Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Филатовой К.П.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ЗАО «Банно-оздоровительный комплекс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ЗАО «Банно-оздоровительный комплекс» обратилось в Самарский областной суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – занимаемый нежилым зданием (банно-прачечный комплекс) с прилегающей территорией, общей площадью 3 882 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 10 301 000 рублей 00 копеек.
Свои требования заявитель обосновал тем, что является арендатором данного земельного участка на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному с арендодателем – Министерством имущественных отношений. Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванного, в размере 41 035 651, 50 руб. Согласно отчета об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного ЗАО «Агентство оценки «Гранд Истейт», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 301 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО1 уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, подтвержденной заключением судебной экспертизы.
Представители Правительства Самарской области – ФИО2 и ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по доверенности ФИО3 заявленные обществом требования не признали, считают, что не имеется оснований для их удовлетворения, так как кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в письменном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что заявитель ЗАО «Банно-оздоровительный комплекс» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – занимаемый нежилым зданием (банно-прачечный комплекс) с прилегающей территорией, общей площадью 3 882 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды земельного участка, заключенный с Министерством имущественных отношений, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванного земельного участка. Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 035 651,50 руб.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Истцом в обоснование своих требований был представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненный ЗАО «Агентство оценки «Гранд Истейт», из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – занимаемый нежилым зданием (банно-прачечный комплекс) с прилегающей территорией, общей площадью 3 882 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 301 000 рублей.
Согласно экспертного заключения на данный отчет от ДД.ММ.ГГГГ за №, выполненного экспертом ФИО8 (действительный член Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный оценочный Департамент», регистрационный номер 060), экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности.
Ответчиком - ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в целях проверки достоверности представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка был заключен контракт с ООО «Самарская независимая экспертная компания». Согласно заключения ООО «СНЭК» от ДД.ММ.ГГГГ отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненный ЗАО «Агентство оценки «Гранд Истейт» по определению рыночной стоимости земельного участка, имеет ряд нарушений требований Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартов оценки, отдельно отмечено, что стоимость объекта оценки существенно занижена. Свои выводы специалист не обосновал.
По настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненного экспертом ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» ФИО4, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – занимаемый нежилым зданием (банно-прачечный комплекс) с прилегающей территорией, общей площадью 3 882 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 168 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд пришел к выводу, что требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – занимаемый нежилым зданием (банно-прачечный комплекс) с прилегающей территорией, общей площадью 3 882 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 10 168 000 руб., подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования об установлении кадастровой стоимости в размере ее рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы, суд исходит из уточненных требований заявителя. При этом суд пришел к выводу, что отличие рыночной стоимости земельного участка, определенной в результате проведения судебной экспертизы, от рыночной стоимости того же земельного участка, установленной независимым оценщиком в отчете об оценке, не свидетельствует о недостоверности той или иной. Поскольку в силу статьи 3 Закона об оценке под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, т.е. в силу закона она не должна и не может быть совершенно равнозначной. Кроме того, разницу между ними, исходя из их значений, а также размера кадастровой стоимости, нельзя признать существенной.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования ЗАО «Банно-оздоровительный комплекс» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 882,00 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 10 168 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий: