ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-202/2015 от 07.05.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 мая 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Мархееве А.М.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В.,

с участием представителя ФИО1 – ФИО2, представителей Думы Листвянского муниципального образования ФИО3, ФИО4, представителя Администрации Листвянского муниципального образования ФИО5, представителя Иркутской районной территориальной избирательной комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о неправомочности состава третьего созыва Думы Листвянского муниципального образования, возложении обязанности назначить досрочные выборы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления ФИО1 указал, что он является жителем Листвянского муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Устава Листвянского муниципального образования в состав Думы поселения входит 10 депутатов, избираемых по двум пяти мандатным избирательным округам.

15 октября 2012 года решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссией утверждены результаты выборов депутатов Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва, согласно которым было избрано 10 депутатов: ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО12 ФИО13, ФИО7, ФИО14, ФИО3, ФИО15, ФИО8.

21 августа 2013 года Думой Листвянского муниципального образования принято решение о сложении полномочий депутата Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва ФИО13 на основании его заявления.

18 марта 2015 года депутатами ФИО14, ФИО15, ФИО11 поданы заявления о сложении своих полномочий.

По состоянию на 19 марта 2015 года в составе думы Листвянского муниципального образования осталось шесть депутатов: ФИО10, ФИО9, ФИО12, ФИО3, ФИО8, ФИО7, что составляет менее двух третей от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов.

В силу статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такой состав депутатов является неправомочным, городская Дума не может осуществлять свою деятельность и принимать легитимные решения, что влечет нарушение конституционных прав заявителей на участие в осуществлении местного самоуправления через представительный орган.

ФИО1 просил суд принять решение о неправомочности состава депутатов третьего созыва Думы Листвянского муниципального образования, обязать Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию назначить досрочные выборы депутатов Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица – Думы Листвянского муниципального образования ФИО3, ФИО4 возражали против заявленных требований по мотиву того, что в соответствии с п. 4 ст. 33 Устава Листвянского муниципального образования заседание Думы правомочно, если в нем присутствуют 50% от установленного числа депутатов Думы.

Представитель Администрации Листвянского муниципального образования ФИО5 согласился с наличием оснований для признания неправомочной Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва.

Представитель районной территориальной избирательной комиссии ФИО6 не возражала против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованные лица, ФИО7, ФИО9,ФИО8, ФИО10, присутствующие в судебном заседании, поддержали позицию представителей Думы Листвянского муниципального образования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.

Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Статья 35 названного Федерального закона также содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).

Пунктом 2 части 10 статьи 40 этого же Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В соответствии со статьей 30 Устава Листвянского муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, в состав Думы входит 10 депутатов, избираемых по двум пяти мандатным избирательным округам сроком на 5 лет.

Как следует из материалов дела, в результате выборов в представительный орган местного самоуправления, состоявшихся 14 октября 2012 года, в Думу избрано 10 депутатов: ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО12, ФИО13, ФИО7, ФИО14, ФИО3, ФИО15, ФИО8.

21 августа 2013 года Думой Листвянского муниципального образования принято решение о сложении полномочий депутата Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва ФИО13 на основании его заявления.

18 марта 2015 года депутатами ФИО14, ФИО15, ФИО11 поданы заявления о досрочном сложении полномочий.

Как видно из материалов дела, заявления о сложении полномочий поданы указанными депутатами добровольно, по собственному желанию. Дата написания заявлений подтверждается штампами регистрации входящей корреспонденции Администрации и Думы Листвянского муниципального образования. Эти обстоятельства заинтересованными лицами не оспариваются, подтверждаются объяснениями представителей Думы Листвянского муниципального образования, подтвердивших, что решением Думы от 16 апреля 2015 года сложены полномочия депутатов ФИО14, ФИО15, ФИО11

Доказательств того, что вышеуказанные заявления не являлись результатом добровольного волеизъявления перечисленных депутатов либо были ими отозваны в дальнейшем, суду заинтересованными лицами не представлено.

Суд не может принять во внимание довод представителя Думы Листвянского муниципального образования ФИО4, что если Дума на 16 апреля 2015 года была неправомочна рассматривать заявления депутатов о сложении полномочий, следовательно нет решения Думы по заявлениям депутатов ФИО14, ФИО15, ФИО11, а потому их полномочия не прекращены.

Отсутствие такого решения по заявлению о сложении полномочий депутата не свидетельствует о том, что его полномочия не прекращены, поскольку они прекращаются со дня подачи заявления. Принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата относится к вопросам организации деятельности представительного органа и не может влиять на решение вопроса о правомочности состава представительного органа.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителей Думы Листвянского муниципального образования о том, что Дума правомочна, поскольку в соответствии с положениями Устава муниципального образования заседание Думы правомочно, если в нем присутствуют 50% от установленного числа депутатов Думы, и что присутствие две третьих депутатов законом предусмотрено только для первого заседания представительного органа.

Действительно, пунктом 4 статьи 33 Устава Листвянского муниципального образования предусмотрено, что заседание Думы поселения правомочно, если на нем присутствует не менее 50% от установленного числа депутатов Думы Поселения.

Однако, данное положение Устава Листвянского муниципального образования противоречит требованиям федерального закона.

Как указано выше, в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Исходя из положений статьи 44 названного Федерального закона, Устав муниципального образования не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 2 статьи 30 Устава Листвянского муниципального образования указано, что Дума Поселения правомочна, если в ее состав избрано не менее чем две трети от установленного настоящим Уставом числа депутатов. Пунктом 2 статьи 49 Устава регламентировано, что решения Думы Поселения по вопросам утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий Думы Поселения в случае самороспуска, о принятии Устава Поселения и внесении в него изменений и дополнений принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы поселения.

Судом установлено, что из установленной Уставом Листвянского муниципального образования численности депутатов Думы осталось 6 депутатов, что составляет менее чем 2/3 от установленного числа депутатов.

Поскольку такой действующий состав Думы Листвянского муниципального образования не может осуществлять свою деятельность, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для признания его неправомочным.

Заявитель ФИО1 является жителем поселка Листвянка Иркутской области, а потому неправомочность состава Думы Листвянского муниципального образования нарушает его избирательные права, гарантированные частями 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении обязанности на Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию назначить досрочные выборы депутатов Думы Листвянского муниципального образования четвертого созыва по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Из чего следует, что прекращение полномочий представительного органа муниципального образования федеральный законодатель связывает именно с моментом вступления в силу решения суда о признании состава депутатов данного органа неправомочным.

Решение суда о признании представительного органа неправомочным необходимо для реализации процедуры досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, и назначении новых выборов.

По мысли федерального законодателя, в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. При этом решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункты 3, 4, 7, 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

С учетом положений названного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и того обстоятельства, что состав депутатов представительного органа муниципального образования признается неправомочным со дня вступления в законную силу решения суда о неправомочности состава депутатов (пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), назначение досрочных выборов осуществляются после вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов, а потому возлагать обязанность на соответствующую избирательную комиссию назначить досрочные выборы до вступления решения суда в части признания неправомочным состава депутатов Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва, является преждевременным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать неправомочным состав Думы Листвянского муниципального образования третьего созыва.

В удовлетворении заявления в части возложения обязанности на Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию назначить досрочные выборы депутатов Думы Листвянского муниципального образования отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова