3-209/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2014 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Севастьяник Н.В.,
при секретаре Боренковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Е.Г. и Е.Е.Н. об оспаривании законности постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07. 2011г. № 1020 « Об утверждении проекта планировки территории квартала 43 Полюстрово, ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе» и № 1021 « Об утверждении проекта межевания территории квартала 43 Полюстрово, ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе», суд
У С Т А Н О В И Л :
Правительством Санкт-Петербурга 13.07.2011 года были приняты два постановления № 1020 « Об утверждении проекта планировки территории квартала 43 Полюстрово, ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе» и № 1021 « Об утверждении проекта межевания территории квартала 43 Полюстрово, ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе» (л.д.128-135,том 1 ).
Постановления имеют официальное опубликование в « Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга» соответственно 05.09.2011 № 33 и 19.09.2011 № 35 и в издании « Кто строит в Питербурге» (л.д. 242,том 2)
Заявители М.Е.Г. и Е.Е.Н. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанных нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, указывая при этом, что постановления Правительства Санкт-Петербурга являются незаконными, нарушающими их субъективные права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, право на сохранность объектов культурного наследия.
Заявители указали, что оспариваемые ими нормы противоречат Конституции РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону « Об охране окружающей среды», Закону Санкт-Петербурга « О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге».
Кроме того, заявители указали на то, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают требования законодательства о развитии застроенных территорий и противоречат ст.46.1 Градостроительного Кодекса РФ, а также статье 2 Закона Санкт-Петербурга № 238-39 « Об адресной программе Санкт-Петербурга « Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», согласно которым на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии не должно быть объектов капитального строительства, кроме аварийных многоквартирных домов, а также домов, снос которых планируется на основании адресных программ, а также объектов, виды разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Заявители также указали на то, что проекты планировки и межевании территории, утвержденные оспариваемыми постановлениями предусматривают застройки территории в рамках программы развитие застроенных территорий, с выборочным сносом объектов капитального строительства и оставлением ряда многоквартирных домов и нежилых зданий социальной и инженерной инфраструктуры, что по их мнению противоречит ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, т.к. на территории располагаются дома не предполагаемые к сносу, а именно те дома, в которых проживают заявители.
В судебном заседании М.Е.Г. поддержала свои требования.
Заявитель Е.Е.Н. в судебное заседание не явилась, однако интересы заявителей поддержали в полном объеме их представители по доверенности ФИО2 и ФИО3
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности ФИО4 полагал требования необоснованными.
Представитель заинтересованной стороны ООО « Реновация», по доверенности ФИО5 полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Севастьяник Н.В.., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999г № 181-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ч.1 ст.72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с иными законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч.2 и 5 ст.76).
Согласно п.п.42 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ( за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ(далее Гр.К РФ).
Так, статья 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ органов государственной власти субъекта РФ-города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2009 № 508-100 « О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. В соответствии с пунктом 13 ст.3 указанного закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно п.3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства.
Судом установлено, что оспариваемые постановления Правительства Санкт-Петербурга внесены в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по №,№ 11469, 11565, соответственно 05.08.2011 и 15.08.2011 в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.06.2004 № 438-пг.
В соответствии с порядком, предусмотренным для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга - постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 « О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга оспариваемые постановления опубликованы в Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга № 35 от 19.09.2011 и № 33 от 05.09.2011г.
Согласно части 13 ст.46 Градостроительного кодекса РФ Правительство Санкт-Петербурга с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проектам документации по планировке территории, принимает решения об утверждении такой документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учетом протокола и заключения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что публичные слушания по проектам оспариваемых постановлений проведены 20.06.2011г.(л.д.97-100) с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, установленной Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 « О порядке организации и проведения публичных слушаний и информации населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Таким образом, оспариваемые постановления Правительства Санкт-Петербурга приняты уполномоченным органом государственной власти, с соблюдением компетенции процедуры принятия нормативных правовых актов.
Статьей 46 Градостроительного Кодекса РФ установлены особенности подготовки документации по планировке территории.
При этом статьями 46-1,46-2, 46-3 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы развития застроенных территорий, которые содержат особые положения, связанные с планировкой территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Так, в соответствии с ч.3 ст.46-1 Градостроительного Кодекса РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято в случае, если на такой территории расположены:
многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 06.05.2008 № 238-39 Адресная программа содержит аналогичные нормы. Согласно с.2 данного Закона основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является в том числе:
признание многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
несоответствие вида разрешенного использования и ( или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов ( выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам, иной действующей документации Санкт-Петербурга.
При этом в соответствии с ч.5 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
Пунктом 6.2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1373 утверждено решение о развитии спорной территории, в том числе предусмотрено, что приобретение прав на земельные участки, здания, строения, сооружения, в том числе жилые и нежилые помещения, не подлежащие изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, при реализации проекта осуществляется Инвестором ООО « СПб-Реновация» в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Аналогичную норму содержит часть 6 статьи 46-2 Градостроительного Кодекса РФ.
Судом установлено, что развитие оспариваемой застроенной территории направлено, прежде всего, на решение вопроса обеспеченности граждан жилой площадью, кроме того, на социально-экономическое развитие застроенной территории, путем сноса аварийных, ветхих строений, строительства новых и реконструкции существующих строений, развития инфраструктуры. Оспариваемые постановления Правительства Санкт-Петербурга направлены на решение вопросов, позволяющих развить территорию, жилищное строительство, а значит благополучие граждан, направленное на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в проекте межевания на основании проекта планировки отображаются границы формируемых земельных участков, на которых предполагается размещение жилых домов, что в свою очередь относится к планировочному решению, реализация которого должна будет осуществляться в установленном законом порядке.
Законом Санкт-Петербурга от 06.05.2008 № 238-39 « Об адресной программе Санкт-Петербурга « « Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» утверждена адресная программа Санкт-Петербурга « « Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга», которая является основанием для проведения в установленном градостроительным, жилищным и земельным законодательством порядке мероприятий по подготовке документации, в том числе о результатах обследования застроенных территорий, необходимой для принятия Правительством Санкт-Петербурга решений о развитии указанных в адресной программе застроенных территорий.
Спорная территория входит в утвержденную указанным законом адресную программу.
Как уже отмечалось, принятые нормативные правовые акты направлены на обеспечение развития территории и не могут быть отнесены к уплотнительной застройке, на что в своих доводах ссылались заявители и их представители.
В обоснование своих доводов заявители ссылались на то, что в связи с принятием постановлений нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, т.к. в связи с планируемой уплотнительной застройкой будут снесены скверы, зеленые насаждения, ухудшится благоприятная среда обитания.
Между тем, Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88, в редакции от 26.06.2014г, « О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» установлены случаи правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений.
В силу п.п.1 п.1 ст.9 названного закона одним из таких случаев является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство получение разрешения на которые не требуется в соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса РФ.
Пункт 2 ст.11 данного закона предусматривает компенсационное озеленение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, суд полагает доводы заявителей необоснованными.
Суд полагает, что принятые постановления Правительства, оспариваемые заявителями, направлены на соблюдение баланса интересов всех жителей в обеспечении развития спорной территории, доводы заявителей на нарушение их прав представляются неубедительными.
Системный анализ действующего законодательства и доводов заявителей позволяет суду сделать вывод о том, что Правительство Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий, с соблюдением установленной процедуры, издало Постановления, при этом нарушений требований как федерального законодательства, так и законодательства Санкт-Петербурга не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 252-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление М.Е.Г. и Е.Е.Н. об оспаривании законности постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07. 2011г. № 1020 « Об утверждении проекта планировки территории квартала 43 Полюстрово,ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе» и № 1021 « Об утверждении проекта межевания территории квартала 43 Полюстрово, ограниченной пр. Мечникова, ФИО1 ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр., в Калининском районе»- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО