ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-20-2013 от 30.07.2013 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

                                      ВЕРХОВНЫЙ СУД                                         РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 3-20 -2013г.                                                              пост. 30.07.2013г.

                          Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.                                                                                               

при секретаре Собенниковой А.В.                                                                                                   

с участием прокурора Налетовой М.М.,                                                                                 

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 02 августа 2013г.

дело по заявлению кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 ФИО1 о признании незаконным и отмене решения №<...> от 22.07. 2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №3 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия

             у с т а н о в и л :

          08.09.2013г. в Республике Бурятия проводятся выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.

        В соответствии со ст.ст. 7, 9 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» от 06.01.2004г. N 603-III с изм. и доп.( далее - Закон Республики Бурятия от 06.01.2004г.) одна половина депутатов Народного Хурала избирается по одномандатным избирательным округам, другая - по единому избирательному округу, включающему всю территорию Республики Бурятия, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

      Решением №5 от 22.07.2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №3 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия (далее ОИК №3) ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.

       Зарегистрированным кандидатом в депутаты по данному округу является и ФИО1.

      Обращаясь в суд с заявлением, ФИО1 просит признать незаконным и отменить указанное решение, ссылаясь на то, что кандидатом ФИО2 в заявлении о согласии выдвинувшему его избирательному объединению - региональному отделению в Республике Бурятия политической партии «Гражданская платформа» баллотироваться кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия не указаны дата и номер решения съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата.

     Кроме того, кандидатом к заявлению не была приложена надлежаще заверенная копия протокола решения съезда (конференции) избирательного объединения.

     В судебное заседание ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителей по доверенностям ФИО3 и ФИО4

    В судебном заседании представители заявителя ФИО3 и ФИО4 (по доверенностям) доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что противоречия между нормами Федерального закона №67 и Закона Республики Бурятия не имеется, поскольку Федеральный закон предоставил субъектам право самостоятельно определять перечень сведении и документов, которые должен представить кандидат в депутаты для регистрации, а Закон Республики Бурятия предусматривает необходимость представления указанных документов и сведений.

     Представитель ОИК №3 ФИО5 (по доверенности) полагала заявление не подлежащим удовлетворению, т.к. списки кандидатов от политических партий по одномандатным округам, в том числе регионального отделения политической партии «Гражданская платформа», были переданы им Избирательной комиссией Республики Бурятия, ФИО2 при регистрации, действительно, представлял в ОИК протокол общего собрания своей партии о выдвижении и списки, однако их не приняли.

     Представитель заинтересованного лица - кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО2 ФИО6 (по доверенности) полагал заявление не подлежащим удовлетворению, суду пояснил, что в случае противоречия между нормами права, содержащимися в Федеральном законе №67 и законе субъекта, приоритетное значение имеет Федеральный закон №67, который не предусматривает в перечне обязательных сведений, подлежащих указанию кандидатом в его заявлении о согласии баллотироваться даты и номера решения съезда (конференции) избирательного объединения, а также представления этих документов.

    Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО2 возражения поддержал.

        Суд, выслушав представителей заявителя, представителя окружной избирательной комиссии №3, заинтересованное лицо, его представителя, заключение прокурора, полагавшего заявление ФИО1 оставить без удовлетворения, исследовав в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

      В судебном заседании было установлено и не оспаривалось представителями заявителя то обстоятельство, что списки кандидатов от политических партий и избирательных объединений по одномандатным округам, соответствующие протоколы решений съезда (конференции) политических партий и избирательных объединений, в том числе регионального отделения политической партии «Гражданская платформа», были переданы во все окружные избирательные комиссии Избирательной комиссией Республики Бурятия.

Как видно из заявления ФИО1, в качестве оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты ФИО2, он указывает на два обстоятельства: в заявлении ФИО2 не указаны дата и номер решения съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, кандидатом к заявлению не была приложена надлежаще заверенная копия протокола решения съезда (конференции) избирательного объединения.

Перечень обязательных сведений, подлежащих указанию кандидатом в его заявлении о согласии баллотироваться, предусмотрен п.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. ( с изм. и доп.) №67-ФЗ (далее Федеральный закон №67) и включает: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

      Данной нормой не предусмотрено указание в заявлении даты и номера решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.

      Действительно, п.2 ст.22 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» от 06.01.2004г. № 603-Ш ( с изм. и доп.), далее Закон Республики Бурятия №603-Ш предусматривает, что в случае выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу избирательным объединением в заявлении указывается дата и номер решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения. К заявлению прилагается надлежаще заверенная копия протокола решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.

     Суд полагает, что имеет место противоречие между нормами права, содержащимися в Федеральном законе и Законе Республики Бурятия.

      В соответствии с п.6 ст.1 Федерального закона №67 федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

     Судом проверен довод представителей заявителя о том, что в данном случае противоречие между нормами Федерального закона №67 и Закона Республики Бурятия отсутствует, Федеральным законом субъектам РФ предоставлено право самостоятельно определять перечень представляемых кандидатом сведении и документов.

      В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона №67 регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п.3.1) ст.33 настоящего ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с п.17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в п.16 настоящей статьи.

     Анализ данной нормы права позволяет сделать вывод о том, Федеральный закон №67 не предоставил субъектам Российской Федерации право самостоятельно определять перечень документов и сведении, необходимых для регистрации кандидатов.

    К тому же необходимо иметь в виду, что представитель ОИК №3 ФИО5 в суде подтвердила тот факт, что кандидат ФИО2 при регистрации хотел представить в ОИК протокол общего собрания своей партии о выдвижении и списки, однако ему в этом отказали.

     Кроме того, даже если и допустить, что кандидат ФИО2 допустил неполноту в представленных сведениях и документах, то это не может быть поставлено ему в вину.

        В соответствии с п.1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия №603-Ш, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутым им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

       При регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты ОИК №3 не выявила неполноту в представленных им документах и никаких замечаний не предъявила.

      При таких обстоятельствах у окружной избирательной комиссии не имелось оснований принять решение об отказе в регистрации кандидата ФИО2

        Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 ФИО1 о признании незаконным и отмене решения №<...> от 22.07. 2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №3 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО2 не имеется.      

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                                                        РЕШИЛ:

     Заявление кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия ФИО1 о признании незаконным и отмене решения №<...> от 22.07. 2013г. окружной избирательной комиссии избирательного округа №3 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 оставить без удовлетворения.

      На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Бурятия.

Председательствующий:                                      Т.А. Шагдарова