КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-2/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Полозовой А.А.,
при секретаре Кусковой Н.О.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителя Законодательного собрания Камчатского края
ФИО2,
представителя Контрольно-счетной палаты Камчатского края
ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 16 сентября 2011 года № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия пункта 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 16 сентября 2011 года № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» в редакции Закона Камчатского края № 685 от 14 ноября 2011 года, предусматривающего, что к полномочиям Контрольно-счетного палаты Камчатского края отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Статьей 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены основные полномочия контрольно-счетных органов, в том числе к основным полномочиям контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации относится финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658 к полномочиям Контрольно-счетной палаты Камчатского края отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного положения федерального
законодательства пунктом 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658 на контрольно-счетный орган Камчатского края не
возложена установленная федеральным законодательством обязанность по
проведению финансово-экономической экспертизы обоснованности
финансово-экономических обоснований проектов региональных законов и
нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств
субъекта Российской Федерации, а также проектов государственных
программ субъекта Российской Федерации, что необоснованно сужает обязанности контрольно-счетного органа Камчатского края, предусмотренные действующим законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Камчатского края ФИО4 требования заместителя прокурора не признала, пояснила, что оспариваемый заявителем пункт 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658 не противоречит федеральному законодательству, так как финансово-экономическое обоснование является предметом экспертизы, на что имеется прямое указание в оспариваемой норме. При этом из существа проведения финансово-экономической экспертизы следует оценка, в том числе обоснованности финансово-экономического обоснования проектов нормативных правовых актов. Федеральное законодательство не содержит понятия государственной программы субъекта Российской Федерации, соответствующее правовое регулирование является полномочием субъектов Российской Федерации в рамках статьи 73 и части 4 статьи 76 Конституции РФ. В настоящее время законодательством Камчатского края разработка и реализация государственных программ не предусмотрена, в связи с чем, указание на государственные программы Камчатского края в оспариваемой норме отсутствует.
Представитель Контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО3 требования заместителя прокурора не признала, пояснила, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, так как Бюджетный кодекс РФ не содержит в себе понятия государственной программы субъекта Российской Федерации, законами Камчатского края принятие государственных программ Камчатского края не предусматривается. Согласно Бюджетному кодексу РФ, Закону Камчатского края от 24 октября 2007 года № 650 «О бюджетном процессе в Камчатском крае» в крае принимаются долгосрочные и ведомственные целевые программы, которые утверждаются нормативными правовыми актами Камчатского края (постановлениями Правительства Камчатского края) и подлежат направлению в Контрольно-счетную палату Камчатского края для проведения финансово-экономической экспертизы (включая экономическо-финансовое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края.
Заинтересованное лицо Губернатор Камчатского края извещен о времени и месте судебного заседания, в адрес суда поступила телефонограмма о рассмотрении дела без участия его представителя.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон) его целью является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела судом установлено, что Законодательным Собранием Камчатского края 16 сентября 2011 года принят Закон Камчатского края «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» № 658, опубликованный в газете «Официальные ведомости» от 20 сентября 2011 года № 199-200, действующий в редакции Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 685 (далее - Закон Камчатского края № 658).
Согласно оспариваемому пункту 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658 к полномочиям Контрольно-счетной палаты отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края.
Доводы заместителя прокурора края о том, что нормы, содержащиеся в пункте 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658, необоснованно сужают обязанности контрольно-счетного органа Камчатского края, в связи с чем, противоречат положениям статьи 9 Федерального закона, являются несостоятельными по следующим основаниям.
На основании пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона к основным полномочиям контрольно-счетных органов отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указав в пункте 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658, что к полномочиям Контрольно-счетной палаты Камчатского края отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края, Законодательное собрание Камчатского края в пределах своей компетенции обеспечило тем самым реализацию положений пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона.
Как предусмотрено статьей 33 Регламента Законодательного собрания Камчатского края, принятого Законодательным собранием Камчатского края 21 октября 2009 года, при реализации права законодательной инициативы субъектом этого права предоставляется в Законодательное собрание текст проекта закона или иного нормативного правового акта, к которому прилагается, в том числе финансово-экономическое обоснование.
В данном случае не использование в региональном правовом акте термина «обоснованность» при наделении Контрольно-счетной палаты Камчатского края полномочиями по проведению финансово-экономической экспертизы проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края, не влечет противоречие оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку в ходе проведения финансово-экономической экспертизы подвергаются исследованию расходные положения законопроекта, определяется их реализуемость и возможность финансирования предполагаемых в связи с этим материальных затрат, надлежащим образом дается мотивированная и опирающаяся на объективные расчетные данные оценка финансово-экономического эффекта от принятия закона, степень его влияния на экономику, что подтверждается оспариваемой нормой.
Системный анализ приведенных выше норм федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что регулирование субъектом Российской Федерации вопросов по наделению Контрольно-счетной палаты Камчатского края полномочиями по проведению финансово-экономической экспертизы проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края, не затрагивает и не меняет сам порядок проведения финансово-экономической экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края.
Как следует из оспариваемого пункта 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 658, в нем отсутствует специальная норма о наделении Контрольно-счетной палаты Камчатского края полномочиями по проведению финансово-экономической экспертизы государственных программ субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о противоречии содержания оспариваемой нормы действующему законодательству, поскольку наделение Контрольно-счетной палаты Камчатского края полномочиями по проведению финансово-экономической экспертизы проектов законов Камчатского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края, соответствует требованиям, изложенным в Федеральном законе.
Кроме того, в силу статей 179, 179.3 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с положениями статей 13, 14 Закона Камчатского края от 24 октября 2007 года № 650 «О бюджетном процессе в Камчатском крае», в Камчатском крае принимаются долгосрочные и ведомственные целевые программы Камчатского края, которые утверждаются нормативными правовыми актами Камчатского края и на основании оспариваемой нормы подлежат направлению в Контрольно-счетную палату Камчатского края для проведения финансово-экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Камчатского края (включая финансово-экономическое обоснование) в части, касающейся расходных обязательств Камчатского края.
На основании изложенного, доводы заместителя прокурора о несоответствии оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, по мнению суда, являются основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов, полномочным органом с соблюдением правил введения в действие нормативного правового акта, при этом по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора Камчатского края на основании части 1 статьи 253 ГПК РФ суд признает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия пункта 7 части 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 16 сентября 2011 года № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» в редакции Закона Камчатского края № 685 от 14 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться 6 марта 2012 года.
Судья
Камчатского краевого суда подпись А.А. Полозова
Верно:
Судья
Камчатского краевого суда А.А. Полозова