Дело №а–201/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2016 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием представителя административного истца ООО «Агрофирма «Агросахар-3» по доверенности Шульц О.В.,
представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Юхновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агрофирма «Агросахар-3» к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Агросахар-3» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503, площадью 9758000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, местоположение участок находится примерно в 0,1 км. от ориентира по направлению на запад, север, восток от ориентира хутор Андреевский, расположенного в границах участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 31 128 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Агрофирам «Агросахар-3» на основании акта приема-передачи недвижимого имущества в уставной капитал ООО «Агрофирма Агросахар-3» от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи недвижимого имущества в уставной капитал ООО «Агрофирма Агросахар-3» от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номерром 26:15:000000:503, общей площадью 9758000 кв. м., находящегося по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, местоположение участок находится примерно в 0,1 км от ориентира по направлению на запад, север, восток от ориентира хутор Андреевский, расположенного в границах участка, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №№, Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №.
Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от «23» мая 2016 г. составляет 90 299 556,20 руб.
Данная кадастровая стоимость установлена Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1381 от 27.11.2015 года по состоянию на 01.01.2015 г.
В доказательство недостоверности кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка истцом представлена суду оценка рыночной стоимости данного земельного участка, произведенная 14 марта 2016 г. в <данные изъяты>» <адрес>.
Согласно отчета №.№ от 14.03.2016 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № 26:15:000000:503, общей площадью 9758000 кв. м. по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 31 128 000,00 (Тридцать один миллион сто двадцать восемь тысяч) рублей.
Данные выводы оценщика подтверждены Экспертным заключением <данные изъяты>» № от 24 марта 2016 г.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № 702 от 13.05.2016 г. заявление Заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № 26:15:000000:503, общей площадью 9758000 кв. м. в размере рыночной отклонено.
Превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № 26:15:000000:503 над его рыночной стоимостью явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Административный истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, потому что это затрагивает его права и обязанности, а именно: на основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Административный истец платит земельный налог за владение и использование земельного участка. Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 ФЗ от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ч. 11 ст. 24.18 ФЗ от 29.07.1998 №135-Ф3 одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 ФЗ от 29.07.1988 №135-Ф3 в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство РФ, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Агрофирма «Агросахар-3» по доверенности Шульц О.В., поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнила и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503равной его рыночной стоимости, установленной судебной экспертизой по состоянию на 01.01.2015 г.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по доверенности Юхнова Ю.С., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что замечаний к заключению эксперта не имеет, в связи с чем просила принять законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей: Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года №382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и №№ ООО «Агрофирма «Агросахар-3» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:503, площадью 9758000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, местоположение участок находится примерно в 0,1 км. от ориентира по направлению на запад, север, восток от ориентира хутор Андреевский, расположенного в границах участка.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503, определена в размере 90299556 рублей 20 копеек. 18.12.2015 г. кадастровая стоимость внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 23.05.2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно отчету об оценке №, проведенного по заказу административного истца оценщиком <данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 31 128 000 рублей.
24.03.2016 года, в отношении отчета об оценке №, <данные изъяты>, была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение № от года.
14.04.2016г., заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения растровой стоимости, в котором просил установить в отношении земельных участков рыночную стоимость по состоянию на 01.01.2015.
Решением Комиссии от 13.05.2016 года №702, вышеуказанное заявление истца было отклонено.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство административного истца о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы № от 14.07.2016 года, выполненной экспертом ФБУ <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503, площадью 9758000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, местоположение участок находится примерно в 0,1 км. от ориентира по направлению на запад, север, восток от ориентира хутор Андреевский, расположенного в границах участка, по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 27 908 000 (двадцать семь миллионов девятьсот восемь тысяч) рублей.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении № от 14.07.2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 27 908 000 (двадцать семь миллионов девятьсот восемь тысяч) рублей.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503,равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
требования Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Агросахар-3» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:503, площадью 9758000 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, местоположение участок находится примерно в 0,1 км. от ориентира по направлению на запад, север, восток от ориентира хутор Андреевский, расположенного в границах участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 27 908 000 (двадцать семь миллионов девятьсот восемь тысяч) рублей.
Датой подачи административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать 14.04.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев