ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-20/15 от 02.04.2015 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2015 года Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Воейкова А.А.,

при секретаре – Русановой О.М.,

с участием:

прокурора - Щукиной Е.И.,

представителей:

заявителя ОАО «РЭСК» - ФИО1, ФИО2,

главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области – ФИО3,

ООО «РГМЭК» - ФИО4, ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 13 октября 2006 № 91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии» (в действующей редакции) в части пунктов 165, 166 таблицы приложения №1 к данному постановлению,

у с т а н о в и л:

ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее ОАО «РЭСК») обратилось в суд с указанным выше заявлением.

В обоснование своих требований указало, что ОАО «РЭСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Названным постановлением определены границы зон деятельности таких поставщиков (точки поставки электрической энергии для неопределенного круга лиц). В частности, заявитель являлся гарантирующим поставщиком электрической энергии в следующих точках:

- кабельные наконечники фидера №35 в ЗРУ 10 кВ ПС 110/10/6 "Дягилево" 3 с.ш. яч. 35 (далее кабельные наконечники фидера № 35);

- кабельные наконечники фидера №45 в ЗРУ 10 кВ ПС 110/10/6 "Дягилево" 4 с.ш. яч. 45 (далее кабельные наконечники фидера № 45).

Постановлением главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее ГУ РЭК Рязанской области) от 06.10.2014 № 84 в указанное постановление №91 внесены изменения, которыми эти точки поставки закреплены за ООО «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» (далее ООО «РГМЭК»), что повлекло невозможность для заявителя осуществлять поставку электрической энергии потребителям в этих точках, соответственно утрату материальной выгоды.

Заявитель полагает, что оспариваемые нормы приняты с нарушением правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Так, в пункте п.231 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 2 (далее Основных положений) предусмотрено, что изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика осуществляется исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства.

По мнению заявителя, отсутствует факт строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства, связанных с кабельными наконечниками фидера №35 и фидера №45, поэтому ГУ РЭК Рязанской области незаконно изменил границу зоны деятельности заявителя.

Кроме того, по мнению заявителя, Основные положения не допускают изменения (изъятия) границ зоны деятельности одного гарантирующего поставщика изменением (увеличением) границ зон деятельности другого гарантирующего поставщика.

В связи с чем, заявитель просил признать недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 13 октября 2006 № 91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии» (в действующей редакции) в части пунктов 165, 166 таблицы приложения №1 к данному постановлению.

Представитель ГУ РЭК Рязанской области заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемая норма не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку изменение границ зоны деятельности ООО «РГМЭК» произведено в результате строительства и ввода в эксплуатацию нового объекта электросетевого хозяйства, включающего в себя фидеры №35 и №45.

К участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «РГМЭК», представители которой, указали на законность оспариваемой нормы, согласившись с доводами представителя ГУ РЭК Рязанской области.

Суд, выслушав заявителя, представителей ГУ РЭК, ООО «РГМЭК», исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области правительство Рязанской области формирует исполнительные органы государственной власти Рязанской области.

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области действует в соответствии с Положением о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 «Об утверждении положения о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» и является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.

Суд считает, что в силу данных норм к компетенции ГУ РЭК относится принятие нормативных актов, связанных с изменением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Региональной энергетической комиссией Рязанской области принято постановление от 13 октября 2006 года № 91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии», которое опубликовано в газете «Рязанские ведомости» №№268-269 от 19 октября 2006 года.

Оспариваемые нормы приняты постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 6 октября 2014 №84 «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 13 октября 2006 года №91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии»», которое опубликовано в газете «Рязанские ведомости» №191 от 11 октября 2014 года.

Суд считает, что постановление Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 13 октября 2006 года № 91 (в редакции постановления ГУ РЭК Рязанской области от 6 октября 2014 №84 и других постановлений), в том числе и оспариваемые нормы, являются нормативными актами, изданными в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (как гарантирующих поставщиков, так и неопределенного количества покупателей, которым эти поставщики в точках поставки обязаны поставлять электрическую энергию), рассчитанные на неоднократное применение (неоднократное заключение договоров поставки между гарантирующими поставщиками и покупателями), направлены на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений под «точкой поставки на розничном рынке» понимается - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В оспариваемых нормах - пунктах 165, 166 таблицы приложения №1 к постановлению РЭК Рязанской области от 13 октября 2006 года №91 (в действующей редакции) говорится, что ООО «РГМЭК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии в точках поставки:

- кабельные наконечники фидера №35 в ЗРУ 10 кВ ПС 110/10/6 "Дягилево" 3 с.ш. яч. 35 (пункт 165),

- кабельные наконечники фидера №45 в ЗРУ 10 кВ ПС 110/10/6 "Дягилево" 4 с.ш. яч. 45 (пункт 166).

В первоначальной редакции постановления РЭК Рязанской области от 13 октября 2006 года №91 (то есть, до 6 октября 2014 года) пункты 165, 166 таблицы приложения №1 отсутствовали, как отсутствовало и упоминание о названных наконечниках.

Суд считает, что эти нормы не противоречат требованиям действующего законодательства.

В силу постановления Региональной энергетической комиссией Рязанской области от 13 октября 2006 года № 91 (в действующей редакции) на территории Рязанской области осуществляют свою деятельность 3 гарантирующих поставщика - ОАО «РЭСК», ООО «РГМЭК», ОАО «Оборонэнергосбыт».

В пункте 3 данного постановления говорится, что к границам зоны деятельности ООО «РГМЭК» относится часть территории г.Рязани и Рязанского района, на которой потребители присоединены к электрическим сетям МУП «Рязанские городские распределительные электрические сети» (далее МУП Рязанские электросети или «РГРЭК»), ограниченным точками поставки согласно приложению N 1.

Из данного пункта следует, что, по общему правилу, границы деятельности ООО «РГМЭК» производны от границ объектов электросетевого хозяйства (кабельных линий или фидеров), принадлежащих МУП «РГРЭК», то есть эти организации работают в сфере электроэнергетики совместно - МУП «РГРЭК» содержит сети, а ООО «РГМЭК» поставляет по ним для потребителей электроэнергию.

К границам зоны деятельности ОАО «РЭСК» относится вся территория Рязанской области, за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков ООО «РГМЭК» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

В пункте 231 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Основные положения) закреплено – «изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика осуществляется при изменении границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта), по которым определяются границы зоны деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, в случае если такое изменение границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта). В этом случае границы зоны деятельности соответствующего гарантирующего поставщика определяются границами балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта) с учетом объектов электросетевого хозяйства, вновь введенных в эксплуатацию».

В силу пункта 231 Основных положений граница зоны деятельности ООО «РГМЭК» подлежит изменению в случае изменения границ объектов электросетевого хозяйства (кабельных линий (фидеров с кабельными наконечниками)) МУП «РГРЭК», в случае если такое изменение границ произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства МУП «РГРЭК». В этом случае границы зоны деятельности ООО «РГМЭК» определяются границами, принадлежащих МУП «РГРЭК» электрических сетей, вновь введенных в эксплуатацию.

Суд считает, что на территории г.Рязани, за счет муниципальных денежных средств, для работы МУП г.Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (для ввода в эксплуатацию новых маршрутных линий троллейбуса) 1 апреля 2014 года Управлением капитального строительства г.Рязани было закончено строительство нового объекта электросетевого хозяйства (кабельные линии с соответствующими узлами и деталями (фидеры №35, №45,), он 1 апреля 2014 года передан сетевой организации - МУП «РГРЭК», его ввод в эксплуатацию состоялся 16 сентября 2014 года.

В связи с чем, Региональная энергетическая комиссия Рязанской области оспариваемыми нормами правомерно изменила границу зоны деятельности ООО «РГМЭК» определив ее границей, принадлежащий МУП «РГРЭК», вновь введенный объект электросетевого хозяйства.

Факт строительства муниципальным образованием г.Рязани нового объекта электросетевого хозяйства сетевой организации подтверждается: муниципальным контрактом от 18 февраля 2011 года; распоряжением администрации г.Рязани от 6 февраля 2014 года №212-р об окончании строительства объекта сетевого хозяйства; актом от 1 апреля 2014 года о передаче от Управления капитального строительства администрации г.Рязани к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г.Рязани названного объекта; актом от 1 апреля 2014 года о передаче от Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г.Рязани объекта сетевого хозяйства в ведение сетевой организации МУП «РГРЭК»; актом от 16 сентября 2014 года о вводе в эксплуатацию объекта электросетевого хозяйства сетевой организации МУП «РГРЭС» (о соответствии проектной документации и его вводе в действие).

В судебном заседании ОАО «РЭСК» указало на то, что оно с 2011 года уже являлось поставщиком электрической энергии для МУП «Управление Рязанского троллейбуса» (далее МУП «УРТ») по фидеру №45 и с 2013 года по фидеру №35, никакого строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства не было, а 1 апреля 2014 года имела место формальная передача уже введенных в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства (фидеров №35 и №45) на баланс МУП «РГРЭС».

В подтверждение своих доводов ОАО «РЭСК» сослался на: разрешение о допуске в эксплуатацию энергоустановки (фидера №45) выданного Приокским управлением Ростехнадзора 16 декабря 2011 года; на разрешение о допуске в эксплуатацию энергоустановки (фидера №35) выданного Приокским управлением Ростехнадзора 21 ноября 2013 года; на договора поставки электрической энергии, заключенные между ОАО «РЭСК» и МУП «УРТ»; на распоряжение Администрации г.Рязани от 6 февраля 2014 г. № 212-р о передаче в хозяйственное ведение МУП «РГРЭС» двух кабельных линий, построенных в 2011 и 2013 годах; на акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 17 октября 2013г. между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (владельцем сетей следующих за фидерами №35 и №45) и МУП «УРТ»; на акт технологического присоединения от 17 октября 2013г. между ОАО СК Центра и Приволжья» и МУП «УРТ»; на разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки от 1 ноября 2013 года; акт осмотра электроустановки от 21 ноября 2013 года; на акт допуска прибора учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию от 28 ноября 2013 года; другие документы, указывающие на факт поставки энергии по названным линиям в адрес МУП «УРТ».

Суд не может согласиться с названным доводом заявителя, поскольку пункт 231 Основных положений допускает изменение границ не только с фактом строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства, но и с фактом того, что эти объекты являются объектами именно сетевых организаций.

МУП «УРТ» никогда не являлось и не является сетевой организацией, поэтому факт заключения этим предприятием договоров на поставку энергии и получение этой энергии от ОАО «РЭСК», не имеет правового значения для отмены оспариваемых нормативных актов.

Также не имеет правового значения факт подписания МУП «УРТ» актов о его балансовой принадлежности кабельных линий (фидеров №35, 45), поскольку МУП «УРТ» никогда не имело во владении на законных основаниях этих объектов сетевого хозяйства и не являлось их балансодержателем.

Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что в 2011 и в 2013 годах возник сам объект электросетевого хозяйства, строительство которого было запланировано.

Так, из технических условий, выданных 20 октября 2011 года следует, что вновь вводимый объект электросетевого хозяйства обязан обеспечивать бесперебойную работу нового маршрута троллейбусов и должен включать в себя совокупность двух кабельных линий - фидер №45 (первый этап строительства) и фидер №35 (второй этап строительства).

Ввод в эксплуатацию этого объекта сетевого хозяйства состоялся на основании акта от 16 сентября 2014 года.

Факт технической возможности поставки электроэнергии по кабельным линиям (фидера №35 и фидера №45) не говорит о том, что в 2011 и в 2013 годах (на момент заключения договоров поставки энергии) был построен новый, единый, законченный объект электросетевого хозяйства.

Утверждение заявителя о том, что в нарушение пункта 231 Основных положений произошло изменение (изъятие) границ зоны деятельности одного гарантирующего поставщика путем изменения (увеличения) границ зон деятельности другого гарантирующего поставщика, несостоятельно, поскольку этих обстоятельств не произошло, а имели место иные правоотношения, о чем указывалось выше. В данном случае, заявитель неправильно толкует и применяет Основные положения к возникшим правоотношениям.

В силу ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.197, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 13 октября 2006 № 91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии» (в действующей редакции) в части пунктов 165, 166 таблицы приложения №1 к данному постановлению - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца через Рязанский областной суд.

Судья: подпись.

Копия верна: судья Воейков А.А.