границ Приложения № 4; абзаца 3 подпункта «б» пункта 4.2.2 раздела 4 Приложения №1 в части слов: «запрещение движения и стоянок механизированных транспортных средств, несвязанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина