Дело № 3-1/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2013 год город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Королёвой А.В.,
при секретаре Калмыковой В.В.,
с участием прокуроров Фомичева Д.Ю., Кравченко Д.В., Морозова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ульяновской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года № 06-257 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования «Город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями),
У с т а н о в и л :
Прокурор Ульяновской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года № 06-257 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования «Город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями) со дня его принятия.
Заявление мотивировал тем, что данным приказом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Город Ульяновск» и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «Город Ульяновск».
Оспариваемый приказ противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно:
Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, поскольку в приказе имеет место изменение размеров установленных нормативов; при расчете нормативов дома брались выборочно, то есть учитывались не все дома, а лишь некоторые; даже при наличии документации на некоторые дома цифры для исчислений брались не из документации на дома, а произвольно;
Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, поскольку при расчете нормативов были исключены площади общего имущества в доме;
СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», СанПин от 27 декабря 2010 года №175, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поскольку при подсчете нормативов температура внутреннего воздуха жилых помещений была принята +18 вместо +20 градусов Цельсия.
В судебном заседании представители прокуратуры области Фомичёв Д.Ю., Кравченко Д.В., Морозов А.А. заявление поддержали, пояснения дали аналогичные изложенной в заявлении позиции.
Представитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (создана в связи с реорганизацией Государственной жилищной инспекции Ульяновской области) ФИО1 заявление прокурора области поддержала.
Представители Министерства экономики Ульяновской области ФИО2 и ФИО3 просили в удовлетворении заявления отказать. Пояснили, что частично согласились с позицией прокурора, в связи с чем 16 января 2013 года оспариваемый приказ был изложен в новой редакции. Противоречий оспариваемого приказа законодательству они не усматривают.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством РФ.
23 мая 2006 года Постановлением Правительства РФ N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий 17 августа 2012 года Министерством экономики Ульяновской области принят приказ № 06-257 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования «Город Ульяновск» Ульяновской области». Данным приказом утверждены и введены в действие с 01 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (приложение №1) и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (приложение №2).
Полномочия Министерства экономики Ульяновской области по принятию данного приказа основаны на Положении о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области от 18 декабря 2007 года № 29/478 (с изменениями).
В силу Закона Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО оспариваемый приказ, в том числе изменения в этот приказ, были официально опубликованы в газете «Ульяновская правда».
Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах предоставленных Министерству экономики области полномочий и официально опубликован.
В соответствии с пунктом 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В силу пункта 19 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Город Ульяновск» и нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «Город Ульяновск» был выбран расчетный метод.
При этом в силу пункта 21 приложения к данным Правилам норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды определяется равным нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, определенному по формуле 18.
Из оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что первоначально, до внесения изменений от 16 января 2013 года, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и, соответственно, на общедомовые нужды были установлены для домов этажности с 1-го по 4-й до 1999 года постройки с календарной разбивкой по годам (с 01 сентября 2012 года, с 01 сентября 2013 года, с 01 сентября 2014 года, с 01 сентября 2015 года). При этом ежегодно размер установленного норматива увеличивался на 5%.
В новой редакции от 16 января 2013 года для указанных домов (малой этажности до 1999 года постройки) разбивки по годам не содержится, размер норматива указан тот, который был установлен в старой редакции, как норматив с 01 сентября 2012 года: 0,03001 (1-этажные дома); 0,02786 (2-этажные дома); 0,02742 (3-4-этажные дома).
В отношении домов постройки после 1999 года новой редакцией от 16 января 2013 года изменены все ранее установленные старой редакцией нормативы.
Давая оценку оспариваемому нормативному правовому акту, суд приходит к выводу о его несоответствии федеральному законодательству и законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 14-16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года (с изменениями) № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»:
срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Судом установлено, что при производстве Министерством экономики Ульяновской области расчетов нормативов для домов 1-4 этажности до 1999 года постройки норматив коммунальной услуги по отоплению составил 0,03474 (1-этажные дома); 0,03225 (2-этажные дома); 0,02886 (3-4-этажные дома).
Министерством экономики области было принято решение снизить данный размер норматива, учитывая максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год (114%). Поэтому с 01 сентября 2012 года было решено установить не рассчитанные первоначально нормативы 0,03474 (1-этажные дома); 0,03225 (2-этажные дома); 0,02886 (3-4-этажные дома), а сниженные с учетом максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год до 0,03001 (1-этажные дома); 0,02786 (2-этажные дома); 0,02742 (3-4-этажные дома).
В новой редакции оспариваемого приказа от 16 января 2013 года нормативы для домов малой этажности до 1999 года указаны именно с учетом изложенного выше.
Указанное определение размера нормативов для домов малой этажности до 1999 года постройки не соответствует указанным выше пунктам 14-16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в которых содержится исчерпывающий перечень оснований для изменения размера нормативов.
Суд не соглашается с доводом Министерства экономики области о том, что при установлении нормативов следовало руководствоваться максимальным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год.
Требование о соответствии платы граждан за коммунальные услуги, указанные в статье 157 Жилищного кодекса РФ, предельным минимальным и (или) максимальным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги было предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ (в редакции от 25 июня 2012 года) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Однако положения этой статьи действовали до 01 января 2012 года.
Сам же Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ предметом регулирования предусмотрел установление основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Данный закон не регулирует установление и применение предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Таким образом, расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для домов малой этажности до 1999 года постройки был основан на недействующем нормативном правовом акте.
Установленные новой редакцией от 16 января 2013 года нормативы для домов после 1999 года постройки также не соответствуют требованиям пунктов 14-16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, так как Министерством экономики области не представлено доказательств того, что изменение размеров нормативов было основано на предусмотренных данными пунктами Правил основаниях.
В судебном заседании представитель Министерства экономики области пояснил, что изменение размера нормативов для домов после 1999 года постройки произошло потому, что при расчете тепловой нагрузки домов была применена таблица и соответствующая формула, которая применяется при отсутствии документации на дом.
Суд критически относится к данному обоснованию изменения размера нормативов, поскольку, как установлено в судебном заседании, при предыдущем подсчете нормативов размер тепловой нагрузки домов определялся также без учета документации на дома, при этом цифры брались произвольно.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал на 1 кв.м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) рассчитывается, согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, по формуле:
,
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), рассчитываемое по формуле 19;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Количество тепловой энергии - одно из составляющих указанной выше формулы – рассчитывается следующим образом:
,
где:
- часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час);
- температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C);
- среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C);
- расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);
- продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже;
24 - количество часов в сутках;
- коэффициент перевода из ккал в Гкал.
Количественные значения , , и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (в редакции постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 258).
Материалами дела установлено, что при расчете количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, Министерством экономики области показатель температуры внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений () был взят в размере +18 градусов Цельсия.
Давая оценку правильности такого подсчета, суд учитывает следующее.
Пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 44 указанных Правил предусмотрено, что температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2001 года № 354, отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 градусов Цельсия (в угловых комнатах +20), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 градус Цельсия и ниже – в жилых помещениях не ниже +20 градусов Цельсия (в угловых комнатах +22); в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 5161702000).
В соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» город Ульяновск отнесен к районам с наиболее холодной пятидневкой.
Несмотря на указанные выше требования, при расчетах показатель был взят Министерством экономики области в размере +18 градусов Цельсия, а не +20, что является нарушением законодательства.
Довод представителей Министерства экономики области о том, что показатель должен быть выведен как средняя температура в жилом помещении, то есть как средняя арифметическая (16 кухня + 20 жилая комната) : 2 = 18, не основан на нормативных правовых актах, которые применяются в данном случае.
Понятие показателя дано в самой формуле, при этом в нем не содержится такого термина как «средняя», а указано именно как температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C). Также имеется прямое указание на применение пункта 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению подсчитаны неправильно, поскольку неправильно подсчитана одна из составляющих формулы подсчета норматива, в силу чего оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан соответствующим федеральному законодательству или законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Давая оценку правильности невключения Министерством экономики области площадей общего имущества в многоквартирных домах при расчете рассматриваемых нормативов, суд исходит из следующего.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м), является одной из составляющих формулы определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» - это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов «коммунальные услуги» - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Статья 36 Жилищного кодекса РФ, пункт 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (с изменениями), содержат следующий перечень помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, это:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Материалами дела установлено, что Министерством экономики области при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при определении площади общего имущества в многоквартирных домах брались только площади лестничных клеток.
Иные площади общего имущества (например, тамбуры, колясочные, комнаты для консьержек, коридоры, поэтажные коридоры, комнаты для хранения инвентаря для уборки дома и придомовой территории, лифтовые шахты) не брались в расчет по причине того, что данные по иным площадям, входящим в состав общего имущества, не были представлены муниципальным образованием, поэтому Министерство экономики области располагало данными только о площадях лестничных клеток.
Проанализировав все указанные выше нормы, суд приходит к выводу о том, что при определении площадей общего имущества в многоквартирном доме для цели исполнения Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 следует исходить из взаимосвязи положений статьи 36 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Из анализа этих норм следует, что в показатель следует включать те площади общего имущества, которые являются используемыми потребителями коммунальных услуг и в которых законодательством предусмотрено поддержание определенной температуры.
Поэтому включение в показатель только лестничных клеток не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, как следует из расчетов Министерства экономики Ульяновской области, положенных в основу оспариваемого приказа, при производстве расчетов не принимались во внимание и площади нежилых помещений, которые не являются общим имуществом, хотя эти площади также предусмотрены формулой определения норматива коммунальной услуги по отоплению.
Согласно представленным расчетам, Министерство экономики области неверно истолковало само значение .
Так, согласно формуле, - это общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м).
Поэтому термин «общая площадь жилых домов» относится к домам, не являющимся многоквартирными.
Министерством же фактически введен не предусмотренный формулой показатель «общая площадь жилого дома», который состоит из суммы жилой площади жилых домов и жилой площади и лестничных клеток многоквартирных домов.
Давая оценку доводам представителей прокуратуры, представителей Министерства экономики области и Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о включении либо невключении при подсчетах нормативов площадей чердаков и подвалов, суд исходит из следующего.
Помещения чердаков и подвалов, применительно к целям исполнения Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306, не могут включаться при подсчете норматива коммунальной услуги по отоплению в площадь общего имущества многоквартирного дома, если они не являются отапливаемыми местами общего пользования.
Оспариваемый приказ Министерства экономики области в примечании к приложению № 2 содержит в себе указание на то, что при расчете размера платы коммунальной услуги по отоплению не учитываются площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, лестниц, колясочных помещений, тамбуров в случае, если проектной документацией теплоснабжения дома, многоквартирного дома не предусмотрено отопление межквартирных лестничных площадок, коридоров, лестниц, колясочных помещений, тамбуров.
Суд считает, что данное указание вызывает неоднозначное толкование.
Оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а не плату за коммунальную услугу.
Из пояснений представителя Министерства экономики области следует, что в тех домах, где места общего пользования не оборудованы отопительными приборами в соответствии с проектной документацией, граждане не будут оплачивать коммунальную услугу по отоплению на общедомовые нужды, а будут оплачивать только коммунальную услугу по отоплению жилого помещения.
Однако, как уже указывалось ранее, в силу пункта 21 приложения к Правилам установления и определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды этот норматив определяется равным нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, определенному по соответствующей формуле.
Неоднозначное толкование оспариваемого приказа заключается в том, что при подсчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилого помещения Министерством экономики области учитывалась без градации (предусмотрено отопление общего имущества проектной документацией дома или нет). В силу этого лестничные клетки, как отапливаемые, так и не отапливаемые по проекту дома, вошли в расчет норматива потребления рассматриваемой коммунальной услуги.
В связи с этим потребители коммунальной услуги вводятся в заблуждение относительно того, является ли единым подход при определении площадей общего имущества, входящих в формулу при подсчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению и входящих в формулу подсчета оплаты за коммунальную услугу.
В судебном заседании представитель Министерства экономики области признал, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению использовался выборочный подход, выборка делалась по отдельным типовым домам, а не по всем домам. Кроме того, по некоторым домам в расчетах ставились не те величины, которые были указаны в паспортах домов.
Таким образом, при подсчетах были нарушены требования пункта 20 приложения к Правилам, в котором говорится, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по формуле № 20.
Кроме того, ссылаясь на подсчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению по домам после 1999 года постройки (приказ в редакции от 16 января 2013 года), представители Министерства экономики области сослались на то, что ввиду отсутствия документации на дома часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных жилых домов была рассчитана по формуле:
,
где:
- нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4;
S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).
Однако, как указывалось в решении ранее, Министерство экономики области при расчетах располагало только двумя данными – жилой площадью и площадью лестничных клеток.
Таким образом, часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных жилых домов не могла быть подсчитана правильно из-за отсутствия данных по площадям нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составляющих показатель S.
Кроме того, судом установлено, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению Министерство экономики области использовало представленные муниципалитетом данные по домам без разбивки их на оборудованные и необорудованные общедомовыми приборами учета.
Таким образом, при подсчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению учитывались данные и по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, что противоречит самому смыслу и предназначению установления рассматриваемого норматива.
В процессе рассмотрения дела суд обязал Министерство экономики области представить тот пакет документов по домам, который представлялся муниципалитетом для производства Министерством экономики области расчетов нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из представленного пакета документов усматривается следующее.
Министерство экономии области для производства расчетов запросило 24 мая 2012 года у глав администраций муниципальных образований сведения по жилым домам. В ответ на указанный запрос Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска 29 мая 2012 года представил в Министерство экономики области сведения по домам, которые содержали в себе только следующие сведения: улица, номер дома, год постройки, общая площадь жилого дома, общая площадь дома, этажность. Такие сведения, как: площадь жилых, площадь нежилых помещений в многоквартирных домах, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, – эти сведения не содержали.
26 июля 2012 года Министерство экономики области запросило у глав администраций муниципальных образований уточненную информацию по площадям, а также замечания и предложения по расчетам нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в срок до 01 августа 2012 года.
06 августа 2012 года исполняющий обязанности главы администрации города Ульяновска сообщил Министерству экономики области о том, что с 23 июля 2012 года начато комиссионное обследование многоквартирных домов для определения площади помещений мест общего пользования и проведения обследования инженерных систем.
Первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области письмом от 30 июля 2012 года поручил главам муниципальных образований в срок до 01 сентября 2012 года совместно с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающими организациями провести техническое обследование многоквартирных домов с целью подтверждения технических характеристик домов.
Исполняющий обязанности главы администрации города Ульяновска письмом от 15 августа 2012 года просил продлить срок исполнения поручения об обследовании домов в связи с большим объемом обрабатываемой информации.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого приказа – 17 августа 2012 года – Министерство экономики области не располагало необходимыми данными по многоквартирным жилым домам, в силу чего произведенные Министерством расчеты нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению нельзя признать объективными и правильными.
Не располагало Министерство экономики области такими данными и на 16 января 2013 года, что было установлено в судебном заседании.
Суд критически относится к сведениям, представленным директору Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики области из Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска по площадям мест общего пользования в МКД, так как в письме нет ни даты, ни исходящего номера, ни номера запроса, на который дан этот ответ. Кроме того, в данных сведениях под местами общего пользования в многоквартирных домах указаны только лестничные клетки, что не является объективным и правильным.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого приказа, в том числе изменений к нему от 16 января 2013 года, Министерство экономики области при расчетах нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не располагало не только необходимыми данными по жилым домам, которые должны были быть учтены при расчетах, согласно формулам, но также не располагало данными по домам, которые предусмотрены пунктом 3 Правил утверждения и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Судом также установлено, что при расчете нормативов потребления Министерство экономики области вывело единые показатели для многоквартирных домов малой этажности и для жилых домов, при этом исходило из обобщенных данных, без разбивки на многоквартирные дома малой этажности и жилые дома, что также не является правильным.
Норматив по многоквартирным домам и жилым домам не может быть единым, так как при подсчете норматива потребления коммунальной услуги по жилым домам не может быть использован такой показатель, как площадь общего имущества в многоквартирных домах.
Поэтому нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях домов должны были быть подсчитаны и установлены отдельно от нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов малой этажности.
Как указывалось в решении ранее, норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды - это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
У жилых домов, не являющихся многоквартирными, нет площадей общего имущества, поэтому и нет общедомовых нужд в том понятии, которое используется в Правилах от 23 мая 2006 года № 306.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При определении даты, с которой приказ признается недействующим, суд учитывает, что применение данного приказа непосредственно связано с денежными расчетами между потребителями коммунальной услуги и исполнителями этой услуги.
В связи с этим приказ следует признать недействующим с момента его принятия, то есть с 17 августа 2012 года.
Требование прокурора об обязании Министерства экономики области опубликовать судебное решение в официальных печатных изданиях не рассматривается судом как разрешаемое в порядке нормоконтроля требование.
Обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Руководствуясь статьями 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Ульяновской области удовлетворить.
Признать приказ Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года № 06-257 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования «Город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями) недействующим с момента принятия – 17 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционных жалоб, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королёва А.В.