РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-1/2015 по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и об обязании внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и об обязании внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для строительства объекта складского назначения», расположенного по адресу: <...>.
Полагает, что утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы» кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере <...> рублей является необоснованно завышенной, что влияет на определение выкупной цены земельного участка и затрагивает его права и законные интересы в связи с намерением приобретения названного объекта недвижимого имущества в собственность.
В соответствии с отчетом <...> № <...> от <...> года рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года составляет <...> рублей.
На основании изложенного просил установить кадастровую стоимость вышеупомянутого земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просит суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные истцом требования в уточненном виде поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, полагая, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны.
Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для строительства объекта складского назначения», расположенного по адресу: <...>, что подтверждается зарегистрированным в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Тульской области договором аренды земельного участка № <...> от <...> года, кадастровым паспортом земельного участка от <...> года и сторонами не оспаривалось.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.
На основании статьи 3 Закона Тульской области от 15.12.2011 года № 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты» цена земельных участков, находящихся в государственной собственности области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам объектов недвижимости определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, определенные по состоянию на 01.01.2012 года. Кадастровая стоимость находящегося в пользовании истца земельного участка с кадастровым номером <...> на основании данного Постановления установлена в размере <...> рублей (с применением среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель для соответствующих кадастровых кварталов).
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта спорного земельного участка от 12.09.2014 года.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутого земельного участка истец обратился в <...>.
В соответствии с отчетом об оценке № <...> от <...> года, выполненным данной организацией, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года составляет <...> рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.
По ходатайству истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено <...>.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении названной экспертной организации от <...> года № <...>, отчет № <...> от <...> года, выполненный <...>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в указанном отчете, подтверждается (соответствует рыночной), так как интервал отклонения между рыночной стоимостью, определенной оценщиком в указанном отчете (<...> руб.), и рыночной стоимостью, рассчитанной экспертом (<...> руб.), не значителен (не превышает 2 %).
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, на основании материалов дела и результатов аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы» и письменного отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» по существу заявленных требований от 20.11.2014 года, кадастровая стоимость находящегося в пользовании истца земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года.
На ту же дату определена и рыночная стоимость указанного земельного участка в размере <...> рублей в экспертном заключении от <...> года № <...> <...>, признанном судом относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу. На установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной названной рыночной стоимости настаивает и истец с учетом уточнения заявленных им исковых требований.
О несогласии с вышеупомянутым экспертным заключением другими лицами, участвующими в деле, включая и ответчика, в процессе судебного разбирательства не заявлялось.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка – 01.01.2012 года, рыночная стоимость находящегося в пользовании истца земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении от <...> года № <...> <...> рыночная стоимость спорного земельного участка в размере <...> рублей значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости того же земельного участка в размере <...> рублей, что влияет на определение выкупной цены земельного участка и затрагивает права и законные интересы истца в связи с имеющимся у него намерением приобретения впоследствии названного объекта недвижимого имущества в собственность.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности данного заключения, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость названного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением от <...> года № <...> <...> в размере <...> рублей.
Доводы ФГБУ «ФКП «Росреестра» о том, что названное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными, поскольку заявленные исковые требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы, включая и филиал по Тульской области.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года № П/531 с 01.03.2012 года полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице его филиалов на территории субъектов Российской Федерации).
Следовательно, органом кадастрового учета, осуществляющим наряду с иными полномочиями функции по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, на территории г. Тулы и Тульской области является ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения указанным органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и об обязании внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о вышеуказанной рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
.
Судья Т.Г. Старцева