ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-1/2014 от 23.01.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Кызыл 23 января 2014 года

 Верховный Суд Республики Тыва в составе

 председательствующего Канзая А.А.

 при секретаре Натпите К-Д.М.

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Республики Тыва от 02.11.2010 № 478 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта»,

 с участием прокурора Ойдуп У.М., представителя правительства Республики Тыва Бузур-оола А.А.

 У С Т А Н О В И Л :

 02 ноября 2010 года правительством Республики Тыва принято постановление № 478 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» (далее - постановление), которое было опубликовано в
приложении 7, спецвыпуск газеты «Тувинская правда», 01 марта 2011 г. Изменения, внесенные в Положение, постановлением Правительства
Республики Тыва от 02 марта 2011 г. № 147, опубликованы в приложении 12
спецвыпуск газеты «Тувинская правда», 12 апреля 2011 г. Изменения, внесенные в Положение, постановлением Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2013 № 714, опубликованы 16 декабря 2013 г. на официальном сайте Правительства Республики Тыва www.gov.tuva.ru.

 Пунктом 1 постановления утверждено Положение об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта на территории Республики Тыва (далее - Положение).

 В абзаце втором п. 4.6. Положения (в ред. от 11 декабря 2013 г.) установлено, что решение об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта (или об отказе в ее оказании) принимается в течение 30 дней со дня обращения заявителя и предоставления им необходимых документов.

     Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца второго п. 4.6. Положения в части слова «30 дней» ссылаясь на их противоречие части 3 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которым уже установлен срок отличный от срока определенного субъектом Российской Федерации.

 В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

 В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва Бузур-оол А.А. с заявлением прокурора не согласился.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно частям 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

 Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, Федерального закона "О государственной социальной помощи”, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.

 Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи” предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.Частью 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи” установлено, что порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7 приведенного Федерального закона).

 Статьей 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" установлен порядок назначения государственной социальной помощи.

 Так, часть 2 указанной статьи устанавливает, что государственная социальная помощь, назначается по заявлению гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

 Из изложенных выше положений федерального законодательства следует, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи, а также устанавливать порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом данные полномочия осуществляются в части не урегулированной федеральным законом.

 Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий правительством Республики Тыва утверждено Положение, пункт 4.6. которого в части слов "30 дней" устанавливает иное, чем предусмотрено в федеральном законе регулирование сроков рассмотрения заявлений об оказании социальной помощи, и, увеличивая указанные сроки, создает административные препятствия для граждан и ограничивает их права на получение информации о принятом органом социальной защиты населения решении по их обращению и получение социальной помощи в срок не позднее 10 дней, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

 Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, принятый по вопросам совместного ведения, регламентирующий порядок реализации предписаний федерального законодательства, не может вводить собственное регулирование по вопросам, уже урегулированным нормами федерального закона.

 На основании изложенного, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

 В силу положений пункта 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.

 Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу абзац второй п. 4.6 Положения об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 02.11.2010 № 478 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» в части слова «30 дней».

 Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения решения суда в окончательной форме – 28 января 2014 года.

 Судья А.А.Канзай