ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-2 от 25.01.2011 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-2                                                                            25  января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гудушина Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Янсон С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 января 2011 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 13.12.2010 № 378-пп),

у с т а н о в и л :

постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

  Абзацем 1 пункта 10 Порядка (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20.04.2010 № 119-пп) предусмотрено, что приобретаемое получателем субсидии жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, выбранного для постоянного проживания и расположенного на территории Архангельской области.

Заместитель прокурора Архангельской области Ананьев В.М. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных положений.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые положения не соответствуют федеральному законодательству. Ни статья 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ни статья 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которыми разработан и утвержден вышеуказанный Порядок, не содержат норм, предусматривающих возможность реализации мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения только на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован и проживает получатель субсидии. Оспариваемые положения противоречат статье 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку ограничивают гражданина в праве выбора места постоянного проживания и приобретения жилого помещения за счет средств безвозмездной субсидии на территории иных субъектов Российской Федерации, кроме Архангельской области.

После подачи заявления заместитель прокурора Архангельской области Ананьев В.М. уточнил требования, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 10 Порядка в части слов «и расположенного на территории Архангельской области».

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. заявленные уточненные требования поддержала.

Представитель Правительства Архангельской области ФИО1 не согласилась с заявлением прокурора.

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации Архангельской области от 21.10.2008 № 228-па/37, постановлениями Правительства Архангельской области от 15.09.2009 № 77-пп, от 26.01.2010 № 11-пп, от 20.04.2010 № 119-пп, от 24.08.2010 № 241-пп, от 13.12.2010 № 378-пп в указанный Порядок вносились изменения и дополнения.

Данные постановления официально опубликованы в издании «Волна» № 27, 13.04.2007, № 42, 28.10.2008, № 42, 29.09.2009, № 7, 16.02.2010, № 19, 12.05.2010, № 35, 31.08.2010, № 53, 14.12.2010, № 55, 21.12.2010.

Таким образом, прокурором оспариваются отдельные положения нормативного правового акта, официально опубликованного и вступившего в силу.

На день рассмотрения дела оспариваемые прокурором положения в установленном порядке не отменены и не утратили силу.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).

С учетом этих положений и требований части 3 статьи 252 ГПК РФ, в соответствии с которыми отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, суд считает необходимым проверить на предмет соответствия федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, абзац 1 пункта 10 названного Порядка в целом.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оспариваемые прокурором положения не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу требований части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ), гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5).

В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Федеральными законами «О ветеранах» (статья 23.2) и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 28.2) установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 и часть шестая статьи 28.2 указанных Федеральных законов).

Принятым во исполнение указанных федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па (с последующими изменениями и дополнениями), устанавливающим форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, допускается предоставление безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Содержащиеся в абзаце 1 пункта 10 Порядка предписания охватываются понятием порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данные законодательные предписания приняты органом государственной власти Архангельской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Не может быть принят во внимание довод прокурора о том, что статья 23.2 Федерального закона «О ветеранах», статья 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат норм, предусматривающих возможность реализации мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения только на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован и проживает получатель субсидии.

Следует отметить, что приведенные нормы федерального законодательства направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов и отдельной категории ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Законодательство Российской Федерации, действовавшее до 1 января 2005 года, не предусматривало обязательств государства обеспечивать указанных граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий на территории населенных пунктов одного субъекта Российской Федерации, жилыми помещениями в другом субъекте Российской Федерации.

Не содержат таких положений и действующие редакции статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Заслуживает внимания и довод заинтересованного лица о том, что размер предоставляемой субсидии зависит от средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Архангельской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Тем самым размер предоставляемой субсидии предполагает обеспечение возможности приобретения гражданином жилья на территории Архангельской области за доступную плату.

Статья 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которой, по утверждению прокурора, не соответствуют оспариваемые положения, определяет, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В то же время законодательно установленные гарантии права вышеуказанных категорий граждан по обеспечению жилыми помещениями являются мерами социальной поддержки, что не является предметом регулирования Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Вопреки утверждению прокурора оспариваемые им положения не нарушают прав граждан на выбор места жительства, поскольку они не лишают гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки, выбрать местом проживания иной субъект Российской Федерации и улучшить жилищные условия по вновь избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 13.12.2010 № 378-пп).

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд

Председательствующий                                                                Н.Б. Гудушин